Президиум Пензенского областного суда в составе:
председательствующего - Рыженкова А.М.,
и членов президиума - Трифонова В.Н., Сериковой Т.И., Прошиной Л.П., Моисеевой Л.Т., Потапова Н.Н.,
при секретаре Марчук Н.Н.
рассмотрел уголовное дело по жалобе осужденного Козловского С.К. на приговор Октябрьского районного суда г. Пензы от 24 марта 2011 года и постановление Первомайского районного суда г. Пензы от 24 апреля 2013 года,
Приговором Октябрьского районного суда г. Пензы от 24 марта 2011 года
Козловский С.К., " ... ", судимый:
- 3 августа 2004 года Октябрьским районным судом г. Пензы по ч.1 ст. 228.1 УК РФ к 4 годам лишения свободы на основании ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком 3 года; постановлением Октябрьского районного суда г. Пензы от 22 августа 2005 года условное осуждение отменено, направлен для отбытия наказания на срок 4 года в исправительную колонию общего режима; 27 ноября 2007 года освобожден условно-досрочно на 1 год 8 месяцев 24 дня,
осужден к лишению свободы:
- по ч.1 ст. 232 УК РФ с применением ч.2 ст. 68 УК РФ на 1 год 6 месяцев,
- по ч.1 ст. 30, п. "б" ч.2 ст. 228.1 УК РФ с применением ч.2 ст. 68, ч.2 ст. 66 УК РФ на 5 лет.
На основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено 5 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбывания наказания исчислен с 10 февраля 2011 года.
В кассационном порядке приговор не обжаловался.
Постановлением Первомайского районного суда г. Пензы от 24 апреля 2013 года по ходатайству осужденного Козловского С.К. в соответствии со ст. 10 УК РФ приговор пересмотрен: его действия квалифицированы по ч.1 ст. 30, ч.1 ст. 228.1 УК РФ (в редакции Федерального закона от 1 марта 2012 года N 18-ФЗ), по которой назначено наказание с применением ч.2 ст. 68, ч.2 ст. 66 УК РФ в виде 4 лет лишения свободы, (как указано в постановлении) с учетом осуждения по ч.1 ст. 232 УК РФ с применением ч.2 ст. 68 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы, на основании ч.3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено 4 года 6 месяцев лишения свободы, в остальной части приговор оставлен без изменения. Оснований для изменения категории преступлений на менее тяжкую согласно ч.6 ст. 15 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ) судом не установлено.
В апелляционном порядке постановление не обжаловалось.
В жалобе осужденный Козловский С.К. выражает несогласие с приговором, считает, что суд неверно квалифицировал его действия как приготовление к незаконному сбыту наркотического средства дезоморфина, поскольку он приобрел необходимые для изготовления дезоморфина ингредиенты на денежные средства, переданные ему У.М.М., в связи с чем его действия необходимо квалифицировать по ч.1 ст. 228 УК РФ; кроме того, указывает, что при пересмотре приговора суд квалифицировал его действия по ч.1 ст. 30, ч.1 ст. 228.1 УК РФ (в редакции Федерального закона от 1 марта 2012 года N 18-ФЗ), чем ухудшил его положение. Просит изменить приговор Октябрьского районного суда г. Пензы от 24 марта 2011 года и постановление Первомайского районного суда г. Пензы от 24 апреля 2013 года, квалифицировать его действия как незаконное изготовление наркотического средства.
Заслушав доклад судьи Пензенского областного суда Шелкова Р.А., объяснения осужденного Козловского С.К., поддержавшего доводы жалобы, мнение заместителя прокурора Пензенской области Грибова И.В., полагавшего приговор изменить, президиум
УСТАНОВИЛ:
Приговором суда Козловский С.К. признанвиновным в совершении преступлений при следующих обстоятельствах, изложенных в приговоре.
Козловский С.К. в декабре 2010 года содержал притон для употребления наркотических средств в своей квартире, расположенной по адресу: "адрес". Реализуя свой преступный умысел, Козловский С.К. договорился с Н.А.А. и Б.Т.С. о том, что будет систематически предоставлять им квартиру с имеющимися в ней водопроводом, электричеством, газопроводом, необходимой посудой и мебелью для изготовления и потребления наркотических средств и последующего отдыха в состоянии наркотического опьянения.
Так, 7 декабря 2010 года, в обеденное время, Козловский С.К. умышленно предоставил помещение своей квартиры для незаконного изготовления и потребления наркотических средств Н.А.А. и Б.Т.С., где Козловский С.К., Н.А.А. и Б.Т.С. незаконно изготовили наркотическое средство дезоморфин, которое употребили внутривенно, сделав себе инъекции.
15 декабря 2010 года, примерно в 9 часов, Козловский С.К. умышленно предоставил помещение своей квартиры для незаконного изготовления и потребления наркотических средств Б.Т.С., где Козловский С.К. и Б.Т.С. незаконно изготовили наркотическое средство дезоморфин, которое употребили внутривенно, сделав себе инъекции.
Он же, 14 декабря 2010 года, примерно в 21 час, встретился с покупателем наркотического средства дезоморфина У.М.М., от которого в качестве оплаты за наркотическое средство получил денежные средства " ... ", после чего Козловский С.К. в " ... " приобрел необходимые ингредиенты для изготовления наркотического средства дезоморфина, которые принес к себе домой. 15 декабря 2010 года в период с 12 часов до 12 часов 15 минут Козловский С.К. по месту своего жительства незаконно изготовил препарат (смесь), содержащий наркотическое средство - дезоморфин, общей массой 1,204 грамма в крупном размере, поместил его в два инъекционных шприца, которые незаконно хранил по месту своего жительства. Однако, свой преступный умысел, направленный на незаконный сбыт препарата (смеси), содержащего наркотическое средство - дезоморфин, до конца не довел по независящим от него обстоятельствам, так как был задержан сотрудниками УФСКН России по Пензенской области, наркотическое средство было изъято из незаконного оборота.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы надзорной жалобы, президиум находит жалобу осужденного Козловского С.К. подлежащей удовлетворению, а приговор Октябрьского районного суда г. Пензы от 24 марта 2011 года и постановление Первомайского районного суда г. Пензы от 24 апреля 2013 года подлежащим изменению по следующим основаниям.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 379, ч. 1 ст. 409 УПК РФ нарушение уголовно-процессуального закона является основанием для отмены или изменения судебных решений в порядке надзора.
Действия Козловского С.К. по факту от 14-15 декабря 2010 года, связанные с изготовлением наркотического средства дезоморфина, суд, с учетом изменений, внесенных постановлением Первомайского районного суда г. Пензы от 24 апреля 2013 года, квалифицировал по ч.1 ст. 30, ч.1 ст. 228.1 УК РФ (в редакции Федерального закона от 1 марта 2012 года N 18-ФЗ), как приготовление к незаконному сбыту наркотического средства дезоморфина.
Однако, квалифицируя действия осужденного таким образом, суд не учел, что Козловский С.К. приобрел в " ... " ингредиенты для изготовления наркотического средства дезоморфина и изготовил его для У.М.М. на деньги последнего.
Таким образом, исходя из материалов дела и приведенных в приговоре доказательств, Козловский С.К. не имел готового наркотического средства, а также препаратов для его изготовления, он действовал в интересах У.М.М., которому фактически принадлежало изготовленное при таких обстоятельствах наркотическое средство.
В связи с этим действия Козловского С.К. по факту изготовления дезоморфина не могут являться приготовлением к незаконному сбыту наркотического средства.
В соответствии с предъявленным обвинением действия Козловского С.К. должны квалифицироваться как незаконное изготовление наркотического средства, ответственность за которое наступает по ст. 228 УК РФ.
Вместе с тем уголовная ответственность по ст. 228 УК РФ наступает лишь в отношении наркотических средств в крупном либо особо крупном размере.
В соответствии со ст. 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.
Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2012 года N 1002 "Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228-1, 229, 229-1 УК РФ", вступившим в силу с 1 января 2013 года, утверждены новые размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей уголовного наказания.
Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен, дополнен примечанием, в соответствии с которым для всех жидкостей и растворов, содержащих хотя бы одно наркотическое средство или психотропное вещество, перечисленных в списке N 1, к которым относится дезоморфин, их количество определяется массой сухого остатка после высушивания до постоянной массы.
Как следует из справки эксперта N и заключения химической экспертизы N, жидкость в шприцах, изъятых 15 декабря 2010 года у Козловского С.К., содержит наркотическое средство дезоморфин массой 1,204 грамма. Сухой остаток наркотического средства при экспертных исследованиях не определялся, данные о нем в материалах уголовного дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах приговор Октябрьского районного суда г. Пензы от 24 марта 2011 года в части осуждения Козловского С.К. по факту от 14-15 декабря 2010 года за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 30, п. "б" ч.2 ст. 228.1 УК РФ, подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.
В связи с этим из приговора подлежит исключению указание о назначении Козловскому С.К. наказания на основании ч.3 ст. 69 УК РФ.
Вместе с тем президиум считает, что вина Козловского С.К. в содержании притона для потребления наркотических средств установлена и подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств: показаниями самого осужденного, полностью признавшего свою вину, показаниями свидетелей Д.А.В., Б.Т.С., Н.А.А., У.М.М., Н.А.Н., Д.Д.В., Т.П.В., протоколом обследования жилища, заключением химической экспертизы, протоколами медицинских освидетельствований, справками о химико-технологическом исследовании, другими доказательствами по делу, и не оспаривается осужденным в надзорной жалобе.
Действия осужденного Козловского С.К. правильно квалифицированы судом по ч.1 ст. 232 УК РФ.
Наказание за указанное преступление назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 6,60 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о личности виновного, смягчающих и отягчающего обстоятельств, соразмерно содеянному.
С учетом изменений, вносимых в приговор Октябрьского районного суда г. Пензы от 24 марта 2011 года, в действиях Козловского С.К. отсутствует опасный рецидив преступлений.
Вместе с тем президиум в соответствии с ч.1 ст. 18 УК РФ признает в действиях Козловского С.К. рецидив преступлений, поскольку на момент совершения им преступления, предусмотренного ч.1 ст. 232 УК РФ, относящегося к категории средней тяжести, осужденный имел неснятую и непогашенную судимость за тяжкое преступление по приговору Октябрьского районного суда г. Пензы от 3 августа 2004 года.
С учетом этого наказание по ч.1 ст. 232 УК РФ подлежит смягчению.
Поскольку в действиях Козловского С.К. имеется отягчающее обстоятельство - рецидив преступлений, оснований для изменения категории преступления на менее тяжкую, согласно ч. 6 ст. 15 УК РФ в редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ, не имеется.
С учетом изменения приговора Октябрьского районного суда г. Пензы от 24 марта 2011 года в отношении Козловского С.К. подлежит изменению постановление Первомайского районного суда г. Пензы от 24 апреля 2013 года о пересмотре этого приговора.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ст. 3 Федерального закона РФ от 29 декабря 2010 года N 433-ФЗ (в редакции Федерального закона от 5 июня 2012 года), ст. ст. 407, 408, 401.13, 401.14 УПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Жалобу осужденного Козловского С.К. удовлетворить.
Приговор Октябрьского районного суда г. Пензы от 24 марта 2011 года с учетом изменений, внесенных постановлением Первомайского районного суда г. Пензы от 24 апреля 2013 года, и постановление Первомайского районного суда г. Пензы от 24 апреля 2013 года в отношении Козловского С.К. изменить:
- приговор в части осуждения Козловского С.К. по ч.1 ст. 30, ч.1 ст. 228.1 УК РФ (в редакции Федерального закона от 1 марта 2012 года N 18-ФЗ) отменить, уголовное дело в этой части прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием в его действиях состава преступления;
- исключить указание о назначении Козловскому С.К. наказания на основании ч.3 ст. 69 УК РФ;
- исключить указание о наличии в действиях Козловского С.К. особо опасного рецидива преступлений,
- признать в действиях Козловского С.К. рецидив преступлений;
- считать Козловского С.К. осужденным по ч.1 ст. 232 УК РФ, по которой смягчить наказание, назначенное с применением ч.2 ст. 68 УК РФ, до 1 года 5 месяцев лишения свободы.
В остальной части приговор и постановление оставить без изменения.
В связи с отбытием наказания Козловского С.К. из мест лишения свободы освободить.
В соответствии с ч. 1 ст. 134 УПК РФ признать за Козловским С.К. право на реабилитацию в части прекращения его уголовного преследования в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 30, ч.1 ст. 228.1 УК РФ.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.