судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Корневой М.А.
судей Герасимовой Л.Н., Хомяковой М.Е.
при секретаре Аксютич А.А.
в открытом судебном заседании в г. Орле рассматривала гражданское дело по иску Хромых Р.И. к Министерству финансов РФ, Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области о признании права на компенсацию
по апелляционной жалобе Хромых Раисы Ивановны на решение Советского районного суда г. Орла от "дата", которым постановлено:
"Хромых Р.И. в удовлетворении иска к Министерству финансов РФ, Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области о признании права на компенсацию - отказать".
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Герасимовой Л.Н., объяснения истца Хромых Р.И., третьего лица Хромых И.И., поддержавших апелляционную жалобу, возражения на жалобу представителя ответчика Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области и Департамента финансов Орловской области по доверенностям - Гайдукова Р.М., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Хромых Р.И. обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области о признании права на компенсацию.
В обоснование заявленных исковых требований указывала, что в связи с добровольным выездом на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение за пределы зон радиоактивного загрязнения в " ... " в соответствии с п. 4 ст. 17 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и п. 3 Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 869, она имеет право на компенсацию за утраченное имущество, принадлежавшее ей на праве собственности и расположенное в зоне проживания с правом на отселение по адресу: "адрес", в сумме " ... " рублей.
Указывала, что в целях получения данной компенсационной выплаты она обратилась в Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области с соответствующим заявлением.
Однако письмом от "дата" N N ей было отказано в выплате указанной компенсации.
Просила суд признать незаконным бездействие Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области, выразившееся в отказе в принятии заявления и документов для выплаты ей компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Также просила суд взыскать с Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области компенсацию за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в порядке, установленном Правилами выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 869 в сумме " ... " рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Хромых Р.И. ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного, и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объёме.
В обоснование доводов жалобы указывает, что с её стороны не было злоупотребления правом, поскольку в "дата", на момент приезда её семьи в " ... ", законом не было установлено такое право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Указывает, что она непрерывно жила в зоне проживания с правом на отселение с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС до "дата".
Ссылается, что факт её выезда из зоны проживания с правом на отселение в " ... " подтверждается отметкой в паспорте о постоянной регистрации в " ... ".
Полагает, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность заявителя доказывать факт переезда на новое место жительства.
Указывает, что имущество считается утраченным в связи с его нахождением в зоне с правом на отселение.
Приводит доводы о том, что судом не исследовался вопрос о её намерении отказаться от права собственности на утраченное имущество и передать данное имущество государству.
Считает, что значение средней годовой эффективной дозы внешнего и внутреннего облучения для населённых пунктов " ... " и п. " ... ", составляющее меньше установленной ранее нормы, не имеет правового значения для рассматриваемого спора.
Указывает, что границы зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, а также зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом и перечни населённых пунктов, расположенных в обозначенных зонах устанавливаются и изменяются Правительством Российской Федерации, в связи с чем, " ... " относится к зоне проживания с правом на отселение.
Приводит довод о том, что судом не исследовался вопрос о правомерности ответа Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области, содержащегося в письме от "дата" N.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность судебного решения в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами, материалами дела и требованиями закона.
Согласно статье 10 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон) зона проживания с правом на отселение - это часть территории РФ за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Кн. кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные данным Законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 обозначенного Закона гражданам, указанным в п. 11 ч. 1 ст. 13 данного Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 данного Закона.
Согласно ст. 17 данного Закона гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения - предусмотренные пунктами 3 - 12 части первой статьи 14 и пунктами 2 и 3 части первой статьи 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные пунктами 4, 5, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой и пунктом 2 части третьей статьи 15 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются:
1) расторжение трудового договора при переселении на новое место жительства в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
2) первоочередное трудоустройство на новом месте жительства в соответствии с профессией и квалификацией. При отсутствии возможности такого трудоустройства гражданам предоставляется другая работа с учетом их желания или возможность обучения новым профессиям (специальностям) с сохранением им в установленном порядке среднего заработка в период обучения;
3) сохранение после прибытия на новое место жительства на период трудоустройства, но не более чем на четыре месяца, среднего заработка и непрерывного трудового стажа;
4) единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость:
строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 года;
домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства;
всех видов сельскохозяйственных животных, подлежащих вынужденному убою, а также утраченных садово-ягодных насаждений, посевов.
Гражданам, имевшим по состоянию на 1 января 1994 года садовые домики, дачи, садово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и гражданам, получившим в этих зонах имущество в порядке наследования, единовременная денежная компенсация в соответствии с настоящим пунктом выплачивается независимо от места их постоянного проживания.
В отношении имущества, за которое была выплачена единовременная денежная компенсация, предусмотренная настоящим пунктом, повторная выплата указанной денежной компенсации не осуществляется.
Порядок выплаты единовременной денежной компенсации устанавливается Правительством Российской Федерации. Стоимость данного имущества определяется в соответствии с федеральными стандартами оценки, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой жилого помещения не может превышать его стоимость, рассчитанную исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в соответствующем субъекте Российской Федерации, определенной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на момент обращения за указанной денежной компенсацией.
5) единовременное пособие в связи с переездом на новое место жительства в размере 500 рублей на каждого переселяющегося члена семьи;
6) компенсация стоимости проезда, расходов по перевозке имущества железнодорожным, водным, автомобильным и авиационным (в случае, если нет другого) транспортом, кроме случаев, когда транспортное средство предоставляется бесплатно. При этом нетрудоспособным гражданам, многодетным семьям, матерям-одиночкам и одиноким женщинам дополнительно оплачивается стоимость услуг по погрузке и разгрузке имущества;
7) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
8) предоставление жилой площади нетрудоспособным гражданам, переселяющимся на жилую площадь в качестве членов семьи для совместного проживания, если в результате переселения возникает необходимость в улучшении жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
9) внеочередное получение земельных участков и приобретение строительных материалов для строительства индивидуальных жилых домов;
10) первоочередное право вступления в кооперативы по строительству и эксплуатации коллективных гаражей и стоянок для транспортных средств (включая водные);
11) преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов;
12) внеочередное обеспечение детей местами в дошкольных образовательных организациях, в специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа;
13) ежегодная компенсация на оздоровление в размере 100 рублей.
Вместе с тем, в п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона указаны граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации.
Как усматривается из материалов дела, Хромых Р.И. "дата" года рождения является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" общей площадью " ... " кв.м. (л.д. 11).
При разрешении настоящего спора судом первой инстанции было установлено, что в период с "дата" по "дата" Хромых Р.И. вместе с супругом Х. И.И. постоянно проживала и была зарегистрирована в "адрес", после чего они переехали в " ... ", в период с "дата" по "дата" истец была постоянно зарегистрирована в п. " ... " в принадлежащей ей жилом доме (л.д. 22, 23, 122, 123, 124).
Из материалов дела следует, что в период с "дата" истец Хромых Р.И. имеет постоянную регистрацию по адресу: " ... " (л.д. 121).
Указанная квартира на основании договора участия в долевом строительстве жилья от "дата" принадлежит на праве собственности супругу истца - Х.И.И. (л.д. 126-129).
Согласно перечню населенных пунктов, утвержденному Постановлением Правительства РСФСР от 28.12.1991 с. " ... " и п. " ... " с 26 апреля 1986 года относятся к зоне проживания с правом на отселение.
Материалами дела установлено, что "дата" истец Хромых Р.И. обратилась в Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области с заявлением о выплате компенсации за утраченное имущество в сумме " ... " рублей, принадлежащее ей на праве собственности, расположенное в зоне проживания с правом на отселение по адресу: " ... "
Из ответа руководителя Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области А.И. М., содержащегося в письме от "дата" N следует, что истцу Хромых Р.И. было отказано в принятии заявления и документов для выплаты компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на том основании, что указанный орган государственной власти не является уполномоченным органом на осуществление указанной компенсации.
Как усматривается из материалов дела в суде первой инстанции супруги Хромых не отрицали, что в спорном доме продолжает постоянно проживать супруг истца - Хромых И.И., у них имеется совместное хозяйство, зелёные насаждения, компенсацию за которые они не просят.
Установив фактические обстоятельства рассматриваемого спора, свидетельствующие о том, что супруги Хромых в "дата" добровольно переехали в " ... ", который к тому времени уже имел статус зоны с правом на отселение, правильно определив нормы материального права, подлежащие применению, приняв во внимание непредставление суду стороной истца никаких достоверных доказательств фактического выезда Хромых Р.И. и Х. И.И. на постоянное место жительство в " ... ", намерения передать своё имущество государству, а также невозможности перевезти его на новое место жительства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что действия истца по получению спорной компенсации за счёт средств федерального бюджета является злоупотреблением правом, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований Хромых Р.И. отказано правомерно.
Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоня проживания с правом на отселение и граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, имеют право только на возмещение вреда здоровью и меры социальной поддержки, право на получение компенсации за утраченное имущество они не имеют.
Не могут быть приняты судебной коллегией доводы апелляционной жалобы о том, что судом не исследовался вопрос о правомерности ответа Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области, так как судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что истец не имеет права на получение компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, они были предметом исследования судом первой инстанции, им была дана надлежащая оценка по делу, в связи с чем, не могут повлечь отмену обжалуемого решения по существу.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Орла от "дата" оставить без изменения, а апелляционную жалобу Хромых Р.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.