судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Склярука С.А.
судей Углановой М.А., Сабаевой И.Н.
при секретаре Аксютич А.А.
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску Н.Ю.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Залегощенском районе Орловской области о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в Залегощенском районе Орловской области на решение Залегощенского районного суда Орловской области от 23 августа 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Н.Ю.А. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Залегощенском районе Орловской области удовлетворить.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Залегощенском районе Орловской области включить в установленном законом порядке (исчислении) в специальный трудовой стаж Н.Ю.А. , дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173 ФЗ от 17.12.2001 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации:
с "дата" по "дата",
с "дата" по "дата",
с "дата" по "дата",
с "дата" по "дата",
с "дата" по "дата",
с "дата" по "дата",
с "дата" по "дата",
с "дата" по "дата",
с "дата" по "дата",
с "дата" по "дата",
с "дата" по "дата";
период прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР в календарном порядке с "дата" по "дата".
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Залегощенском районе Орловской области назначить Н.Ю.А. досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", со дня фактического обращения за ней, т.е. с "дата".
Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Залегощенском районе Орловской области в пользу Н.Ю.А. в возмещение судебных расходов " ... " ( " ... ") рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Углановой М.А., выслушав объяснения представителя ГУ - УПФ в Залегощенском районе Орловской области по доверенности М.М.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу истца Н.Ю.А. , исследовав материалы дела, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Н.Ю.А. обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ
в Залегощенском районе Орловской области о включении периодов работы
в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения с заявлением
в пенсионный орган.
В обоснование требований указал, что, имея трудовой стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости на льготных условиях в связи с осуществлением лечебной деятельности с "дата" в учреждениях здравоохранения, он обратился в ГУ - УПФ
в Залегощенском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Однако ему было в этом отказано ввиду отсутствия у него необходимого для этого стажа.
Из стажа его работы были исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации и период прохождения военной службы по призыву.
Полагая данный отказ незаконным, Н.Ю.А. просил суд обязать ГУ - УПФ РФ в Залегощенском районе Орловской области включить
в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации:
с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата",
с "дата" по "дата"; период прохождения военной службы по призыву с "дата" по "дата"; обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения в пенсионный орган, то есть с "дата".
Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в Залегощенском районе Орловской области просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Полагает необоснованным вывод суда первой инстанции
о необходимости включения в специальный стаж истца периодов его обучения на курсах повышения квалификации и службы в армии, поскольку действующим законодательством РФ не предусмотрено включение данных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения исходя из доводов апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года
N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 приведенного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 2 ст. 27 вышеуказанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии
с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитывается в стаж в календарном порядке (год за год).
Ранее действующее Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 предусматривало исчисление сроков выслуги врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно- профилактических учреждений всех форм собственности из расчета один год за один год и три месяца. С 01 ноября 1999 года Постановлением Правительства РФ от 21.09.1999 года N 1066 были утверждены новые Правила исчисления сроков выслуги и новый Список должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Они также предусматривали зачет медицинскому персоналу одного года работы в сельской местности и поселке городского типа за один год и три месяца.
Как усматривается из материалов дела, "дата" Н.Ю.А. обратился в ГУ - УПФ РФ в Залегощенском районе Орловской области
с заявлением о досрочном назначении пенсии как лицо, осуществляющее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет (л.д. 63-64).
Решением ГУ - УПФ РФ в Залегощенском районе Орловской области от "дата" истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа осуществления лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения. В специальный стаж Н.Ю.А. не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", а также период прохождения военной службы по призыву с "дата" по "дата", поскольку действующее законодательство РФ такого зачета не предусматривает (л.д. 47-48).
Судом установлено и подтверждается материалам дела, что "дата" Н.Ю.А. поступил в " ... " государственный медицинский институт и "дата" его окончил по специальности лечебное дело, с присвоением квалификации врача (л.д. 17).
Согласно военному билету серии " ... " N, выданному " ... " районным комиссариатом Орловской области "дата", в период с "дата" по "дата" истец проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР (л.д. 16).
Из трудовой книжки и выплатного дела усматривается, что Н.Ю.А. работал полный рабочий день с "дата" по "дата" в качестве интерна по " ... " Орловской областной больницы, с "дата" по "дата" работал в должности врача " ... " с выполнением обязанностей врача - " ... ", совместительство 0,5 ставки врача - " ... ", с "дата" был переведен на должность: 0,5 ставки врача " ... " и 0,5 ставки врача - " ... ", совместительство 0,5 ставки врача - " ... "; с "дата" и по настоящее время работает в должности врача " ... " с выполнением обязанностей врача - " ... ", 0,5 ставки врача - " ... " БУЗ " ... "; с "дата" выполнял норму рабочего времени за ставку заработной платы в особых условиях, за исключением вышеуказанных периодов курсовой подготовки с сохранением заработной платы (л.д. 10-15, 60-65).
Разрешая заявленные исковые требования о включении в специальный стаж периода службы Н.Ю.А. в Вооруженных Силах СССР с "дата" по "дата", суд первой инстанции правильно исходил из того, что действовавшее в указанный период времени пенсионное законодательство предусматривало возможность зачета в специальный стаж службы в составе Вооруженных Сил СССР, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления пенсионных прав истца.
При этом суд первой инстанции обоснованно принял во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, согласно которой в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию
в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются.
Кроме того, из разъяснений, содержащихся в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года
N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", следует, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
В указанный спорный период времени действовало Положение
о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 (далее - Положение), которое утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации N 953 от 22 сентября 1993 года.
В силу п.п. "г" п. 1 Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Согласно п. 4 Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось
в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам право на льготную пенсию.
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, не содержит указаний на то, что при исчислении стажа на соответствующих видах работ по нормам ранее действовавших нормативных правовых актов необходимо, чтобы работниками был выработан общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично.
Период службы Н.Ю.А. относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.
Таким образом, вышеназванный период службы истца правильно включен судом в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п. 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании п. 5 приведенных Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (п. 4 ст. 196 ТК РФ).
Для допуска к осуществлению лечебной деятельности медицинский работник обязан проходить специализацию 1 раз в 5 лет, что предусмотрено в Перечне циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского и фармацевтического персонала, утвержденном приказом Министерства здравоохранения РФ от 05 июня 1998 года N 186.
Таким образом, в соответствии со специальными нормативными актами для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения ими работы и приравнивается
к служебной командировке.
Из п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 610 следует, что целью повышения квалификации является обновление теоретических данных и практических знаний специалистов с повышением требований
к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Согласно п. 26 данного Типового положения за слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от основной работы, выплачиваются суточные по установленным для командировок на территории Российской Федерации нормам.
Из материалов дела следует, что в периоды: с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" Н.Ю.А. находился на курсах повышения квалификации, что подтверждается свидетельствами о прохождении курсов повышения квалификации, сертификатами о сдаче квалификационных экзаменов за периоды с "дата" по "дата" и дипломами о прохождении профессиональной переподготовки по " ... " и по программе " ... " за "дата", выписками из приказов БУЗ " ... " (л.д. 19-24, 25-40, 42-46).
В указанные периоды за истцом сохранялась заработная плата, из которой начислялись и перечислялись страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии, предоставлялись оплачиваемые учебные отпуска, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось ответчиком.
Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел
к правильному выводу о включении указанных периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный трудовой стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Поскольку включение спорных периодов составляет необходимую продолжительность специального стажа, дающего истцу право на досрочную трудовую пенсию по старости, а также учитывая соблюдение иных условий, предусмотренных п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" о достижении истцом возраста и наличии страхового стажа, суд первой инстанции обоснованно обязал ГУ - УПФ РФ в Залегощенском районе Орловской области назначить Н.Ю.А. трудовую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган, то есть с "дата".
Ссылка в апелляционной жалобе ответчика на то, что на ГУ - УПФ РФ в Залегощенском районе Орловской области необоснованно возложена обязанность по назначению истцу пенсии с "дата" не влечет отмену состоявшегося по делу решения суда первой инстанции, поскольку основана на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Иных доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, ввиду чего отсутствуют правовые основания для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Залегощенского районного суда Орловской области от 23 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в Залегощенском районе Орловской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.