судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Курлаевой Л.И.
судей Хомяковой М.Е., Корневой М.А.
при секретаре Дорошкове Л.Е.
в открытом судебном заседании в г. Орле рассматривала гражданское дело по иску Красновой Натальи Викторовны к Администрации г.Орла, Департаменту финансов Орловской области, Департаменту образования, молодежной политики и спорта Орловской области о предоставлении жилого помещения, по апелляционной жалобе администрации г. Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 2 августа 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Красновой Натальи Викторовны к Администрации г.Орла, Департаменту финансов Орловской области, Департаменту образования, молодежной политики и спорта Орловской области о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.
Обязать администрацию г.Орла предоставить Красновой Наталье Викторовне благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 28-33 кв.м. по договору найма муниципального специализированного жилого помещения".
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Хомяковой М.Е., объяснения представителя администрации города Орла по доверенности Полосухиной Л.А. поддержавшей доводы жалобы, представителя Департамента образования и молодежной политики Орловской области и Департамента финансов Орловской области Кондрашовой О.В., не согласного с решением суда, объяснения истицы Красновой Н.В. и ее представителя Аксенова А.И., просивших оставить решение суда без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Краснова Н.В. обратилась в суд с иском к Администрации г.Орла, Департаменту финансов Орловской области, Департаменту образования, молодежной политики и спорта Орловской области о предоставлении жилого помещения.
В обоснование требований было указано, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей. "дата" решением Новодеревеньковского районного суда Орловской области ее родители были лишены родительских прав, в связи с чем с 2001 года она была воспитанницей Мценского детского дома. С 2010 года и по настоящее время является учащейся техникума госуниверситета " ... ". "дата" постановлением главы администрации г. Орла N она поставлена на учет детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. "дата" она закончила учебу в техникуме и по окончании учебного заведения должна освободить общежитие. Закрепленного жилого помещения, а также жилого помещения в собственности или на праве социального найма, она не имеет и жить ей негде.
По изложенным основаниям просила суд обязать администрацию города Орла предоставить по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью на одного человека не ниже установленной нормы предоставления.
В судебном заседании Краснова Н.В. и ее представитель Аксенов А.И. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель администрации г.Орла Полосухина Л.А. и представитель Департамента финансов Орловской области и Департамента образования, культуры и молодежной политики Орловской области Ступин Д.А. возражали против удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация г.Орла просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.
Ссылается на то, что Краснова Н.В. постановлением администрации г.Орла N была принята на учет лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда только 03.06.2013, в связи с чем не была включена в утвержденный на 2013 год по муниципальному образованию "Город "Орел" Список лиц данной категории.
Полагает, что решение суда об обязании предоставить жилое помещение истице без учета включенных в Список лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения на территории города Орла нарушает права указанной категории лиц.
Считает, что у истицы отсутствует право на незамедлительное предоставление жилья, поскольку п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖУ РФ о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма данной категории лиц с 01.01.2013 утратил силу.
Обращает внимание на то, что обязание судом ответчика по предоставлению жилого помещения без установления срока влечет немедленное его исполнение на основании постановления судебного пристава-исполнителя, что является незаконным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого определения в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу части 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 указанного Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями..
Аналогичные положения содержит ст. 1 Закона Орловской области от 06.12.2007 N 727-ОЗ (ред. от 05.09.2012, с изм. от 07.12.2012) "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа".
Согласно данному Закону принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, осуществляется органами местного самоуправления, уполномоченными на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) по месту установления опеки (попечительства), заключения договора о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, по месту нахождения соответствующего учреждения.
Статьей 3 Закона предусмотрен порядок предоставления жилых помещений, а именно: гражданам, перечисленным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения. По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту постановки их на учет общей площадью на одного человека не менее 28 - 33 квадратных метров (часть 3 в ред. Закона Орловской области от 05.09.2012 N 1400-ОЗ).
В силу ст. 5 Закона расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Материалами дела подтверждается, что Краснова Н.В. "дата" года рождения относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Новодеревеньковского районного суда Орловской области от "дата" родители Красновой Н.В. - ФИО1 и ФИО2 были лишены родительских прав (л.д.6-8).
Постановлением главы администрации Новодеревеньковского района Орловской области N от "дата" Краснова Н.В. определена в детский дом, этим же постановлением за ней была закреплена жилая площадь в "адрес" (л.д.9,24).
Согласно справки, выданной директором Мценского детского дома - школы Краснова Н.В являлась воспитанницей Мценского детского дома с "дата" по "дата" (л.д.11,34).
После окончания школы Краснова Н.В. с "дата" по "дата" обучалась в техникуме госуниверситета " ... " и была временно вселена в общежитие расположенное по адресу "адрес" (л.д.12,13).
Согласно свидетельству N от "дата" Краснова Н.В. по месту пребывания в указанном общежитии была зарегистрирована по 25.09.2013 (л.д.33).
Справкой начальника ОНД по Новодеревеньковкому району Орловской области установлено, что "дата" в жилом доме ответственного квартиросъемщика ФИО1 по адресу: "адрес" произошел пожар, в результате которого было уничтожено строение дома, вещи и предметы домашнего обихода.
Согласно заключению Межведомственной комиссии N от "дата" при администрации Новодеревеньковского района Орловской области закрепленное за Красновой Н.В. жилое помещение по адресу: "адрес" признано не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодным доля проживания (л.д.37).
Из справки администрации Новодеревеньковского района Орловской области N-оп от "дата" усматривается, что Краснова Н.В. не состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений (л.д.36).
Согласно информации, предоставленной МБТИ, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области истица не имеет в собственности жилые помещения на территории Орловской области и г.Орла (л.д.14,41).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, разрешая спор по существу, пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку установил, что Краснова Н.В. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, жилым помещением не обеспечена и имеет право на жилое помещение в соответствии с Законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
Судебная коллегия не находит оснований усомниться в правильности сделанных судом выводов, поскольку Краснова Н.В. в настоящее время постоянно проживает в г.Орле, в собственности жилого помещения не имеет и членом семьи нанимателя жилого помещения не является.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Краснова Н.В. была принята на учет лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения только "дата", в связи с чем не была включена в Список лиц данной категории, утверждаемый ежегодно до 1 июня текущего года, судебная коллегия признает несостоятельными, так как исходя из положений Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе указанные положения не содержат указания на дату постановки на льготный учет и список очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей.
Сам по себе факт учета лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что предоставление истице жилого помещения нарушит права и законные интересы указанной категории лиц, не соответствует ч.2 ст.57 ЖК РФ, которая не содержит указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Проанализировав иные доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правовых оснований к отмене решения суда они не содержат, сводятся к несогласию истца с выводами суда и направлены на иную оценку исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией.
В то же время, признавая решение суда правильным, судебная коллегия полагает возможным в порядке ч. 4 ст. 1, ст. 200 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исправить допущенную судом первой инстанции техническую описку в первом абзаце резолютивной части решения, изложив его в следующей редакции: "Исковые требования Красновой Натальи Викторовны к Администрации г.Орла о предоставлении жилого помещения удовлетворить."
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Орла от 2 августа года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Орла - без удовлетворения.
Исправить техническую описку, допущенную в первом абзаце резолютивной части решения, изложив его в следующей редакции: "Исковые требования Красновой Натальи Викторовны к Администрации г.Орла о предоставлении жилого помещения удовлетворить."
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.