Постановление Орловского областного суда от 10 октября 2013 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Орловского областного суда Л.Л.Санина, рассмотрев надзорную жалобу Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Орел" на постановление судьи Железнодорожного районного суда г.Орла от 16 июля 2013 года и решение судьи Орловского областного суда от 19 августа 2013 года, вынесенные в отношении Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Орел", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Железнодорожного районного суда г.Орла от 16 июля 2013 года Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы "Орел" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Орловского областного суда от 19 августа 2013 года решение судьи Железнодорожного районного суда г.Орла от 16 июля 2013 года оставлено без изменения.
В надзорной жалобе Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы "Орел" ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях организации состава административного правонарушения.
Указывает, что принятые по делу судебные акты противоречат позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 05.12.2012 года N30-П, согласно которой порядок проведения митингов, демонстраций и шествий не должен применяться с молитвенным и религиозным собраниям, проводимым в нежилом помещении, если ни содержание религиозного мероприятия, ни местонахождение жилого помещения не требует от органов публичной власти принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка, безопасности и спокойствия граждан. Ссылается на то, что фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что в данном случае со стороны органов власти и правоохранительных органов не требовалось контроля за проведением публичного мероприятия, поскольку какой-либо потенциальной угрозы для безопасности участников мероприятия или возникновения массовых беспорядков не имелось.
Полагает, что при рассмотрении дела не установлено наличие события административного правонарушения, поскольку судьей не проверен факт организации религиозного богослужения, как публичного мероприятия, отвечающего требованиям Федерального закона от 19.06.2004 года N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а также обсуждаемые на данном публичном мероприятии вопросы (темы), выдвижение по ним каких-либо требований.
Приводит доводы о том, что в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2004 года N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется Федеральным законом от 26.09.1997 года N125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", которым предусмотрен иной порядок проведения религиозных мероприятий. Кроме того, согласно ст.7 Федерального закона от 19.06.2004 года N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" требования к порядку уведомления при проведении публичного мероприятии не распространяются на собрания. Таким образом, судебными инстанциями сделан ошибочный вывод о том, что религиозное богослужение Свидетелей Иеговы представляло собой публичное мероприятие, которое может быть проведено только с предварительного уведомления органов местного самоуправления.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы надзорной жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.
В соответствии со статьей 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию и убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов. Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.
В силу ч.2 ст.16 Федерального закона от 26.09.1997 года N125-ФЗ (в редакции от 23.07.2008 года) "О свободе совести и религиозных объединениях" богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.
Согласно ч.5 ст.16 указанного Федерального закона в иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.
Федеральным законом от 19.06.2004 года N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации.
В силу п.1 ч.4 ст.5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 названного Федерального закона.
В части 1 статьи 7 указанного Федерального закона предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней со дня проведения публичного мероприятия.
В соответствии с п.2 ст.2 Закона Орловской области от 13.07.2007 года N694-ОЗ (в редакции от 17.03.2009 года N880-ОЗ) "О порядке подачи уведомлений о проведении митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Орловской области" исполнительно-распорядительный орган городского округа, городского (сельского) поселения уполномочен принимать уведомления о проведении публичных мероприятий на соответствующей территории, предоставляемые их организаторами в письменной форме.Статьей 5 Закона Орловской области от 25.12.2012 года N1445-ОЗ "Об отдельных правоотношениях, связанных с проведением публичных мероприятий" определена предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, которая составляет 100 человек.
Согласно ч.2 ст.20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до пятидесяти часов; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно материалам дела, "дата" в помещении " ... ", расположенного по адресу: "адрес", Местной религиозной организацией Свидетелей Иеговы "Орел" было организовано и проведено публичное мероприятие, а именно публичное религиозное культовое действие в форме публичного богослужения, в котором приняло участие 590 человек, без подачи в установленном порядке уведомления о проведении данного публичного мероприятия в орган местного самоуправления - Администрацию г.Орла.
Указанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от " ... " (л.д " ... "), объяснениями представителя МРО Свидетелей Иеговы "Орел" ФИО., объяснениями свидетелей ФИО2., ФИО3 (л.д. " ... "), договором на оказание услуг между " ... " и Местной религиозной организацией Свидетели Иеговы "Орел" (л.д. " ... "), заключением о результатах религиоведческого исследования видеозаписей мероприятия, проведенного религиозной организацией "Свидетели Иеговы", согласно которому проведенное мероприятие представляет собой религиозное культовое действие в форме публичного богослужения, в ходе которого решались и организационные вопросы (л.д. " ... "), письмом главы администрации г.Орла от " ... ", из которого следует, что представители Местной религиозной организации "Свидетелей Иеговы" с целью получения разрешения на проведение публичных мероприятий на "дата" в администрацию города Орла не обращались (л.д. " ... "), выпиской из ЕГРЮЛ, из которой усматривается, что Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы "Орел" зарегистрирована в качестве юридического лица (л.д. " ... ").
Каждое доказательство получило оценку в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ на предмет его допустимости и достоверности, а все собранные по делу доказательства с точки зрения их достаточности для правильного разрешения дела.
С учетом анализа имеющихся в деле доказательств в их совокупности, а также конкретных обстоятельств дела, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, судья пришел к обоснованному выводу о привлечении Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Орел" к административной ответственности по ч.2 ст.20.2 КоАП РФ.
Изложенные в жалобе доводы о том, что при проведении "дата" публичного богослужения контроля со стороны органов власти и правоохранительных органов за его проведением не требовалось, являются необоснованными.
Как следует из материалов дела, публичное мероприятие проводилось представителями Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Орел" в нежилом помещении - " ... ", в нем приняло участие 590 человек. При этом из объяснений заместителя директора " ... " ФИО3 следует, что во время проведения мероприятия религиозной организацией Свидетелей Иеговы входы в здание " ... " были открыты для свободного посещения, никем не контролировались (л.д. " ... ").
Согласно справке УМВД России по Орловской области в непосредственной близости от " ... " расположены культовые здания других религиозных конфессий - Церковь Местной религиозной организации Христианской Церкви Божией "Воскресение" г.Орел Объединенного союза Христиан Веры Евангельской (пятидесятники); церковь Местной православной религиозной организации Прихода храма Иверской иконы Божией Матери города Орла Орловско-Ливенской епархии Русской Православной Церкви; молельное здание Местной религиозной организации мусульман Болховского района "Общество мусульман". Кроме того, рядом располагается средняя общеобразовательная школа " ... " и " ... ", которая является стратегическим объектом.
Установив указанные обстоятельства, судья Орловского областного суда пришел к правильному выводу о том, что в данном случае имелась необходимость уведомления органов публичной власти о проведении публичного религиозного мероприятия Местной религиозной организацией Свидетелей Иеговы "Орел".
Иные доводы надзорной жалобы не являются основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку основаны на неверном толковании норм права. Аналогичные доводы являлись предметом рассмотрения судьи районного суда, были проверены при пересмотре дела об административном правонарушении судьей второй инстанции и обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебных решениях, вынесенных по настоящему делу.
Законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений сомнений не вызывает.
Постановление о назначении Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Орел" административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Орел" в пределах санкции ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛА:
постановление судьи Железнодорожного районного суда г.Орла от 16 июля 2013 года и решение судьи Орловского областного суда от 19 августа 2013 года, вынесенные в отношении Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Орел", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, оставить без изменения, надзорную жалобу Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Орел"- без удовлетворения.
Заместитель председателя суда Л.Л. Санина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.