судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Важениной Н.С.
судей Степановой Е.В., Шароглазовой О.Н.
при секретаре Пронь О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Норкина В.А. об оспаривании решения администрации г. Владивостока об отказе в признании жилого помещения непригодным для проживания
по апелляционной жалобе Норкина В.А.
на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 18 января 2013 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Степановой Е.В., выслушав представителя Норкина В.А. - Боева Е.В., представителя администрации г.Владивостока - Клеменчук М.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Норкин В.А. первоначально обратился в суд с иском к администрации г. Владивостока о признании незаконным решения администрации г.Владивостока об отказе в признании квартиры ... по ул. Киевская в г. Владивостоке непригодной для проживания и признании указанной квартиры непригодной для проживания, указывая, что на основании договора купли-продажи от 21.04.2006 года он является собственником квартиры ... по ул. Киевская, ... в г. Владивостоке.
10.09.2012 г. он обратился в межведомственную комиссию с заявлением о признании данной квартиры непригодной для проживания граждан, однако согласно протоколу заседания межведомственной комиссии N 9 от 28.09.2012 года, Норкину В.А. отказано в признании жилого помещения непригодным для проживания со ссылкой на ст. 14 ч.1 п.8 ЖК РФ, в силу которой к компетенции органов местного управления в области жилищный отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Полагая отказ незаконным и необоснованным, поскольку оценка состояния жилого помещения не проводилась, представитель Норкина В.А. уточнил заявленные требования и просил суд признать решение администрации г. Владивостока об отказе в признании квартиры 20 ... по ул. Киевской в г. Владивостоке непригодной для проживания незаконным; признать бездействие межведомственной комиссии по рассмотрению вопроса о признании указанного жилого помещения непригодным незаконным; обязать администрацию г. Владивостока и межведомственную комиссию рассмотреть вопрос о признании спорного жилого помещения непригодной для проживания ( л.д. 75-76).
Представитель администрации г. Владивостока с иском не согласился, полагая, что у них отсутствует обязанность по признанию непригодного данного жилого помещения, поскольку жилое помещение не относится к муниципальному фонду.
Суд вынес указанное выше решение, с которым не согласен Норкин В.А., им подана апелляционная жалоба, в которой просит решение отменить, как незаконное, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и допущенные процессуальные нарушения, поскольку судом необоснованно решен вопрос о признании жилого помещения непригодным для проживания, в то время как на день принятия решения такого требования заявлено не было.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, и обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
По делу установлено, что Норкин В.А. является собственником жилого помещения - квартиры ... по ул. Киевская, ... в г. Владивостоке на основании договора купли-продажи квартиры от 21.04.2006 года, о чем ГУ Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю 12 мая 2006 года выдано свидетельство о праве собственности.
Норкин В.А. обращался с заявлением от 10.09.2012 года и с соответствующими документами в межведомственную комиссию о признании о признании вышеуказанного жилого помещения, собственником которого он является, непригодным для проживания.
Письмом администрации г. Владивостока от 05.10.2012 года Норкину В.А. было сообщено, что 28 сентября 2012 года межведомственной комиссией рассматривался вопрос о признании жилого помещения (квартиры ... по ул. Киевская, ... в г. Владивостоке), по которому было принято решение отказать в признании жилого помещения непригодным для проживания (ст. 14 ч.1 п.8 ЖК РФ, в силу которой к компетенции органов местного управления в области жилищный отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда).
Разрешая заявленные требования, суд в нарушение ст. 196 ГПК РФ в мотивировочной части решения разрешил вопрос о признании квартиры ... по ул. Киевская в г. Владивостоке непригодным для проживания, указав, что требования Норкина В.А. в этой части не подлежат удовлетворению.
Как видно из материалов дела, до вынесению судом решения, 17 января 2013 года Норкиным В.А. в лице представителя Боева Е.В. были уточнены заявленные требования, среди которых вопрос о признании квартиры ... по ул. Киевская в г. Владивостоке непригодным для проживания жилым помещением не ставился (л.д. 75-76).
В данной части решение суда существенно нарушает нормы процессуального права и права сторон.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд может выйти за пределы заявленных требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, суд исходил из того, что Норкин В.А., как собственник жилого помещения, обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, на орган местного самоуправления не возложена обязанность принимать решение о признании жилого дома непригодным для проживания.
Судебная коллегия находит необходимым не согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он не соответствует требования законодательства РФ.
Признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с п.8 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ.
Согласно п.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).
В п. 2 Положения указано, что его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Исходя из буквального толкования данного пункта, следует, что Положение распространяется в том числе и на индивидуальные (частные) домовладения (жилые помещения), находящиеся в собственности как граждан, так и юридических лиц.
В пункте 7 Положения закреплено, что орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо органа местного самоуправления. В соответствии с п. 49 вышеназванного Положения орган местного самоуправления на основании полученного заключения принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Фактически законодатель рассматривает межведомственную комиссию в качестве совещательного межведомственного органа, создаваемого при местной администрации.
Согласно п. 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Доводы возражений администрации г.Владивостока, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 предусмотрено право, а не обязанность органа местного самоуправления принимать решение о признании частных жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, следовательно правовых основания для признания действий межведомственной комиссии и администрации г.Владивостока незаконными не имеется судебная коллегия находит несостоятельными.
В соответствии со ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательство, прав.
В силу ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Из системного анализа положений ст.14 и п.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ, пунктов 2, 7-8 Положения в их совокупности следует, что межведомственная комиссия должна по заявлению гражданина, независимо от того является ли он собственником квартиры или нанимателем, произвести обследование жилого помещения и многоквартирного дома в целом на предмет его аварийности и непригодности (пригодности) для проживания, поскольку никакой другой орган не наделен такими полномочиями.
Между тем, судом не учтено то обстоятельство, что законодателем не предусмотрено иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми межведомственными комиссиями, в связи с чем, судебной коллегией признаются несостоятельными доводы администрации г. Владивостока и выводы суда о том, что обследование частных домов в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания не входит в компетенцию органа местного самоуправления и созданной им межведомственной комиссии.
Отсутствие решения межведомственной комиссии принятого в соответствии с п.47 Положения, нарушает права собственников квартир многоквартирного дома, поскольку в отсутствие соответствующего решения гражданин не имеет возможности выбора способа защиты своих нарушенных прав.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как разъяснено в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения о признании незаконными решения администрации г. Владивостока об отказе в рассмотрении вопроса о признании квартиры N 20 дома N 20 по ул. Киевской в г. Владивостоке непригодной для проживания, бездействия межведомственной комиссии по рассмотрению вопроса о признании указанного жилого помещения непригодным для проживания, с возложением на администрацию г. Владивостока и межведомственную комиссию обязанности рассмотреть вопрос о пригодности жилого помещения для проживания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 18 января 2013 года отменить.
Вынести новое решение о признании незаконным решения администрации г. Владивостока об отказе в рассмотрении вопроса о признании квартиры ... по ул. Киевской в г. Владивостоке непригодной для проживания.
Признать незаконным бездействие межведомственной комиссии по рассмотрению вопроса о признании жилого помещения - квартиры ... по ул. Киевской, ... в г. Владивостоке непригодной для проживания.
Возложить обязанность на администрацию г. Владивостока и межведомственную комиссию рассмотреть вопрос о пригодности жилого помещения - квартиры ... по ул. Киевской, ... в г. Владивостоке для проживания.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.