Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
в составе: председательствующего Бизякиной Н.П.,
судей: Бичуковой И.Б., Соловьевой О.В.
при секретаре Шушаковой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора Первомайского района города Владивостока в интересах ФИО8 к Краевому государственному образовательному казённому учреждению для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей "Детский дом N 4 города Владивостока" далее - (КГОКУ "Детский дом"), Администрации Приморского края, Департаменту образования и науки Приморского края о возложении обязанности
по апелляционной жалобе Администрации Приморского края
на решение Первомайского районного суда города Владивостока от 8 февраля 2013 года, которым иск удовлетворен частично: на Администрацию Приморского края возложена обязанность произвести финансирование расходов на приобретение Краевым государственным образовательным казённым учреждением для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом N 4 города Владивостока" для ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения следующих предметов вещевого довольствия: 1 пальто зимнего, 1 пальто демисезонного (куртки), 3 костюмов (летнего и теплого), 3 брюк, 4 рубашек, 1 костюма праздничного, 1 костюма праздничного летнего, 1 летнего головного убора, 1 зимнего головного убора, 8 носовых платков, 1 свитера, 1 ремня брючного (подтяжек), 1 шарфа зимнего, 2 пар перчаток, 4 пар носков, 6 трусов, 3 маек, 3 пар ботинок, 2 пар тапочек, 3 пижам, 2 пар валенок (утепленной обуви), 1 пары сапог резиновых, 1 шапки спортивной, 7 колготок, 1 плавок купальных, 1 шапочки резиновой в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; на Краевое государственное образовательное казённое учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Детский дом N 4 города Владивостока" возложена обязанность обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения следующими предметами вещевого довольствия: 1 пальто зимнего, 1 пальто демисезонного (куртки), 3 костюмов (летнего и теплого), 3 брюк, 4 рубашек, 1 костюма праздничного, 1 костюма праздничного летнего, 1 летнего головного убора, 1 зимнего головного убора, 8 носовых платков, 1 свитера, 1 ремня брючного (подтяжек), 1 шарфа зимнего, 2 пар перчаток, 4 пар носков, 6 трусов, 3 маек, 3 пар ботинок, 2 пар тапочек, 3 пижам, 2 пар валенок (утепленной обуви), 1 пары сапог резиновых, 1 шапки спортивной, 7 колготок, 1 плавок купальных, 1 шапочки резиновой в течение двух месяцев со дня поступления финансирования расходов на приобретение названных предметов вещевого довольствия от Администрации Приморского края.
В иске к Департаменту образования и науки Приморского края отказано.
Заслушав доклад судьи Бизякиной Н.П., выслушав пояснения прокурора Нишоновой Ф.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Первомайского района города Владивостока в интересах несовершеннолетнего ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Приморского края, КГОКУ "Детский дом N 4 города Владивостока" о возложении обязанности обеспечить несовершеннолетнего предметами вещевого довольствия.
В обоснование требований указал, что ФИО1 остался без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является воспитанником КГОКУ "Детский дом N 4 города Владивостока".
Постановлением Губернатора Приморского края от 22 мая 2006 года N утверждены нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в краевых государственных учреждениях.
Указанным постановлением предусмотрено, что ежегодно каждый воспитанник учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен быть обеспечен 18 наименованиями предметов вещевого довольствия, 14 из которых должны быть представлены в двух и более экземплярах. Кроме того, в соответствии с требованиями указанного постановления один раз в два года воспитанник учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен быть обеспечен 15 наименованиями предметов вещевого довольствия, 4 из которых должны быть представлены в двух и более экземплярах.
Между тем, согласно сведений арматурной карточки, ФИО1 в 2010 году предметами вещевого довольствия не обеспечивался, в 2011 году был обеспечен следующими предметами вещевого довольствия: 2 парами кроссовок, 1 парой сандалий, 1 джинсами, 4 колготками, 6 парами носков, 1 трусами, 4 футболками, 1 костюмом, 2 бриджами, 1 кофтой.
В нарушение требований указанного постановления Губернатора Приморского края несовершеннолетний не был обеспечен предметами вещевого довольствия: 1 пальто зимним, 1 пальто демисезонным (курткой), 3 костюмами (летним и теплым), 3 брюками, 4 рубашками, 1 костюмом праздничным, 1 костюмом праздничным летним, 1 летним головным убором, 1 зимним головным убором, 8 носовыми платками, 1 свитером, 1 ремнем брючным (подтяжками), 1 шарфом зимним, 2 парами перчаток, 4 парами носков, 6 трусами, 3 майками, 3 парами ботинок, 2 парами тапочек, 3 пижамами, 2 парами валенок (утепленной обуви), 1 парой сапог резиновых, 1 шапкой спортивной, 7 колготками, 1 плавками купальными, 1 шапочкой резиновой.
Прокурор просил возложить на КГОКУ "Детский дом N 4 города Владивостока" обязанность обеспечить несовершеннолетнего вышеуказанными предметами вещевого довольствия в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложить на Администрацию Приморского края обязанность произвести финансирование расходов на приобретение КГОКУ "Детский дом N 4 города Владивостока" для несовершеннолетнего вышеуказанных предметов вещевого довольствия в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Определением суда от 29 декабря 2012 года по ходатайству представителя Администрации Приморского края к участию в деле в качестве ответчика был привлечен Департамент образования и науки Приморского края.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в иске.
Представитель КГОКУ "Детский дом N 4 города Владивостока" в судебном заседании исковые требования признал частично, не оспаривал наличие у КГОКУ "Детский дом" обязанности обеспечить воспитанника вышеуказанными предметами вещевого довольствия, а также факт неисполнения указанной обязанности в объёме, указанном прокурором.
При этом, пояснил, что ненадлежащее обеспечение воспитанника предметами вещевого довольствия обусловлено недостаточным финансированием учреждения, поскольку приобретение недостающих предметов вещевого довольствия требует расходов в размере около 30 000 рублей в год, тогда как финансирование детского дома осуществляется в пределах денежной суммы в размере 4 000 рублей на одного воспитанника в год.
Дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате и месте рассмотрения дела представителей Департамента образования и науки Приморского края и Администрации Приморского края, направившего в суд письменный отзыв, в котором требования не признал, указав, что Администрация Приморского края является ненадлежащим ответчиком по делу.
Также указал, что КГОКУ "Детский дом" является казенным учреждением, финансирование деятельности которого, осуществляется путем доведения главным распорядителем бюджетных средств до получателя бюджетных средств ассигнований, предусмотренных на его содержание в краевом бюджете на текущий финансовый год, и находится в ведении Департамента образования и науки Приморского края, который осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание и реализацию возложенных на него функций в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласилась Администрация Приморского края, ее представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного в части возложения на Администрацию Приморского края обязанности по финансированию расходов на приобретение предметов вещевого довольствия, ссылаясь на то, что Администрация является ненадлежащим ответчиком по делу.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще (л.д.61-63).
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является воспитанником КГОКУ "Детский дом N 4 города Владивостока" с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 5).
В 2010 году ФИО1 предметами вещевого довольствия не обеспечивался, а в 2011 году не в полном объеме был обеспечен предметами вещевого довольствия (л.д. 6, 9).
Кроме того, факт ненадлежащего обеспечения несовершеннолетнего и объем недостающих предметов вещевого довольствия подтвердил представитель КГОКУ "Детский дом N 4 города Владивостока".
Разрешая заявленный спор по существу, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и в соответствии с требованиями Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора.
Данный вывод суда в решении мотивирован, основан на нормах закона, на исследованных по делу доказательствах, и оснований для признания его незаконным у судебной коллегии не имеется.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется полное государственное обеспечение - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приёмных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.
Постановлением Губернатора Приморского края от 22 мая 2006 года N (в редакции от 18 ноября 2009 года) утверждены нормы обеспечения одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в краевых государственных учреждениях образования и социальной защиты населения.
КГОКУ "Детский дом N 4 города Владивостока" является краевым государственным образовательным учреждением, учредителем (собственником имущества) которого является Приморский край.
Как следует из пункта 3 Постановлением Губернатора Приморского края от 22 мая 2006 года N финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусматриваемых на соответствующий год.
Таким образом, проанализировав положения действующего законодательства, гарантирующие детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, полное государственное обеспечение, суд пришёл к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Возлагая обязанность по финансированию расходов на приобретение вещей воспитаннику, суд верно исходил из того, что администрация Приморского края как высший исполнительный орган государственной власти Приморского края должна обеспечить распределение бюджетных средств через уполномоченные органы.
То обстоятельство, что главным распорядителем бюджетных средств от имени субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств выступает Департамент образования и науки Приморского края, не влияет на правильность выводов суда, поскольку указанный орган осуществляет распределение бюджетных средств в пределах средств, выделенных ему на эти цели.
Доказательств тому, что финансирование было произведено из бюджета в необходимом размере, Администрацией Приморского края в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ не представлено.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу сводятся
к переоценке правильных выводов суда и иному толкованию норм права, что не
свидетельствует о неправильно принятом решении.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первомайского районного суда города Владивостока от 8 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.