судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Курлаевой Л.И.,
судей Корневой М.А., Хомяковой И.Е.,
при секретаре Дорошкове Л.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Орле гражданское дело по исковому заявлению Исаевой " ... " к администрации Болховского района Орловской области о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации Болховского района Орловской области на решение Болховского районного суда Орловской области от 12 июля 2013 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Исаевой " ... " к администрации муниципального образования Болховский район Орловской области о предоставлении жилья удовлетворить.
Возложить на администрацию МО Болховский район обязанность предоставить Исаевой " ... ", "дата" года рождения, благоустроенное жилое помещение в г. Болхове площадью не менее 28-33 кв. м, по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек (она).
Взыскать с муниципального образования Болховский район Орловской области в пользу Исаевой " ... " госпошлину в размере " ... " рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Корневой М.А., объяснения представителя ответчика Новикова Р.Н., поддержавшего жалобу по изложенным в ней доводам, менеджера органа опеки и попечительства администрации Болховского района Орловской области Лаврушину М.В., полагавшей, что решение суда подлежит отмене по доводам жалобы ответчика, возражения Исаевой Н.Н., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Исаева Н.Н. обратилась в суд с иском к администрации Однолуцкого сельского поселения Болховского района Орловской области об установлении статуса лица, оставшегося без попечения родителей, признании права на внеочередное получение жилого помещения.
В обоснование требований указала, что она "дата" года рождения в "дата" была направлена в Воинский дом ребёнка, так как ее мать Исаева В.Г. не занималась её воспитанием и содержанием. Отца у неё юридически нет. С "дата" года по "дата" год она воспитывалась в Некрасовской школе-интернате, по окончании продолжила обучение в ПУ N 15 г. Болхова.
Ссылалась на то, что она имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, однако при обращении в администрацию Однолуцкого сельского поселения Болховского района Орловской области для поставки её на учёт на внеочередное получение жилья получила отказ по причине отсутствия документов о лишении ее матери родительских прав.
Поскольку какой-либо жилой площади за ней не закреплялось, на праве собственности жилья не имеется, а жилой дом по месту её регистрации находится в аварийном состоянии, просила суд признать за ней право на внеочередное получение жилого помещения и обязать администрацию Однолуцкого сельского поселения Болховского района Орловской области поставить ее на учет на внеочередное получение жилья.
В ходе рассмотрения дела судом по ходатайству Исаевой Н.Н. была произведена замена ненадлежащего ответчика администрации Однолуцкого сельского поселения Болховского района Орловской области на надлежащего - администрацию Болховского района Орловской области (л. д. 82-82 об.), также уточнены исковые требования в части обязания администрации Болховского района Орловской области обеспечить ее жильем (л. д. 111). К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент образования, молодежной политики и спорта Орловской области и Департамент финансов Орловской области (л. д. 2).
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Болховского района Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и неисполнимого.
Приводит доводы об отсутствии юридического лица "администрация муниципальное образование Болховский район Орловской области", на которое суд возложил обязанность предоставить истице жилое помещение. Муниципальное образование Болховский район, с которого суд взыскал государственную пошлину, к участию в деле не привлекалось.
Ссылается на то, что суд вышел за пределы заявленных исковых требований, поскольку с требованиями в той формулировке, в которой их удовлетворил суд истица не обращалась.
Считает, что судебное решение не может быть исполнено немедленно, поскольку очередность предоставления жилых помещений данной категории граждан осуществляется в хронологической последовательности подачи заявлений, внеочередного предоставления жилья законом не предусмотрено. Более того, средства для исполнения оспариваемого решения суда в областном бюджете на 2013 год не предусмотрены.
Проверив законность и обоснованность решения суда согласно требованиям статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.
Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище.
Положениями статьи 37 ЖК РСФСР (действующим до 01.03.2005 г.) было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Позднее Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" подтвердил такое право указанной категории лиц.
Так, согласно абзацу 2 ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ (в действующей редакции) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2013 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом данной части, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 указанного Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичные положения содержит ст. 1 Закона Орловской области от 06.12.2007 N 727-0З (ред. от 05.09.2012, с изм. от 07.12.2012) "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно данному Закону, принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, осуществляется органами местного самоуправления, уполномоченными на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) по месту установления опеки (попечительства), заключения договора о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, по месту нахождения соответствующего учреждения.
Статьей 3 Закона предусмотрен порядок предоставления жилых помещений, а именно: гражданам, перечисленным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения. По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту постановки их на учет общей площадью на одного человека не менее 28-33 квадратных метров (часть 3 в ред. Закона Орловской области от 05.09.2012 N 1400-03).
В силу ст. 5 Закона расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Исаева Н.Н. родилась "дата". в " ... " Болховского района Орловской области (л. д. 20).
По заявлению матери истицы, поскольку последняя вела аморальный образ жизни, решением исполнительного комитета "дата" от 15 "дата" Исаева Н.Н. была направлена в дом ребенка (л. д. 16, 103).
Сведения об отце Исаевой Н.Н. внесены в запись акта о рождении со слов матери, что подтверждается справкой о рождении N от "дата" (л. д. 21).
С "дата" по "дата" Исаева Н.Н. находилась в Некрасовской школе - интернате, а с "дата" по "дата" обучалась в ПУ-15 г. Болхова, где находилась на полном государственном обеспечении (л.д. 102).
Несмотря на то, что с "дата" истица имеет регистрацию в "адрес", фактически с момента окончания ПУ N 15 она постоянно проживает в г. Болхове, где имеет место работы (л. д. 104-105).
Согласно ответу администрации Однолуцкого сельского поселения Болховского района Орловской области от "дата" N на территории Однолуцкого сельского поселения жилое помещение за Исаевой Н.Н. не закреплялось.
Судом также установлено, что Исаева Н.Н. право бесплатной приватизации жилого помещения не использовала, жилого помещения на праве собственности не имеет (л. д. 89, 106).
Из материалов дела следует, что истица обращалась в администрацию Однолуцкого сельского поселения Болховского района Орловской области с заявлением о постановке на льготную очередь для получения жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей, в чем ей было отказано по причине отсутствия документов, подтверждающих лишение её матери Исаевой В.Г. родительских прав (л. д. 25).
Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о том, что Исаева Н.Н. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и ее право на обеспечение жилым помещением до настоящего времени не реализовано, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истица имеет право на обеспечение ее жильем в соответствии с действующим законодательством, а именно благоустроенным жилым помещением в г. Болхов площадью не менее 28-33 кв. м по договору найма специализированного жилого помещения, в связи с чем обязал администрацию Болховского района Орловской области предоставить ей указанное жилое помещение.
Довод жалобы о том, что суд вышел за пределы заявленных исковых требований, судебной коллегией отвергается как несостоятельный, поскольку истицей фактически заявлен иск об устранении нарушения ее жилищных прав как лица из числа детей-сирот, на реализовавших свое право на жилище, которые в результате сводятся к обязанности государства по обеспечению жильем указанной категории граждан. Более того, согласно протоколу судебного заседания от 12 июля 2013 г. истицей заявлено требование обязать администрацию Болховского района Орловской области обеспечить ее жильем (л. д. 111).
Является необоснованным, а, следовательно, не влечет отмену решения суда, как основанный на ошибочном толковании норм материального права и довод жалобы о том, что судебное решение не может быть исполнено немедленно по причине очередности предоставления жилых помещений данной категории граждан в зависимости от даты подачи заявлений, отсутствия установленной законом обязанности внеочередного предоставления жилья и средств в областном бюджете на 2013 год для исполнения оспариваемого решения суда, поскольку по смыслу правовой гарантии, закрепленной в ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2013 г.) лица, указанные в абз. 1 данной статьи подлежат обеспечению жильем по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Между тем, правильно разрешив спор по существу, суд в резолютивной части решения ошибочно возложил обязанность предоставить Исаевой Н.Н. благоустроенное жилое помещение в г. Болхов на администрацию муниципального образования Болховский район, в то время как надлежащим ответчиком по делу была признана администрация Болховского района, и именно ее представитель участвовал при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
В целях исправления допущенной судом первой инстанции неточности, судебная коллегия считает необходимым уточнить резолютивную часть решения в части возложения обязанности по предоставлению истице жилого помещения на администрацию Болховского района Орловской области.
По этим же основаниям не влечет отмену судебного решения и то обстоятельство, что в резолютивной части решения суд ошибочно взыскал государственную пошлину в пользу истицы с муниципального образования Болховский район, поскольку согласно ст. 98 ГПК РФ судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины, понесенные Исаевой Н.Н., подлежат взысканию с ответчика, таковым при рассмотрении дела являлась администрация Болховского района Орловской области.
Иных существенных доводов, свидетельствующих о незаконности принятого решения, влекущих его отмену или изменение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Болховского районного суда Орловской области от 12 июля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Болховского района Орловской области без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения Болховского районного суда Орловской области от 12 июля 2013 г. в части возложения обязанности по предоставлению Исаевой " ... " благоустроенного жилого помещения в г. Болхове площадью не менее 28-33 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения и взыскании в ее пользу государственной пошлины в сумме " ... " рублей на администрацию Болховского района Орловской области.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.