Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретаре Бобылевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора по Оренбургской области по охране природы, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области Чаплыгина Д.А. на решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 08 июля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении директора ГУП " Лесхоз" Толстых А.М.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора по Оренбургской области по охране природы, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 30 апреля 2013 года N *** производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении директора ГУП " Лесхоз" Толстых А.М. прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 08 июля 2013 года постановление государственного инспектора по Оренбургской области по охране природы, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 30 апреля 2013 года N *** отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Чаплыгин Д.А. просит об отмене решения судьи районного суда и направлении дела на новое рассмотрение в тот же суд.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена плановая документарная проверка деятельности ГУП " Лесхоз" по вопросу соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды.
Проверкой установлено, что ГУП " Лесхоз" осуществляет деятельность по воспроизводству лесов, лесоразведению и лесомелиорации, заготовке, переработке и реализации древесины.
По результатам проверки Оренбургским природоохранным межрайонным прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении директора ГУП " Лесхоз" Толстых А.М., которым Толстых А.М. вменяется нарушение требований ст. 3, 12, 14 Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха).
Согласно указанному постановлению ГУП " Лесхоз" при осуществлении своей деятельности эксплуатирует стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха (4 лесопильных установок (маховая пилорама, ленточная пилорама), 3 гаража для стоянки и хранения автотранспорта)), передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха (автомобильный транспорт, трактора). Органом прокуратуры сделан вывод о том, что ГУП " Лесхоз" в ходе осуществления своей деятельности производит выброс в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (древесная пыль, диоксид азота, оксид азота, оксид углерода, керосин, диоксид серы, бензин, дизельное топливо), не имея специального разрешения. В качестве доказательств по делу представлены объяснения Толстых А.М., в которых он признает наличие работающих стационарных источников выбросов, отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду.
Государственный инспектор по Оренбургской области по охране природы, главный специалист-эксперт отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области прекратил производство по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, указав на недоказанность наличия в действиях директора ГУП " Лесхоз" Толстых А.М. состава вменяемого ему административного правонарушения.
Прекращая производство по делу, административный орган исходил из того, что органом прокуратуры не представлено доказательств осуществления выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в результате эксплуатации ГУП " Лесхоз" лесопильных устройств, гаражей для хранения и стоянки автотранспорта, автомобильного транспорта, тракторов; указал, что в ходе проверки не производилось натурное обследование территории предприятия, не проводились замеры количества и концентрации загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, не представлены расчеты и иные документальные данные об объемах веществ, поступивших в атмосферу в результате деятельности предприятия, а также влечет ли указанный объем загрязнение воздуха.
Данный вывод должностного лица является правильным по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 8.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В соответствии со ст. 1 Закона об охране атмосферного воздуха под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.
Федеральный закон от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) в ст. 1 определяет понятие "загрязняющее вещество" как вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Из изложенного следует, что для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих, необходимо установить, что его количество и (или) концентрация превысили установленные нормативы.
Согласно п. 6 Порядка установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, утвержденного Приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 N 579 (далее - Порядок) к источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащим государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию, в соответствии с п. 7 настоящего Порядка.
В силу п. 7 Порядка государственному учету и нормированию подлежат вредные (загрязняющие) вещества (за исключением радиоактивных), указанные в Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, приведенном в приложении 2 к Приказу Минприроды России от 31 декабря 2010 N 579, а также не включенные в Перечень загрязняющих веществ вредные (загрязняющие) вещества (за исключением радиоактивных), соответствующие одному из критериев, приведенных в п. 9 настоящего Порядка, а также радиоактивные вещества, выбрасываемые из источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, приведенные в Перечне загрязняющих веществ, суммарный вклад которых в годовую эффективную дозу облучения лиц из критической группы населения, создаваемую выбросом этого источника, составляет не менее 99 %.
Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности) и на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) (п. 5 Порядка).
Таким образом, для привлечения лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ помимо факта выбросов необходимо также подтвердить, что источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получения специального разрешения, поскольку выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе еще не свидетельствует о наличии данного состава административного правонарушения.
Органом прокуратуры не представлено доказательств того, что на момент проверки ГУП " Лесхоз" лесопильные устройства, гаражи для хранения и стоянки автотранспорта, автомобильный транспорт, тракторы
являлись источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Указание на выброс в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (древесной пыли, диоксида азота, оксида азота, оксида углерода, керосина, диоксида серы, бензина, дизельного топлива) не подтверждено натурным обследованием территории предприятия, производством измерения выбросов в атмосферу.
При названных обстоятельствах оснований для отмены постановления государственного инспектора по Оренбургской области по охране природы, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 30 апреля 2013 года N *** не имелось.
Вместе с тем, отменяя указанное постановление и направляя дело на новое рассмотрение в административный орган, судья Ленинского районного суда г. Оренбурга указал на то, что дело рассмотрено с существенным нарушением процессуальных требований.
Судья пришел к выводу о том, что постановление вынесено без учета объяснений Толстых А.М., в котором он подтверждает наличие работающих стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также запрошенных административным органом документов (сведений об инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их источников, сведений о количестве выброшенных загрязняющих веществ в атмосферный воздух с мая 2012 года, сведения о проводимых замерах количества и концентрации загрязняющих веществ (с приложением протоколов отбора проб и их исследования), государственную статистическую отчетность по форме 2-ТП (воздух) за 2012 год, сведения о фактической эксплуатации источников выбросов в атмосферный воздух с мая 2012 года). Данные обстоятельства, по мнению судьи, повлияли на выводы, сделанные по делу.
Судьей также указано, что административным органом не представлено доказательств опровергающих наличие выбросов вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения при осуществлении ГУП " Лесхоз" производственной деятельности.
Решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 08 июля 2013 года подлежит отмене по следующим основаниям.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены в порядке ст. 30.7 КоАП РФ постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Отмена постановления и возвращение дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассматривать дело, допускается в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При вынесении решения судьей районного суда неправильно применены нормы материального права по указанным выше основаниям.
Судьей не было учтено, что объяснения Толстых А.М., данные в ходе проведения проверки, в которых последний подтверждает факт выброса вредных веществ в атмосферный воздух при осуществлении ГУП " Лесхоз" производственной деятельности, не являются юридически значимыми. Выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе еще не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения - выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, т.к. по делу необходимо установить: какие вещества выбрасываются в атмосферу, отнесены ли они к категории загрязняющих веществ, превысила ли концентрация этих веществ установленные нормативы.
Ссылка в решении судьи на то, что дело было рассмотрено без учета истребуемых документов, не свидетельствует о нарушении должностным лицом норм процессуального права, поскольку данные документы в ГУП " Лесхоз" отсутствуют и этому обстоятельству административным органом дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 08 июля 2013 года нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.
Производство по делу подлежит прекращению по основанию, указанному в постановлении государственного инспектора по Оренбургской области по охране природы, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 30 апреля 2013 года N ***.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобу государственного инспектора по Оренбургской области по охране природы, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области Чаплыгина Д.А. удовлетворить частично.
Решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 08 июля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении директора ГУП " Лесхоз" Толстых А.М. отменить.
Производство по делу прекратить по основанию, указанному в постановлении государственного инспектора по Оренбургской области по охране природы, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 30 апреля 2013 года N ***.
Судья Оренбургского
областного суда Каширская Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.