судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Ульянкина Д.В.,
судей Корневой М.А., Хомяковой М.Е.,
при секретаре Шоренко М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Орле гражданское дело по иску Поликарпова " ... " к Бюджетному учреждению Орловской области "Центр социального обслуживания населения города Мценска", администрации г. Мценска Орловской области, Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области об оказании государственной социальной помощи,
по апелляционной жалобе Поликарпова " ... " на решение Мценского районного суда Орловской области от 18 июля 2013 г., которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Поликарпова " ... " к Бюджетному учреждению Орловской области "Центр социального обслуживания населения города Мценска", администрации г. Мценска Орловской области, Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области о выплате адресной социальной помощи отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Корневой М.А., возражения представителя Департамента здравоохранения и социального развития Кондрашовой О.В. судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Поликарпов А.Г. обратился в суд с иском к БУОО "Центр социального обслуживания населения города Мценска" об оказании государственной социальной помощи.
В обоснование заявленных требований указывал, что "дата" обратился к ответчику с заявлением об оказании ему государственной единовременной социальной материальной помощи в текущем 2013 г. для приобретения газовой плиты стоимостью " ... " рублей, пришедшей в негодность в связи с эксплуатацией более 36 лет. В удовлетворении заявления ему было отказано по причине того, что его ежемесячный среднедушевой доход превышает величину прожиточного минимума в Орловской области, который является основным критерием для оказания такой помощи.
Полагая отказ необоснованным, поскольку он состоит на учете в БУОО "Центр социального обслуживания населения города Мценска" как малоимущий гражданин, просил обязать ответчика оказать ему государственную адресную единовременную социальную материальную помощь в 2013 году для приобретения газовой плиты.
При рассмотрении дела судом в качестве соответчиков привлечены администрации г. Мценска Орловской области и Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области (л. д. 27).
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
В обоснование доводов жалобы указывает, что отказ БУОО "Центр социального обслуживания населения города Мценска" в предоставлении адресной социальной помощи является незаконным, поскольку он уже несколько лет состоит на учете как малоимущий одиноко проживающий гражданин и ранее неоднократно получал социальную помощь.
Полагает, что ссылка суда на отсутствие у него права на получение государственной социальной помощи в виде выплаты денежных средств ввиду превышающего величину прожиточного минимума в Орловской области размера пенсии несостоятельна, так как прожиточный минимум не включает в себя расходы на покупку одежды, медикаментов и других предметов.
В судебное заседание истец, а также представители администрации г. Мценска Орловской области и БУОО "Центр социального обслуживания населения города Мценска", извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явились. В связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотрела дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона Орловской области от 29 октября 2003 г. N 357-ОЗ "О государственной социальной помощи в Орловской области" право на получение государственной социальной помощи имеют малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные предусмотренные Федеральным законом "О государственной социальной помощи" категории граждан, зарегистрированные по месту жительства либо по месту пребывания на территории Орловской области, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в Орловской области.
Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения (ст. 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Во исполнение указанного Федерального закона постановлением Правительства Орловской области от 30.04.2013 г N 151 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Орловской области за I квартал 2013 года" установлена величина прожиточного минимума, в том числе для пенсионеров, которая составила 5 133 рубля.
Порядок учета доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими предоставления им материальной помощи определяется в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
Согласно ст. 4 указанного закона расчет среднедушевого дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы его дохода за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации (ст. 5).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров (п. 1 пп. "д").
Материалами дела установлено, что Поликарпов А.Г. зарегистрирован и проживает с составом семьи один человек по адресу "адрес", является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно и получателем пенсии по инвалидности (л. д. 8, 11).
"дата" истец обратился в БУОО "Центр социального обслуживания населения города Мценска" об оказании ему государственной социальной помощи на приобретение газовой плиты.
В оказании государственной социальной помощи Поликарпову А.Г. было отказано на том основании, что на момент обращения его доход превышает установленную на I квартал 2013 года величину прожиточного минимума в Орловской области (л. д. 13).
Учитывая, что в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2003 г. N 44-ФЗ расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи, судом проверялся основной доход Поликарпова А.Г. за соответствующий период, который составил в январе 2013 года " ... " рублей, с февраля по март 2013 года " ... " рублей, с апреля по июнь 2013 года " ... " рублей в месяц (размер пенсии с учетом ЕДВ) (л.д. 14-16).
Также судом установлено, что с января по июнь 2013 года истцу производилась выплата субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере " ... " рублей в месяц (л.д. 37), которая также включается в среднедушевой доход в соответствии с Перечнем видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512.
Таким образом, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд правильно исходил из того, что поскольку совокупный среднедушевой доход истца превышает установленную в Орловской области величину прожиточного минимума для пенсионеров, право на предоставление государственной социальной помощи в виде денежных средств в сумме " ... " рублей либо помощи на приобретение газовой плиты Поликарпов А.Г. не имеет.
Довод жалобы истца о том, что он уже несколько лет состоит на учете как малоимущий одиноко проживающий гражданин является несостоятельным, так как согласно справке БУОО "Центр социального обслуживания населения города Мценска" Поликарпов А.Г. состоит на учете как малообеспеченный пенсионер (л. д. 9), что не соответствует понятию малоимущности для целей, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Ссылка в жалобе на неоднократное получение социальной помощи также не может быть принята во внимание, поскольку не основана на законе в связи с тем, что указанные выплаты производились истцу в исключительном порядке.
Иных существенных доводов, свидетельствующих о незаконности принятого решения, влекущих отмену или изменение решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для ее удовлетворения не имеется.
Фактически доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, основаны на неверном толковании действующего законодательства, не содержит новых обстоятельств, которые не являлись бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают правильность выводов суда, а потому не являются основанием для отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мценского районного суда Орловской области от 18 июля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Поликарпова " ... " - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.