судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Углановой М.А.,
судей Сафроновой Л.И., Хомяковой М.Е.,
при секретаре Шоренко М.А.,
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску И.И.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области о включении периодов обучения
в специальный трудовой стаж,
по апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 06 августа 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования И.И.В. удовлетворить.
Включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, И.И.В. период обучения с "дата" по "дата" в " ... " педагогическом училище им. К.Н.К..
Обязать ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить И.И.В. и производить выплату досрочной трудовой пенсии с "дата"".
Заслушав доклад судьи областного суда Углановой М.А., выслушав объяснения представителя ГУ - УПФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности К.Н.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу И.И.В. , исследовав материалы дела, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
И.И.В. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи
с осуществлением педагогической деятельности периода её обучения с "дата" по "дата" в " ... " педагогическом училище имени К.Н.К., и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента возникновения права на пенсию.
В обоснование заявленных требований указывала, что до поступления в " ... " педагогическое училище имени К.Н.К. с "дата" по "дата" работала " ... " детского сада N в "адрес". В период обучения в указанном педагогическом училище действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которое утратило силу на территории РФ в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 953. Полагала, что указанное Положение должно применяться к спорным правоотношениям.
Ссылалась на то, что ответчик отказал ей во включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности спорного периода по тому основанию, что это не предусмотрено действующим законодательством.
Считала данный отказ незаконным, поскольку на момент обращения
в пенсионный орган она выработала необходимый педагогический стаж, требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии
с законодательством, действовавшим на момент приобретения права.
По указанным основаниям просила включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности период её обучения
с "дата" по "дата" в " ... " педагогическом училище имени К.Н.К. и назначить трудовую пенсию по старости с "дата".
Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Полагает необоснованным вывод суда о необходимости включения в специальный стаж периода обучения И.И.В. с "дата" по "дата" в " ... " педагогическом училище имени К.Н.К., поскольку действующим на день установления трудовой пенсии по старости законодательством не предусмотрено включение спорного периода в педагогический стаж.
Ссылается на то, что у суда первой инстанции не было оснований для назначения истице пенсии по старости с "дата", поскольку такое право у неё может возникнуть только после вступления в законную силу решения суда.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года
N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 приведенного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 2 ст. 27 вышеуказанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, "дата" И.И.В. обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о досрочном назначении пенсии как лицо, осуществляющее педагогическую деятельность не менее 25 лет.
Решением ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области от "дата" истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей.
В педагогический стаж И.И.В. не был включен период её обучения
с "дата" по "дата" в " ... " педагогическом училище имени К.Н.К., поскольку действующее законодательство такого зачета не предусматривает (л.д. 10).
Судом установлено и подтверждается материалам дела, что с "дата" по настоящее время истица осуществляет педагогическую деятельность в образовательных учреждениях.
Из трудовой книжки И.И.В. следует, что "дата" она назначена на должность " ... " в ясли - сад N, "дата" освобождена от занимаемой должности; с "дата" по "дата" работала в должности " ... " детского сада N; с "дата" по "дата" истица работала в должности учителя " ... " в средней школе N
г. Орла; с "дата" она работала учителем " ... " в " ... " средней школе " ... " района; с "дата" по "дата" - учителем " ... " в " ... " школе; с "дата" по "дата" - воспитателем в " ... " школе - интернат; с "дата" по настоящее время истица работает преподавателем в " ... " школе (л.д. 11-16).
Указанные обстоятельства также подтверждаются архивной справкой N от "дата", архивной справкой N от "дата", справкой N от "дата", справкой N от "дата", справкой N от "дата", справкой N от "дата", архивной справкой N от "дата", архивной справкой N от "дата", архивной справкой N от "дата", справкой N от "дата" (л.д. 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28).
Из материалов дела также следует, что в период с "дата" по "дата" истица работала " ... " детского сада N "адрес"; с "дата" по "дата" И.И.В. ( С.И.В. ) обучалась в " ... " педагогическом училище имени К.Н.К., окончив полный курс по специальности " ... " и решением государственной квалификационной комиссии от "дата" истице присвоена квалификация " ... " (л.д. 17).
Разрешая заявленные исковые требования о включении в специальный стаж периода обучения И.И.В. в " ... " педагогическом училище имени К.Н.К. с "дата" по "дата", суд первой инстанции правильно исходил из того, что действовавшее в этот период пенсионное законодательство предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истицы в области пенсионного законодательства.
При этом суд первой инстанции обоснованно принял во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, согласно которой в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию
в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются.
Кроме того, из разъяснений, содержащихся в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года
N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", следует, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
В указанный спорный период времени действовало Положение
о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 (далее - Положение), которое утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации N 953 от 22 сентября 1993 года.
В силу п. п. 1, 2 Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается период обучения, при условии, что данному периоду непосредственно предшествовала
и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Согласно п. 4 Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось
в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, не содержит указаний на то, что при исчислении стажа на соответствующих видах работ по нормам ранее действовавших нормативных правовых актов необходимо, чтобы работниками был выработан общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично.
Период обучения И.И.В. относится к периодам деятельности до "дата", то есть до установления нового правового регулирования назначения трудовых пенсий педагогическим работникам.
Таким образом, вышеназванный период обучения истицы правильно включен судом в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у неё на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Поскольку включение вышеуказанного периода составляет необходимую продолжительность специального стажа, дающего истице право на досрочную трудовую пенсию по старости, а также учитывая соблюдение иных условий, предусмотренных п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" о достижении истцом возраста и наличии страхового стажа, суд первой инстанции обоснованно обязал ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить И.И.В. трудовую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган, то есть с "дата".
Ссылка в апелляционной жалобе ответчика на то, что на ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области необоснованно возложена обязанность по назначению истцу пенсии с "дата" не влечет отмену состоявшегося по делу решения суда первой инстанции, поскольку основана на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Иных доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, ввиду чего отсутствуют основания для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г. Орла от 06 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.