Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Кудриной Я.Г., Украинцевой С.Н.
при секретаре Шушаковой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Соболева В.А. о признании незаконным отказа Центра социального обеспечения Военного комиссариата Приморского края в назначении пенсии по апелляционной жалобе заявителя на решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 31 января 2013 года, которым заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., объяснения Соболева В.А., его представителя Тарасова В.А., подержавших доводы жалобы, пояснения заинтересованного лица Главного управления МЧС по Приморскому краю Турулиной О.Е., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя военного комиссариата Каленской Л.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Соболев В.А. обратился в суд с настоящим заявлением, указав, что в период с 1982 года по 1997 год он проходил службу в Министерстве обороны РФ, был уволен с правом назначения пенсии за выслугу лет, которую он получал с октября 1997 года по январь 1998 год. В связи с поступлением вновь на военную службу в МЧС России с января 1998 года выплата пенсии военным комиссариатом была приостановлена. В связи с организационно-штатными мероприятиями, в 2010 году произошло замещение должностей военнослужащих на должности сотрудников внутренней службы. Заявитель досрочно, по собственному желанию, 2 августа 2012 года уволен из Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России с правом назначения пенсии за выслугу лет. Соболев В.А. обратился в пенсионный отдел УВД ПК с заявлением об отказе от назначения пенсии по линии МВД РФ, и выразил желание получать ранее приостановленную пенсию от Министерства Обороны как военнослужащий запаса. На обращение в военный комиссариат Приморского края заявитель получил ответ о наличии у него права получать либо ранее назначенную пенсию от Министерства Обороны РФ, на момент первого увольнения в 1997 год, либо оформит пенсию за выслугу лет как сотруднику МВД. Заявитель не согласен с отказом в назначении пенсии на дату увольнения, просит признать его незаконным и обязать Центр социального обеспечения Военного комиссариата Приморского края назначить к выплате пенсию за выслугу лет в соответствии с выслугой лет в рядах Вооруженных сил РФ, а именно за период с 30 июля 1982 года по 28 октября 1997 года и с 19 января 1998 года по 30 ноября 2010 года.
В судебном заседании заявитель и его представитель поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель Военного комиссариата Приморского края возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что заявитель имеет право на получение пенсии от Министерства Обороны РФ, исходя из оклада по должности и оклада по воинскому званию при увольнении в 1997 году, законных оснований для назначения пенсии с учетом периода его службы в Государственной противопожарной службе (ГПС) МЧС России не имеется, поскольку при увольнении с государственной противопожарной службы пенсия ему не назначалась и не выплачивалась. Просила в удовлетворении заявления отказать.
Представители Главного управления МЧС России по Приморскому краю и дальневосточного регионального центра МЧС России, привлеченные судом в качестве заинтересованных лиц, в судебном заседании заявленные требования поддержали, пояснив, что заявитель имеет право на получение пенсии по линии Министерства обороны РФ, исходя из выслуги лет с 30 июля 1982 года по 28 октября 1997 года и с 19 января 1998 года по 30 ноября 2010 года, поскольку на протяжении указанного времени заявитель проходил военную службу и являлся военнослужащим.
Суд постановил вышеуказанное решение, с которым не согласился заявитель, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения в связи с неправильным толкованием судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения не имеется.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военная служба это особый вид федеральной государственной службы, и пенсионное обеспечение военнослужащих, в том числе назначение пенсии по инвалидности, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно части первой статьи 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 лицам, указанным в его статье 1, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. По смыслу данной нормы в ее взаимосвязи с положениями статьи 13, части первой статьи 14 и статьи 53 того же Закона, увольнение со службы является необходимым условием как назначения пенсии за выслугу лет, так и выплаты назначенной пенсии. Конкретизируя это условие, часть вторая статьи 6 рассматриваемого Закона предусматривает, что выплата назначенной пенсии приостанавливается, если пенсионер вновь поступает на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.
Судом установлено, что с 28 октября 1997 года Соболев В.А. уволен в запас из рядов Вооруженных сил Российской Федерации, ему была назначена пенсия от Министерства обороны Российской Федерации. С 19 января 1998 года выплата пенсии приостановлена, поскольку заявитель принят на военную службу, зачислен в списки личного состава Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Приказом МЧС от 29 ноября 2010 года N Соболев В.А. уволен с военной службы с зачислением в запас, в связи с переходом на службу в Государственную противопожарную службу МЧС России по Приморскому краю.
В силу статьи 14 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" при последующем увольнении со службы указанных в настоящей статье лиц, получавших пенсию, выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.
Статьей 11 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 предусмотрено, что пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей осуществляется в зависимости от последнего места службы этих лиц, а именно: в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, пенсионное обеспечение осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Поскольку, возобновив военную службу, заявитель в период с января 1998 года по 30 ноября 2010 года служил и был уволен из органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пенсионное обеспечение которого осуществляется Министерством внутренних дел РФ, указанный период не может быть включен в выслугу лет военной службы в органах Вооруженных Сил Российской Федерации, так как пенсионное обеспечение за период службы на указанных должностях осуществляется другим ведомством - Министерством обороны Российской Федерации.
Нельзя согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что весь период службы заявителя следует расценивать как военную службу, поскольку Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является особой категорией деятельности, отличной от военной службы, имеющей иной порядок пенсионного обеспечения.
С учетом изложенного, отказывая в удовлетворении заявления, суд обоснованно согласился с мнением военного комиссариата о наличии у Соболева В.А. права на получение пенсии за счет Министерства Обороны РФ, назначенной ему на момент увольнения из Вооруженных сил Российской Федерации 28 октября 1997 года, либо права на пенсионное обеспечение МВД РФ.
В соответствии со статьей 7 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Предоставление заявителю права выбора получаемой пенсии свидетельствует о реализации положений Постановления Конституционного Суда РФ от 18 марта 2004 года N 6-П и Определения Конституционного Суда РФ от 9 ноября 2004 года N 320-О.
При таких обстоятельствах решение суда соответствует требованиям закона и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 31 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Соболева В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.