Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Туктамышевой О.В., Ровенко П.А.
при секретаре Еращенко А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гуреева В.Г. к администрации г. Владивостока, Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока о признании незаконным решения администрации г. Владивостока от 23 октября 2012 года N об отказе в обеспечении выбора и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории или кадастровой карте соответствующей территории по апелляционной жалобе заявителя на решение Ленинского районного суда Приморского края от 21 января 2013 года, которым заявление удовлетворено в части:
признано незаконным решение администрации г. Владивостока, выраженное в отказе в предоставлении муниципальной услуги "Выдача актов в выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" по заявлению Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 9 октября 2012 года N "Об обеспечении выбора земельного участка в районе "адрес" для строительства" по обращению В.Г. Гуреева;
восстановлено нарушенное право Гуреева В.Г. путем возложения на Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока обязанности пересмотреть заявление Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 9 октября 2012 года N "Об обеспечении выбора земельного участка в районе "адрес" для строительства" по обращению В.Г. Гуреева в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., объяснения Гуреева В.Г., представителя администрации г. Владивостока Грачевой А.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гуреев В.Г. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что 27 июня 2012 года он обратился в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду на три года земельного участка, с предварительным согласованием места размещения объекта, примерной площадью 484 кв.м., по адресу: "адрес", для капитального строительства гаража. Впоследствии дополнил заявление, и направил измененную схему расположения земельного участка и технико- экономическое обоснование проекта строительства гаража. Департамент направил заявление в администрацию города Владивостока для обеспечения выбора земельного участка. Администрацией города Владивостока принято решение об отказе в выборе и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В обоснование отказа указано, что границы испрашиваемого земельного участка сформированы без учета противопожарных разрывов до фактической застройки (в данном случае до объектов (МН)-гаражи), также не представлена топографическая съемка в М 1:500 испрашиваемого земельного участка. По мнению заявителя, отказ противоречит нормам действующего земельного законодательства и нарушает его права на оформление прав на испрашиваемый под строительство земельный участок.
Просит признать незаконным решение администрации г. Владивостока, выраженное в отказе в предоставлении муниципальной услуги "Выдача актов в выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" по заявлению Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 9 октября 2012 года N "Об обеспечении выбора земельного участка в районе "адрес" для строительства" по обращению Гуреева В.Г.; восстановить его нарушенное право путем возложения на Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока обязанности пересмотреть заявление Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 9 октября 2012 года N "Об обеспечении выбора земельного участка в районе "адрес" для строительства" по обращению Гуреева В.Г.
В судебном заседании заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель администрации города Владивостока, Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока возражала против удовлетворения заявленных требований.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился представитель администрации города Владивостока, Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, в апелляционной жалобе просят отменить решение как необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
На основании ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судом установлено, что 27 июня 2012 года Гуреев В.Г. обратился в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении ему в аренду на 3 года земельного участка, с предварительным согласованием места размещения объекта, примерной площадью 484 кв.м., расположенного в районе "адрес" для капитального строительства гаража, впоследствии уточнил площадь испрашиваемого участка, указав 420 кв.м.
Ответом администрации города Владивостока от 23 октября 2012 года заявителю отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, со ссылкой на то, что границы испрашиваемого земельного участка сформированы без учета противопожарных разрывов до фактической застройки (в данном случае до объектов "МН"-гаражи). Также в представленном пакете документов отсутствует топографическая съемка в М 1:500, сроком давности не более одного года, с нанесенными градостроительными ограничениями.
Удовлетворяя требования заявителя, суд посчитал несостоятельными доводы администрации города о том, что границы испрашиваемого земельного участка сформированы без учета противопожарных разрывов до фактической застройки ( в данном случае до объектов "МН" -гаражи), поскольку противопожарным разрывом является расстояние между зданиями, строениями или сооружениями, а не между границами испрашиваемого земельного участка и границами существующей застройки.
Ссылку представителя администрации г.Владивостока на нарушение прав и интересов смежных землепользователей, третьих лиц, суд первой инстанции не принял во внимание, поскольку данный довод не являлся причиной отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Однако, при принятии решения суд первой инстанции не принял во внимание следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении участка, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, определенные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 ст. 31 ЗК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно п. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
Согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, границы испрашиваемого земельного участка непосредственно примыкают к объектам, обозначенным на данной схеме как "МН-гаражи", что свидетельствует о том, что земельный участок не свободен от прав третьих лиц.
В спорной ситуации формирование земельного участка, испрашиваемого заявителем, приведет к нарушению прав третьих лиц, смежных землепользователей, которые имеют исключительное право на приобретение в собственность или в аренду земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ.
Подпунктом 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ закреплен принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему участком.
Согласно п. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ условием образования земельного участка является наличие подходов, проездов как к этому участку, так и к соседним. По смыслу норм ГрК РФ, регламентирующих порядок и виды планировки застройки территории, недопустимо формирование земельных участков, приводящее к изломанности границ, невозможности использования объектов недвижимости.
Согласно схеме расположения земельного участка, именно испрашиваемый земельный участок возможно использовать для доступа (проезда, подхода) гражданам к вышеуказанным объектам ("МН-гаражи"). Другого прохода и проезда к указанным объектам не имеется.
Тот факт, что часть металлических гаражей, расположенных рядом с испрашиваемым земельным участком, возможно установлены без разрешительных документов, еще не свидетельствует об отсутствии прав иных землепользователей на земельный участок. Схемой расположения земельного участка подтверждается наличие имущества третьих лиц ( "МН-гаражи") непосредственно рядом с границами испрашиваемого земельного участка, подход и проезд к которому будет затруднен, в случае предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка.
Судебная коллегия считает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку границы испрашиваемого земельного участка непосредственно примыкают к уже имеющимся объектам, строительство гаража будет осуществлено с нарушением противопожарных норм, согласно схеме расположения земельного участка противопожарный разрыв будет минимальным.
Кроме того, судебная коллегия находит обоснованным довод жалобы о том, что площадь испрашиваемого земельного участка в размере 420 кв.м. для строительства гаража на 6 машин превышает норму предоставления земельных участков для гаражей, установленных п.11.22 СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", согласно которых размер земельных участков для одноэтажных гаражей определяется исходя из нормы 30 м на одно машино-место.
В соответствии с пунктом 2.8 регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 одним из оснований для отказа в предоставлении услуги является нарушение Земельного, Градостроительного, Водного кодексов Российской Федерации и прочих нормативных правовых актов в указанной сфере при предоставлении услуги.
Установив наличие градостроительных ограничений, учитывая, что при предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка будут затронуты права третьих лиц, орган местного самоуправления обоснованно отказал заявителю в обеспечении выбора и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Поскольку установлено, что оспариваемое решение соответствует закону, а также то, что права либо свободы заявителя не были нарушены оспариваемым решением, судебная коллегия, в соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ, отменяя решение районного суда, принимает новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 21 января 2013 года отменить. Принять по делу новое решение, которым Гурееву В.Г. в удовлетворении требований отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.