судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Ульянкина Д.В.,
судей Хомяковой М.Е., Корневой М.А.,
при секретаре Шоренко М.А.,
в открытом судебном заседании в г. Орле рассматривала гражданское дело по иску Малооковой Марины Ивановны к администрации г. Орла о признании права на обеспечение жилым помещением, об обязании принять на учет в качестве имеющей право на предоставление благоустроенного жилого помещения, предоставить благоустроенное жилое помещение в г. Орле, по апелляционной жалобе администрации г. Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 26 июля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Малооковой Марины Ивановны к администрации г.Орла о признании права на обеспечение жилым помещением, об обязании принять на учет в качестве имеющей право на предоставление благоустроенного жилого помещения, предоставить благоустроенное жилое помещение в г. Орле удовлетворить.
Обязать администрацию г.Орла поставить Малоокову Марину Ивановну, "дата" года рождения, на учёт детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Признать за Малооковой Мариной Ивановной, "дата" года рождения, право на обеспечение её жилым помещением в соответствии с ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Орловской области от 06.12.2007 N 727-ОЗ (ред. от 06.03.2013) "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Обязать администрацию г. Орла предоставить Малооковой Марине Ивановне, "дата" года рождения, благоустроенное жилое помещение в г. Орле, общей площадью не менее 28-33 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек (она)".
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Хомяковой М.Е., объяснения представителя администрации города Орла по доверенности Полосухиной Л.А. поддержавшей доводы жалобы, представителя Департамента образования и молодежной политики Орловской области и Департамента финансов Орловской области Кондрашовой О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Малоокова М.И. обратилась с иском в суд к администрации г. Орла о признании права на обеспечение жилым помещением, об обязании принять на учет в качестве имеющей право на предоставление благоустроенного жилого помещения, предоставить благоустроенное жилое помещение в г.Орле.
В обоснование требований было указано, что она является ребенком, оставшимся без попечения родителей. С 2010 года обучается на очном отделении " ... " университет. В настоящее время зарегистрирована и проживает в общежитии ВУЗА. После смерти "дата" матери ФИО3, ею был унаследован бревенчатый жилой дом, расположенный в дер. "адрес", который являлся аварийным и был не пригоден для проживания. Из-за отсутствия денежных средств для ремонта дома, она вынуждена была его продать. Она неоднократно обращалась в органы государственной власти и местного самоуправления о предоставлении ей жилого помещения. Однако в предоставлении жилого помещения было отказано в связи с тем, что дом был продан. Полагает, что ей незаконно отказали в предоставлении жилого помещения.
По указанным основаниям, с учетом уточненных требований просила суд обязать администрацию г. Орла поставить её на учёт на предоставление благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признать за ней право на обеспечение её жилым помещением и обязать предоставить ей благоустроенное жилое помещение в г.Орле, общей площадью не менее 28-33 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек.
В судебном заседании истец Малоокова М.И. и её представитель Капустянский В.В. уточненные требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика администрации г.Орла по доверенности Куличкова М.А. просила в иске отказать.
Представитель Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области и Департамента финансов Орловской области по доверенности Гайдуков Р.М. возражал против удовлетворения иска.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация города Орла просит решение суда отменить по мотивам его незаконности и необоснованности.
Ссылается на то, что в нарушение статьи 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 N727-03 "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Малоокова М.И. на учете детей-сирот в администрации города Орла не состоит, поэтому обязанность по предоставлению жилого помещения у ответчика отсутствует.
Указывает на то, что предоставление жилого помещения Малооковой М.И. нарушит права и законные интересы указанной категории лиц, также имеющих право на обеспечение жилым помещением.
Полагает, что действующее законодательство не предусматривает внеочередного предоставления жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приводит доводы о том, что судебное решение без установления срока его исполнения не соответствует нормам действующего законодательства.
Обращает внимание на то, что резолютивная часть решения суда должна содержать требование о включении истицы в Книгу учета и соответствующие списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в противном случае, исполнение решения суда будет затруднительно.
Утверждает, что Малоокова М.И. с "дата" состояла на учете в ЦСОН Хотынецкого района как ребенок, оставшийся без попечения родителей, закончила "дата" " ... " "Профессиональное училище N", расположенное в поселке Хотынец Орловской области, по окончании которого в силу Закона Орловской области она должна была принята на учет и обеспечена жилым помещением администрацией Хотынецкого района.
Говорит о том, что истица была обеспечена жилым помещением на территории Хотынецкого района Орловской области, которое было ею продано добровольно в 2005 году с целью ухудшения своих жилищных условий.
Кроме того, истицей не было представлено доказательств, подтверждающих непригодность наследственного дома для проживания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу части 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (п. 3).
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Аналогичные положения содержит ст. 1 Закона Орловской области от 06.12.2007 N 727-ОЗ (ред. от 05.09.2012, с изм. от 07.12.2012) "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа".
Согласно данному Закону принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, осуществляется органами местного самоуправления, уполномоченными на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) по месту установления опеки (попечительства), заключения договора о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, по месту нахождения соответствующего учреждения.
Статьей 3 Закона предусмотрен порядок предоставления жилых помещений, а именно: гражданам, перечисленным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения. По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту постановки их на учет общей площадью на одного человека не менее 28 - 33 квадратных метров (часть 3 в ред. Закона Орловской области от 05.09.2012 N 1400-ОЗ).
В силу ст. 5 Закона расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Материалами дела подтверждается, что Малоокова М.И., "дата" года рождения, состояла на учете в ЦСОН Хотынецкого района как ребенок, оставшийся без попечения родителей, поскольку ее родители, отец ФИО2 и ФИО3 умерли, соответственно, "дата" и "дата". (л.д.10, 13).
После окончания школы обучалась в ОГОУ НПО "Профессиональное училище N".
"дата" Малоокова М.И. была зачислена на 1 курс очного отделения инженерно-строительного института " ... " и в настоящее время является студенткой 3 курса.
Согласно приказу " ... " N от "дата" Малоокова М.И. вселена в общежитие, расположенное по адресу: "адрес", пе "адрес" с "дата", где зарегистрирована и проживает в настоящее время.
Из материалов дела усматривается, что за Малооковой М.И. жилое помещение не закреплялось, обращения в администрацию по вопросу предоставления ей отдельного жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остались без удовлетворения по причине наличия у истицы на праве собственности жилого дома в дер. "адрес", последствии проданного.
Из материалов наследственных дел N, N усматривается, что Малоокова М.И. после смерти своих родителей унаследовала денежные вклады, земельную долю сельскохозяйственных угодий, площадью 9,0 га, жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: "адрес"
"дата" истицей на унаследованной жилой дом зарегистрировано право собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации собственности " ... ".
Однако, допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО4 и ФИО5 пояснили, что унаследованный дом был непригоден для постоянного проживания.
Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела фотоснимками жилого дома.
Согласно информации, предоставленной МБТИ, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области истица не имеет в собственности жилые помещения на территории Орловской области и г.Орла.
Данные обстоятельства ответчиками не оспаривались
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, разрешая спор по существу, пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку установил, что Малоокова М.И. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, жилым помещением не обеспечена и имеет право на жилое помещение в соответствии с "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
Вопреки доводам жалобы о том, что истица должна быть обеспечена жилым помещением администрацией Хотынецкого района на территории района, суд обоснованно возложил на администрацию г.Орла обязанность по поставке Малооковой М.И. на учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений и по предоставлению истице благоустроенного жилого помещения в г.Орле.
Судебная коллегия не находит оснований усомниться в правильности сделанных судом выводов, поскольку Малоокова М.И. в настоящее время постоянно проживает в г.Орле, в собственности жилого помещения не имеет и членом семьи нанимателя жилого помещения не является.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что предоставление истице жилого помещения нарушит права и законные интересы указанной категории лиц, не соответствует ч.2 ст.57 ЖК РФ, которая не содержит указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Довод апелляционной жалобы о том, что истица была обеспечена жилым помещением на территории Хотынецкого района Орловской области, которое добровольно продала с целью ухудшения жилищных условий, не может быть принят во внимание, поскольку не опровергает установленные судом первой инстанции обстоятельства о нуждаемости истицы в жилом помещении, отвечающем в силу ст.ст.15,51 Жилищного кодекса Российской Федерации установленным для жилых помещений требованиям и пригодном для проживания.
Кроме того, наличие ранее у истицы на праве собственности ветхого жилого помещения, полученного в порядке наследования, не лишает истицу, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, социальной защиты со стороны государства.
Доводы апелляционной жалобы по существу являются позицией истца, изложенной в иске, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Орла от 26 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Орла - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.