судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Склярука С.А.,
судей Коротченковой И.И., Углановой М.А.,
при секретаре Шоренко М.А.
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску М.А.В. к администрации Спасско-Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области
о признании отказа от "дата" незаконным и обязании выдать разрешение на строительство
по апелляционной жалобе Главы администрации Спасско-Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области
на решение Мценского районного суда Орловской области от 02 августа 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования М.А.В. о признании отказа администрации Спасско-Лутовиновского сельского поселения от 21 мая 2013 года незаконным и обязании выдать разрешение на строительство удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации Спасско-Лутовиноского сельского поселения от "дата".
Обязать администрацию Спасско-Лутовиновского сельского поселения выдать разрешение на строительство дома, расположенного по адресу: "адрес", площадью " ... " кв.м.".
Заслушав доклад судьи областного суда Углановой М.А., объяснения представителя администрации Спасско-Лутовиновского сельского поселения Орловской области Б.М.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителей третьего лица администрации Мценского района Орловской области по доверенностям С.М.К., А.А.А., не возражавших против удовлетворения жалобы, возражения представителя истца адвоката К.Л.И., представителя третьего лица ФГБУ культуры "Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново" по доверенности Г.В.В., представителей Управления культуры и архивного дела Орловской области М.Д.А., Г.Р.М., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
М.А.В. обратился в суд с иском к администрации Спасско-Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области
о признании отказа администрации от "дата" незаконным и обязании выдать разрешение на строительство.
В обоснование требований указывал, что является собственником земельного участка и жилого дома N в "адрес".
Поскольку дом по указанному адресу является старым, в связи с чем возникла необходимость его перестроить, он обратился к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
"дата" в выдаче разрешения на строительство ему было отказано ввиду того, что деревня "адрес" расположена на территории Государственного мемориального и природного музея-заповедника И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново" и строительство на данной территории запрещено.
Ссылался на то, что строительство нового дома на принадлежащем ему земельном участке не приведет к нарушению целостности памятника, не создаст его повреждения, разрушения или уничтожения, поскольку дом будет построен в тех же параметрах, в которых расположен старый дом, на том же земельном участке без изменения, при осуществлении строительства облик населенного пункта - деревня "адрес" не изменится, доступ к музею - заповеднику И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново" ограничен не будет.
По указанным основаниям просил признать отказ администрации Спасско-Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области от "дата" незаконным и обязать ответчика выдать ему разрешение на строительство.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе Глава администрации Спасско-Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области просит об отмене состоявшегося решения, как незаконного и необоснованного.
Ссылается на то, что, удовлетворяя исковые требования М.А.В., суд первой инстанции не принял во внимание то, что в соответствии
с положением ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объекта культурного наследия, которые ограничивают хозяйственную деятельность и запрещают строительство, утверждаются на основании проекта данных зон в отношении объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения в порядке, установленном законами субъектов РФ.
Обращает внимание на то, что запрещение строительства в границах охранной зоны также установлено п. 10 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (пятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 года N 315.
Указывает, что Проектом зон охраны государственного мемориального и природного музея-заповедника И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново", утвержденным Постановлением главы администрации Орловской области от 06 мая 1992 года N 161 и Решением Малого Совета Орловского областного Совета народных депутатов от 25 февраля 1993 года N 33-3 на территории Спасско-Лутовиновского сельского поселения Мценского района установлена охранная зона 1 в размере 6400 га. В соответствии с вышеуказанным Проектом в данной охранной зоне 1, общей площадью 6400 га запрещается новое строительство, не связанное с задачами заповедника. Кроме того, Проектом установлено, что зона регулирования застройки, общей площадью 290 га включена в охранную зону 1, общей площадью 6400 га, следовательно, исходя из положений Проекта, в зоне регулирования застройки запрещается новое строительство, не связанное с задачами заповедника, поскольку данная зона регулирования застройки полностью входит в состав охранной зоны 1.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда.
Согласно п.п. 6 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 34 Федерального закона РФ от 25 июня 2002 года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
П. 2 ст. 35 Федерального закона РФ от 25 июня 2002 года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" определено, что проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
В силу п. 5 ст. 63 приведенного Федерального закона зоны охраны памятников истории и культуры, установленные в соответствии
с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации вокруг памятников истории и культуры республиканского и местного значения, отнесены соответственно к зонам охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения.
Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, утвержденный Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 года N 176, включает в себя Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново".
Указом Президента РФ от 02 апреля 1997 года N 275 "О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации" Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново", включая территорию с расположенными на ней памятниками истории и культуры, отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации.
Постановлением главы администрации Орловской области от 06 мая 1992 года N 161 и Решением Малого Совета Орловского областного Совета народных депутатов от 24 февраля 1993 года N 33-3 утвержден разработанный институтом по реставрации памятников истории и культуры "Спецпроектреставрация" проект, определяющий зоны охраны Государственного мемориального
и природного музея-заповедника И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново" (далее - Проект).
Проектом предусмотрено разделение территории музея-заповедника на территорию памятника, охранные зоны 1, 2, 3, на территории которых предписано сохранение всех исторических населенных пунктов, ограничение роста мемориальных населенных пунктов, и запрещено всякое новое строительств не связанное с задачами заповедника, зону регулирования застройки, зону охраняемого ландшафта и зону археологических наблюдений (л.д. 78).
Согласно Проекту зона регулирования застройки исторических населенных пунктов, расположенных в пределах охранной зоны 1 включает в себя, в том числе, территорию деревни "адрес" в исторических границах (л.д. 94-95)
Проектом определено, что в целом режим зоны регулирования застройки предусматривает обязательное сохранение характерной застройки, сохранение традиционного усадебного типа застройки, ограничение этажности индивидуальной застройки
Вместе с тем, запрета на индивидуальное жилищное строительство поименованный режим не предусматривает.
Материалами дела установлено, что истцу М.А.В. на основании договора-купли продажи от "дата" года, на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью " ... " кв.м. и расположенный на нем одноэтажный жилой дом, общей площадью " ... " кв.м., расположенные по адресу: "адрес" (л.д. 8, 19, 20-21).
Из кадастровой выписки о земельном участке, принадлежащем истцу, от "дата" следует, что он полностью входит в Зону "Зона регулирования застройки объекта культурного наследия "Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново" Орловская область, Мценский район" (л.д. 216-223).
Как установлено судом и следует из письма администрации Спасско-Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области от "дата" (л.д. 224), истец М.А.В. обратился в администрацию Спасско-Лутовиновского сельского поселения для получения разрешения на строительство на принадлежащем ему земельном участке.
В выдаче указанного разрешения истцу было отказано, по тем основаниям, что д. "адрес" расположена на территории Государственного мемориального и природного музея-заповедника И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново", включенного в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Указанный музей-заповедник отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, в связи с чем осуществление на его территории строительства запрещено.
Признавая указанный отказ администрации сельского поселения незаконным, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что земельный участок, принадлежащий М.А.В., расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности, для которой установлен режим, ограничивающий, а не запрещающий строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и правильно установил значимые по делу обстоятельства, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные М.А.В. требования.
Доводы апелляционной жалобы администрации сельского поселения судебная коллегия находит несостоятельными и не влекущими отмену решения суда, поскольку при рассмотрении дела бесспорно установлено, что принадлежащий истцу земельный участок входит в зону регулирования застройки объекта культурного наследия "Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново", и нахождение земельного участка в указанной зоне, в соответствии с приведенными выше нормами права, не запрещает строительство, а лишь ограничивает режим использования земель.
Вопреки доводам жалобы, судебная коллегия не усматривает в действиях истца нарушений норм закона, поскольку Проектом предусмотрена специальная процедура осуществления архитектурно-строительных работ, а также работ по благоустройству на территории зоны регулирования застройки, путем разработки специального проекта, согласованного с органами по охране памятников истории и культуры, а также с дирекцией заповедника.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановленного по делу решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мценского районного суда Орловской области от 02 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы администрации Спасско-Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.