Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
в составе председательствующего судьи Кадкина А.А.,
судей Виноградовой О.Н., Дегтяревой Л.Б.,
при секретаре Барса О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Находкинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Ливадийский ремонтно - судостроительный завод" (ООО "Ливадийский РСЗ") о запрете эксплуатации на опасных производственных объектах грузоподъемных устройств, по апелляционной жалобе ООО "Ливадийский РСЗ" на решение Находкинского городского суда Приморского края от 2 апреля 2013 года, которым исковые требования были удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Кадкина А.А., пояснения представителя ООО "Ливадийский РСЗ" Абрамовой Я.А., возражение прокурора Забродиной Ю.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Находкинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к ООО "Ливадийский РСЗ" указав, что в октябре 2012 года Находкинской транспортной прокуратурой с привлечением в качестве специалиста государственного инспектора отдела по надзору за грузоподъемными механизмами и оборудованием, работающим под давлением, Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена проверка соблюдения ООО "Ливадийский РСЗ" требований законодательства в области промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных устройств. В ходе указанной проверки установлено, что на территории ООО "Ливадийский РСЗ", расположенной по "адрес" имеется четыре опасных производственных объекта: площадка судоремонтная блока цехов, площадка слип "Абус"; площадка погрузочно - разгрузочная южной набережной; площадка погрузочно - разгрузочная западной набережной. На всех указанных опасных производственных объектах установлены и эксплуатируются грузоподъемные механизмы.
На площадке судоремонтной блока цехов используются мостовые краны регистрационные N; на площадке слип "Абус" используется портальный кран КПМ 10-30-10,5, регистрационный N N; на площадке погрузочно-разгрузочной южной набережной используется портальный кран КПМ 32/16, регистрационный N, а также портальный кран КПП16-30-10,5- К, регистрационный N N; на площадке погрузочно - разгрузочной западной набережной используется портальный кран КПМ32/16, регистрационный N
Указанные грузоподъемные механизмы на протяжении 2012 года регулярно использовались ООО "Ливадийский РСЗ", несмотря на то, что срок службы их истек.
В нарушение требований законодательства не проведена экспертиза промышленной безопасности на предмет возможности эксплуатации указанных грузоподъемных механизмов, не получено разрешение органов Ростехнадзора на пуск в работу указанных грузоподъемных устройств.
Портальные краны должны быть оборудованы регистраторами параметров их работы. У кранов с электроприводом должна быть предусмотрена защита от падения груза и стрелы при обрыве любой из трех фаз питающей электрической сети. Однако, указанные выше приборы и устройства безопасности на всех грузоподъемных кранах, эксплуатирующихся ООО "Ливадийский РСЗ", не установлены и не используются.
Допущены в работу и используются краны (регистрационные N) без проведения их периодического технического освидетельствования (как полного, так и частичного). Также ООО "Ливадийский РСЗ" не соблюдаются требования о проведении комплексного обследования всех подкрановых путей грузоподъемных устройств.
ООО "Ливадийский РСЗ" не согласовано Положение о производственном контроле в Дальневосточном Управлении Ростехнадзора, руководители и специалисты не аттестованы в области промышленной безопасности и правил устройства безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
ООО "Ливадийский РСЗ" не выполняются предусмотренные пункт 11 Правил организации и осуществления производственного контроля мероприятия по осуществлению производственного контроля, а также не направляется информация об организации производственного контроля на предприятии в Дальневосточное управление Ростехнадзора в соответствии с п.п. 14, 15 указанных Правил.
В ООО "Ливадийский РСЗ" не разработано, не утверждено и не согласовано с Дальневосточным управлением Ростехнадзора Положение по расследованию причин аварий и инцидентов на опасном производственном объекте в соответствии с Порядком проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480. Ответственные лица (по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъёмных кранов; за исправное состояние грузоподъёмных кранов; за безопасное производство работ кранами) не обучены и не аттестованы на знание Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов.
Подготовки и аттестации работников, повторная проверка знаний обслуживающего персонала (машинисты кранов, стропальщики) проводилась комиссией, не аттестованной в установленном порядке.
25 января 2013 года, в связи с выявленными нарушениями закона, ООО "Ливадийский РСЗ", генеральный директор данного общества привлечены к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ ? грубое нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.
29 октября 2012 года Находкинским транспортным прокурором в ООО "Ливадийский РСЗ" внесено представление об устранении указанных выше нарушений законодательства о промышленной безопасности.
Несмотря на то, что срок службы всех имеющихся в ООО "Ливадийский РСЗ" грузоподъемных устройств истек, краны продолжают использоваться без проведения экспертизы промышленной безопасности на предмет возможности их эксплуатации, а также в отсутствии разрешения органов Ростехнадзора на пуск в работу указанных грузоподъемных устройств.
Портальные краны не оборудованы регистраторами параметров их работы, в них не предусмотрена защита от падения груза и стрелы при обрыве любой из трех фаз питающей электрической сети. Подкрановые пути портальных кранов используются без проведения их комплексного обследования. Грузоподъемные устройства используются без проведения их периодического технического освидетельствования (как полного, так и частичного).
ООО "Ливадийский РСЗ" грубо нарушаются положения Федерального закона N 116-ФЗ, не принимаются меры, направленные на безопасную эксплуатацию, а также предупреждение аварий на опасных производственных объектах, не обеспечена готовность к локализации и ликвидации последствий указанных аварий, в связи с чем, дальнейшая эксплуатация грузоподъемных устройств при наличии перечисленных выше нарушений требований законодательства о промышленной безопасности приводит к возникновению непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, работающих на предприятии, членов экипажей судов, находящихся у причала, и других лиц.
Прокурор просил запретить ООО "Ливадийский ремонтно-судостроительный завод" эксплуатацию на опасных производственных объектах грузоподъемных устройств, а именно: на площадке судоремонтной блока цехов мостовых кранов регистрационные N; на площадке слип "Абус" портального крана КПМ 10-30-10,5, регистрационный N; на площадке погрузочно- разгрузочной южной набережной портального крана КПМ32/16, регистрационный N, а также портального крана КПП 16-30-10,5-К, регистрационный N; на площадке погрузочно-разгрузочной западной набережной портального крана КПМ32/16, регистрационный N, до получения разрешения органов Ростехнадзора на пуск в работу указанных грузоподъемных устройств на основании результатов полного технического освидетельствования.
Прокурор заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика ООО "Ливадийский РСЗ" возражала против удовлетворения заявленных требований, указала, что выявленные нарушения законодательства частично устранены: оформлен приказ от 27.11.12г N 106/1-А "Об организации производственного контроля на предприятии"; оформлен приказ от 19.11.12г N 101/1-А "О дисциплинарной ответственности"; оформлен договор N ПБУ-02-293 на обучение и аттестацию должностных лиц предприятия в области промышленной безопасности и правил безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов; проведено обучение и аттестация должностных лиц в ЦЛАТИ Ростехнадзора; разработано положение по расследованию причин аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; положение о производственном контроле в ООО "Ливадийский РСЗ" отправлено на согласование в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; разработан план мероприятий по ремонту кранового хозяйства, утвержден генеральным директором 22.11.2012 года. На момент подачи прокурором заявления ООО "Ливадийский РСЗ" были частично устранены нарушения требований законодательства о промышленной безопасности, о чем транспортный прокурор был уведомлен. Помимо этого Обществом был заключен договор с ООО "ДВ НИИПТМАШ" на установку приборов безопасности на портальных кранах, частично произведен ремонт подкрановых путей. Считает, что истцом не предоставлено доказательств наличия угрозы жизни и здоровью людей. Мероприятия действительно могут быть не проведены и документы не получены, тем не менее, краны могут находиться в безопасном состоянии. Опасность оборудования ничем не установлена и не доказана. Таким образом, несоблюдение требований ФЗ N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" не свидетельствует о наличии непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, материалы дела никаких данных о требуемой причинно-следственной связи между невыполнением требований и наличием непосредственной угрозы не содержат, заявитель просто ссылается на допущенные нарушения.
16 июля 2012 года ООО "Ливадийский РСЗ" была произведена процедура перерегистрации портальных кранов в связи со сменой владельца. Согласно п. 9.1.6. Правил ПБ 10-382-00 краны были сняты с регистрации и перерегистрированы на нового владельца без изменения регистрационного номера кранов. Процедура перерегистрации была осуществлена на основании заявления ООО " ... " - бывшего владельца, в связи с этим ссылка истца на отсутствие разрешения на пуск в работу вновь зарегистрированных кранов необоснованна, поскольку пунктом 9.2.2. Правил ПБ I-382-00 не установлена обязанность получения разрешения в случае перерегистрации крана. ООО "Ливадийский РСЗ" предприняты все возможные меры, направленные на устранение выявленных нарушений требований промышленной безопасности, в связи с этим приостановление деятельности должно быть применено лишь в случае, если правонарушитель бездействует. Устранение указанных нарушений невозможно произвести в короткие сроки, поэтому запрет эксплуатации до получения разрешения Ростехнадзора фактически может затянуться на длительный срок, что может повлечь необратимые последствия для производственного процесса, повлияет на работоспособность предприятия в целом. Обществом предприняты и принимаются все возможные меры, направленные на устранение выявленных нарушений требований промышленной безопасности. Данных, достоверно свидетельствующих о наличии непосредственной угрозы жизни и здоровью работников предприятия, прокуратурой не выявлено.
Суд постановил решение, которым запретил ООО "Ливадийский РСЗ" эксплуатацию на опасных производственных объектах грузоподъемных устройств, а именно: на площадке судоремонтной блока цехов мостовых кранов регистрационные N; на площадке слип "Абус" портального крана КПМ10-30-10,5, регистрационный N; на площадке погрузочно - разгрузочной южной набережной портального крана КГ1М32/16, регистрационный N, а также портального крана КПП 16-30-10,5-К, регистрационный N; площадке погрузочно-разгрузочной западной набережной портального крана КПМ32/16, регистрационный N, до получения разрешения органов Ростехнадзора на пуск в работу указанных грузоподъемных устройств на основании результатов полного технического освидетельствования.
В апелляционной жалобе ООО "Ливадийский РСЗ" просит решение отменить, производство по делу прекратить.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Основанием для обращения с иском прокурора явилось эксплуатация ООО "Ливадийский РСЗ" опасных промышленных объектов с истекшим сроком службы, при этом с использованием без проведения экспертизы промышленной безопасности на предмет возможности их эксплуатации, в отсутствии разрешения органов Ростехнадзора на пуск в работу грузоподъемных устройств. Портальные краны не оборудованы регистраторами параметров их работы, в них не предусмотрена защита от падения груза и стрелы при обрыве любой из трех фаз питающей электрической сети. Подкрановые пути портальных кранов используются без проведения их комплексного обследования. Грузоподъемные устройства используются без проведения их периодического технического освидетельствования (как полного, так и частичного).
Довод заявителя о том, что ООО "Ливадийский РСЗ" была произведена процедура перерегистрации портальных кранов, в связи со сменой владельца. В случае перерегистрации крана не установлена обязанность получения разрешения на пуск в работу, не является основанием для отмены принятого решения, поскольку ООО "Ливадийский РСЗ" разрешение на пуск в работу кранов не имел и до процедуры перерегистрации портальных кранов.
В соответствии с пунктом 9.2.3 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Постановлением Гостехнадзора РФ от 31 декабря 1999 года N 98, разрешение на пуск крана в работу после его регистрации выдается инспектором госгортехнадзора на основании результатов полного технического освидетельствования, проведенного владельцем крана. При этом проверяются состояние крана (кранового пути), а также организация надзора за кранами (крановыми путями) и их обслуживания. О предстоящем пуске крана в работу владелец обязан уведомить органы госгортехнадзора (инспектора) не менее чем за 10 дней.
Разрешение на пуск в работу кранов, подлежащих регистрации в органах госгортехнадзора, записывается в их паспорт инспектором госгортехнадзора, а других кранов - инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов. Разрешение на эксплуатацию грузозахватных приспособлений и тары записывается в специальный журнал учета и осмотра лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами (пункт 9.2.7 указанных Правил).
В соответствии с пунктом 6.9 Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18 октября 2002 года N 61-А, по достижении срока эксплуатации, установленного в технической документации, дальнейшая эксплуатация технического устройства не допускается без проведения работ по продлению срока безопасной эксплуатации.
Материалами дела подтверждается, что срок службы спорных грузоподъемных устройств истек, экспертиза промышленной безопасности на предмет возможности их эксплуатации не проведена, не получено в установленной законом форме разрешение органов Ростехнадзора на пуск в работу грузоподъемных устройств.
Довод жалобы о том, что ООО "Ливадийский РСЗ" приняты все возможные меры, направленные на устранение всех нарушений, не является основанием для отмены принятого судом решения, поскольку до начала использования грузоподъемных устройств не достаточно принять меры к устранению нарушений, их необходимо устранить в полном объеме.
Из материалов дела следует, что небольшая часть незначительных нарушений была устранена, составлен график ремонта портальных кранов до окончания 2014 года, согласно которого большая часть нарушений законодательства о промышленной безопасности к устранению не запланирована. В отношении используемых мостовых кранов, какие - либо мероприятия вообще не проводились.
Поскольку доказательств того, что ООО "Ливадийский РСЗ" предприняты меры по устранению нарушений, послуживших основанием к предъявлению настоящего иска, не представлено, суд обосновано удовлетворил заявленные требования прокурора.
Довод жалобы о том, что прокурором не представлены суду доказательства наличия угрозы жизни и здоровью людей, несостоятелен. Нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных промышленных объектов представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.
Постановлением от 25 января 2013 года по делу об административном правонарушении государственного инспектора отдела по надзору за грузоподъемными механизмами и оборудованием, работающим под давлением по Приморскому краю установлена вина ООО "Ливадийский РСЗ" в правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, а именно в грубом нарушении требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно примечанию к статье 9.1 КоАП РФ под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.
Осуществляя деятельность по эксплуатации грузоподъемных устройств с истекшим сроком службы в отсутствии разрешения органов Ростехнадзора на пуск их в работу создает реальную опасность причинения вреда и нанесения ущерба правам, законным интересам неопределенного круга лиц.
Поскольку суд правильно установил все необходимые для разрешения спора обстоятельства и правильно применил нормы материального и процессуального права, у судебной коллегии отсутствуют основания для отмены принятого судом решения, в том числе по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Находкинского городского суда Приморского края от 2 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Ливадийский РСЗ" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.