Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующегоУглановой М.А.
судей Сафроновой Л.И., Хомяковой М.Е.
при секретаре Шоренко М.А.
в открытом судебном заседании в г.Орле рассматривала гражданское дело по иску Глазуновой Л.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости
по апелляционной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г.Орла от 01 августа 2013 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Глазуновой Л.В., удовлетворить.
Признать за Глазуновой Л.В. право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии со ст.34 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 (три) года.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области назначить Глазуновой Л.В. пенсию по старости досрочно с 25 июня 2013года".
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Сафроновой Л.И., объяснение представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Ковалевой Н.Л., поддержавшей доводы жалобы, возражения Глазуновой Л.В., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Глазунова Л.В. обратилась в суд с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на три года.
В обоснование заявленных требований указывала, что в период с момента рождения с "дата" по 27 мая 1994 года была постоянно зарегистрирована и проживала в "адрес", которое относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а в период с 27 мая 1994г. по 08 ноября 2005г. постоянно проживала в данном населенном пункте без регистрации.
Однако Управление отказало ей в назначении льготной пенсии по тем основаниям, что представленная справка с места фактического проживания не содержит основания выдачи, следовательно, не является правоопределяющим документом для рассмотрения вопроса о досрочном назначении пенсии.
Полагая отказ необоснованным, первоначально просила установить факт её проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в связи с аварией на ЧАЭС в период с 26 апреля 1986г. по 01 февраля 1998г. по адресу: "адрес", признать за ней право на назначение досрочной пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года, обязать ответчика назначить пенсию по старости досрочно с 25 июня 2013г.
В судебном заседании истец Глазунова Л.В. уточнила исковые требования, в окончательном варианте просила признать за ней право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии со ст.34 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года за период проживания в "адрес" с 26 апреля 1986г. по август 1995года. Обязать ответчика назначить пенсию по старости досрочно с 25 июня 2013 года.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области просит об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального права.
Полагает, что у суда не имелось законных оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку период постоянного проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден регистрацией по месту жительству.
Кроме того, ссылается на то, что пенсия истцу может быть назначена только с момента вступления решения суда в законную силу.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года
N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1992 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статье 34 приведенного Закона гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 Закона РФ первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями
32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В связи с принятием Определения Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
В силу части 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В силу статьи 3 приведенного Закона, а также пункта 4 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ.
Из указанных норм права следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
В соответствии с Конституцией РФ (ст.20) и международными актами о правах человека, каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.
Как усматривается из материалов дела, Глазунова Л.В., "дата" рождения, обратилась в ГУ - УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости.
03 июня 2013 года ей в назначении пенсии было отказано.
В качестве основания отказа в досрочном назначении пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ответчик указывал на отсутствие постоянного проживания на "загрязненной" территории определенного количества лет, подтвержденного регистрацией по месту жительства (л.д.4).
Между тем, при рассмотрении дела судом установлено, что Глазунова Л. В. в период с 26 апреля 1986г. по 01 февраля 1998г., хотя и была зарегистрирована по адресу: "адрес", однако фактически проживала в "адрес".
Указанные обстоятельства подтверждаются копией паспорта Глазуновой Л. В., копией карточки прописки (форма N), а также справкой за подписью главы администрации " ... " сельского поселения "адрес" N, из которой следует, что Глазунова Л.В. проживала с "дата" по 27.05.1994 в "адрес". Однако подтвердить, что Глазунова Л.В. проживала по указанному адресу после 1994 года не представляется возможным в связи с пожаром в здании администрации 25.01.2003 года (л.д.6-7, 16, 17).
Тот факт, что в указанной справке отсутствует основание ее выдачи, не является бесспорным основанием к отказу в удовлетворении требований истца, поскольку Глазуновой Л.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью " ... ", расположенный в "адрес" и выделенный для землепользования на основании Постановления главы " ... " сельского совета от 02.10.1993года N, что подтверждается копией свидетельства на право собственности на землю N, выданного 02.10.1993.
Факт проживания истца в "адрес" в спорный период также подтверждается копией личной карточки N работника " ... " Глазуновой Л.В., в которой адресом проживания последней указано "адрес" (л.д.26); справкой от 27.06.2013 за подписью директора МБОУ " ... " ФИО5, выданной на основании записи в книге учёта и записи свидетельств, похвальных листов средней школы N "адрес" от 11 июня 1999 г., из которой следует, что сын истца Глазуновой Л. В. - ФИО6, "дата" рождения обучался в средней школе N "адрес" с 01.09.1995 по 11.06.1999 (л.д.34), при этом из алфавитной книги записи учащихся школы видно, что местом проживания несовершеннолетнего сына истца Глазуновой Л.В. являлось "адрес" (л.д. 35-36); справкой "МБОУ " ... " N от 27.06.2013, согласно которой сын истца ФИО6 обучался в вышеуказанной школе с 01.09.1990 по 25.08.1994 (л.д.34); историей развития ребенка БУЗ " ... " ФИО12, "дата" рождения, где место жительства указано "адрес" (л.д. 45-46).
Кроме того, допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО7, ФИО8, являющиеся соседями истца по "адрес", подтвердили факт постоянного проживания Глазуновой Л.В. по данному адресу в спорный период времени.
Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имелось, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела.
Указанный населенный пункт - "адрес", где фактически проживает истец, - в силу распоряжения Правительства РФ от 28.12.1991 N 237-Р и постановления Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582 ( в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2005 N 197) с 26.04.1986 по настоящее время относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии со ст. 56 ч.1 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу, что истцом Глазуновой Л.В. представлено достаточно доказательств, подтверждающих факт её постоянного проживания в оспариваемый период в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а именно в "адрес".
Таким образом, установив обстоятельства, свидетельствующие о том, что истец в оспариваемый период постоянно проживала на территории, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о признании за ней права на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на три года.
По изложенным основаниям не влекут отмену решения суда доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что постоянное проживание на "загрязненной территории" подтверждается только регистрацией по месту жительства, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Отсутствие документов, подтверждающих регистрацию истца в "адрес" в период с 26.04.1986 по 01.02.1998, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, так как пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания, и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания.
Также является несостоятельным и довод жалобы ответчика о необоснованном назначении пенсии истцу с 25.06.2013, поскольку в соответствии с подпунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Удовлетворяя требования Глазуновой Л.В. и обязывая ГУ - УПФ РФ в
г.Орле и Орловском районе Орловской области назначить ей пенсию с 25.06.2013, суд первой инстанции правильно исходил из того, что на указанную дату у истца возникло право на назначение льготной пенсии, однако ей в этом было необоснованно отказано.
Судебная коллегия полагает, что суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Оснований к отмене решения суда первой инстанции, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г.Орла от 01 августа 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ- Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.