судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Крайниковой Т.В.
судей: Розановой М.А., Марченко О.С.
при секретаре Барса О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Торосяна С.В. к Джагиаевой Ю.Л., ФИО22 Э.М., Джагиаеву Р.М. о признании недействительным права собственности не земельный участок
по апелляционной жалобе истца
на решение Советского районного суда г. Владивостока от 17.01.2013 г., которым в иске отказано
Заслушав доклад судьи Приморского краевого суда Крайниковой Т.В., объяснения представителя истца Холкиной Т.С, возражения Джагиаевой Ю.Л. и Джагиаева Р.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Торосян С.В. обратился в суд с иском к ответчикам, указав следующее. 22.09.2003 г. он по договору купли-продажи приобрел у Ц. нежилые помещения общей площадью 459,5 кв. метров в здании с пристройкой, расположенные на земельном участке площадью 592 кв. м по адресу: "адрес". Согласно справке БТИ общая площадь здания составляет 531 кв. м, из них 71,5 кв. м принадлежит на праве общей долевой собственности Джагиаевой Ю.Л., ФИО23 Джагиаеву P.M. Таким образом, доля в праве собственности на нежилые помещения в здании с пристройкой у Торосяна С.В. составляет 37/40, у Джагиаевой Ю.Л. -1\40, у Джагиаевой Э.М. - 1\40, у Джагиаева P.M. - 1\40. На момент заключения договора купли-продажи нежилых помещений спорный земельный участок принадлежал Джагиаевой Ю.Л. на праве постоянного (бессрочного) пользования. В 2004 г. пристройке к зданию по адресу: "адрес", был присвоен самостоятельный почтовый адрес: "адрес". С момента приобретения в собственность нежилых помещений Торосян С.В. неоднократно пытался договориться с Джагиаевой Ю.Л. о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок и приобретения его в долевую собственность, а также обращался в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, где получил отказ по мотиву отсутствия согласия иных собственников нежилых помещений. 11.09.2012 г. ему стало известно, что ответчики оформили право собственности на весь земельный участок площадью 592 кв. м в долевую собственность. Просил признать за ним право собственности на 37\40 долей в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес" и признать недействительным право общей долевой собственности Джагиаевой Ю.Л., Джагиаевой Э.М., Джагиаева P.M. на земельный участок с кадастровым номером N
В судебном заседании ответчики Джагиаева Ю.Л., действуя за себя и несовершеннолетнюю дочь ФИО3, Джагиаев P.M. исковые требования не признали, пояснив, что спорный земельный участок принадлежал Д ... на основании Государственного акта на право собственности на землю от 04.05.1994 г. Д. ДД.ММ.ГГГГ умер. Ответчики получили свидетельство о праве на наследство ДД.ММ.ГГГГ, в том числе на спорный земельный участок. Поскольку ни ответчики, ни Д. не состояли в договорных отношениях с Торосяном С.В., не заключали с ним договор купли-продажи нежилых помещений, отсутствуют основания для признания за Торосяном С.В. права собственности на часть принадлежащего ответчикам земельного участка.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился истец, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы не находит оснований для отмены решения суда.
Судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, выводы суда соответствуют материалам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебного решения, не установлено.
Согласно ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
Аналогичные положения содержались и в ст. 37 Земельного кодекса РСФСР.
В силу п. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследуемое имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Из материалов дела следует, что здание по "адрес" было приобретено Д. в собственность по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Одновременно Д. в бессрочное пользование был передан земельный участок площадью 561 кв. м. по тому же адресу на основании Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей ПК-28 N, выданного ДД.ММ.ГГГГ После смерти ДД.ММ.ГГГГ Д. Джагиаева Ю.М., Джагиаев P.M., ФИО3 приняли наследство в виде земельного участка площадью 592 кв. метров, находящийся по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир строение. Почтовый адрес ориентира: "адрес", кадастровый номер 25628:050039:23.
Суд сделал обоснованный вывод о том, что право собственности у ответчиков Джагиаевой Ю.Л., Джагиаева P.M., ФИО3 на спорный земельный участок возникло со дня открытия наследства, т.е. 01.04.1997 г., а приняли они его 01.12.2011 г., получив свидетельство о праве на наследство на земельный участок.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд к правоотношениям, возникшим до введения части 3 ГК РФ, неверно применил ч.4 ст. 1152 ГК РФ основан на неверном толковании норм материального права.
Так, в силу положений ст. 5 ФЗ от 26.11.2011 N 147-ФЗ "О введении в действие части третей Гражданского кодекса Российской Федерации"- часть третья Кодекса применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. По гражданским правоотношениям, возникшим до введения в действие части третьей Кодекса, раздел V "Наследственное право" применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что ответчики приобрели право собственности на спорный земельный участок в 1997г. по основаниям, предусмотренным законом. Право собственности ответчиков зарегистрировано в установленном законом порядке. Оснований для признания зарегистрированного права собственности ответчиков на земельный участок недействительным не имеется. Право собственности Торосяна С.В. на нежилые помещения по адресу: "адрес" возникло значительно позже на основании договора купли-продажи от 22.09.2003г., а у прежнего собственника такое право возникло 25.04.2001 г.
Принимая решение об отказе в иске, суд правильно указал, что приведенные выше положения ст. 35 Земельного кодекса РФ, не предусматривают возможность приобретателя здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, права собственности на такой земельный участок.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств, которым судом была дана надлежащая правовая оценка и не являются основание к отмене решения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Владивостока от 17.01.2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.