Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Бичуковой И.Б.
судей Старовойт Р.К., Наконечной Е.В.
с участием прокурора Нишоновой Ф.А.
при секретаре Мочаловой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Корниенко О.В. к Департаменту здравоохранения Приморского края, ГБУЗ "Приморский краевой противотуберкулезный диспансер" (ГБУЗ "ПКПД") о возложении обязанности и компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе истца Корниенко О.В. на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 23 апреля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Бичуковой И.Б., объяснения истца Корниенко О.В., возражения представителя ГБУЗ "Приморский краевой противотуберкулезный диспансер" К., заключение прокурора Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Корниенко О.В. обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения Приморского края, ГБУЗ "ПКПД" о возложении обязанности и компенсации морального вреда. В обоснование требований указала, что в июле 2002 года ей был выставлен диагноз - ... С июля 2002 года по декабрь 2002 года она находилась на лечении у ... Ш. С февраля 2003 года по февраль 2006 года находилась под наблюдением врача ... Ч. В январе 2012 года ... С. после ее жалобы в прокуратуру Приморского края завела новую амбулаторную карту N с данными, противоречащими подлинной амбулаторной карте N, с 2002 года. В мае 2012 года руководство ГБУЗ "ПКПД" было вынуждено ее госпитализировать. Однако, лечащим врачом по решению руководства ГБУЗ "ПКПД" был назначен врач ... Т, не имеющий опыта во ... и ... Поскольку в стационаре ГБУЗ "ПКПД" отсутствовали жизненно необходимые П препараты, ей приходилось покупать их самостоятельно. 06.08.12 она была выписана на амбулаторное лечение, но в медицинской карте было указано, что она сама отказалась от лечения. В выписке из истории болезни N данное обстоятельство отражено не было. С июня 2012 года в ГБУЗ "ПКПД" отсутствует ... , прошедший усовершенствование по вопросам ... , в связи с чем она не может пройти полноценное обследование. Неоднократно обращалась к главному врачу С. с просьбой направить ее в аналогичный тубдиспансер другого субъекта РФ, с целью независимого обследования, однако руководство ГБУЗ "ПКПД" отвечает отказом, предлагая ей обследоваться у непрофильного врача ... в женской консультации. 16.08.12 с данной просьбой она обращалась в Департамент здравоохранения Приморского края, на что получила ответ о порядке направления граждан в федеральные клиники, за счет средств федерального бюджета. Для направления в тубдиспансеры других субъектов РФ ей требуется выписка из амбулаторной карты, соответствующая содержанию амбулаторной карты (диспансерной истории болезни) N, и средства бюджета субъекта РФ. Просила обязать ГБУЗ "ПКПД" выдать ей выписку из амбулаторной карты N, соответствующую подлинной амбулаторной карте (диспансерной истории болезни) N, с 2002 года и обязать Департамент здравоохранения Приморского края выдать ей направление на получение специализированной медицинской помощи в Иркутский областной противотуберкулезный диспансер или в иные противотуберкулезные диспансеры других субъектов РФ за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, взыскать с ответчиков моральный вред в сумме 100 000 рублей.
В судебном заседании истец настаивала на удовлетворении заявленных требований. Не возражала против содержания предоставленной ей выписки из амбулаторной карты N, но не согласилась с тем, что в выписке отсутствует указание о необходимости ее направления для получения специализированной медицинской помощи в Иркутский областной противотуберкулезный диспансер или в иные противотуберкулезные диспансеры других субъектов РФ за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации.
Представитель ГБУЗ "ПКПД" исковые требования не признал, вручил истцу выписку из амбулаторной карты N. Указал на то, что Департамент здравоохранения Приморского края дает направление на лечение в соответствующие медицинские учреждения. Нарушение прав истца со стороны ГБУЗ "ПКПД" отсутствует. В иске просил отказать.
Представитель Департамента здравоохранения Приморского края в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом. В отзыве указал, что Департаментом в первом квартале 2012 года документы Корниенко О.В. были направлены в Клинический Центр первого Московского государственного медицинского университета им. С, которым по решению комиссии по отбору больных на оказание специализированной медицинской помощи (протокол от 22.03.12 N) вынесено решение об отсутствии у больной показаний для госпитализации. В иске просил отказать.
Представитель администрации Приморского края в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом. В ранее представленном отзыве указал, что вопросы организации оказания специализированной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Приморского края, являются полномочиями Департамента здравоохранения Приморского края.
Решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 23 апреля 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
С данным решением не согласилась истец, подав апелляционную жалобу.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено, что в июне 2002 года Корниенко О.В. был выставлен клинический диагноз - ... С этого времени она проходит обследование и лечение в ГБУЗ "ПКПД". В 2005 и 2007 годах находилась на обследовании в НИИ Ф г. Санкт-Петербурга. С 01.03.11 по 11.03.11 находилась на лечении и обследовании в ФГУ Новосибирский НИИ Ф Минздавсоцразвития России в отделении ...
В 2012 году Корниенко О.В. была госпитализирована в ГБУЗ "ПКПД". В настоящее время больная состоит на учете в ГБУЗ "ПКНД" с клиническим диагнозом - ...
Из материалов дела следует, что с августа 2012 года Корниенко О.В. несколько раз обращалась с заявлениями в Департамент здравоохранения Приморского края о направлении ее в соответствии с приказом N "Об организации специализированной медицинской помощи" в специализированный областной Иркутский противотуберкулезный диспансер или в специализированные тубдиспансеры других субъектов Российской Федерации (за исключением Хабаровского края) за счет средств краевого бюджета по причине отсутствия с июня 2012 года в ГБУЗ "ПКПД" профильного акушера-гинеколога, прошедшего специализацию по вопросам фтизиатрии.
В ответах Департамента здравоохранения Приморского края Корниенко О.В. давались разъяснения о порядке принятия решения о наличии либо отсутствии показаний к направлению пациента для оказания специализированной медицинской помощи за пределами Приморского края и необходимости предоставления соответствующих документов.
Выпиской из амбулаторной карты N от 11.02.13 (л.д.86), выданной Корниенко О.В. для направления ее в федеральное специализированное учреждение для получения специализированной помощи в счет федеральной квоты Приморского края, подтверждено отсутствие врача- ... в ГБУЗ "ПКПД" с июня 2012 года.
Не получив в ГБУЗ "ПКПД" ту выписку из амбулаторной карты, которая по мнению Корниенко О.В. содержала бы достоверные сведения, и не получив направление в специализированный областной Иркутский противотуберкулезный диспансер или в специализированные тубдиспансеры других субъектов Российской Федерации за счет средств краевого бюджета, Корниенко О.В. обратилась в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что получив в ГБУЗ "ПКПД" выписку из амбулаторной карты N (соответствующую амбулаторной карте N), Корниенко О.В. не направила ее с заявлением на рассмотрение в Департамент здравоохранения Приморского края в нарушение Порядка приказа Минздравсоцразвития России от 16.04.10 N 243н "Об организации оказания специализированной медицинской помощи". Поскольку доказательств нарушения ответчиками прав истца представлено Корниенко О.В. не было, суд не нашел оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.
Права и обязанности человека и гражданина в сфере охраны здоровья и гарантии реализации этих прав, а также права и обязанности медицинских организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Статьей 16 настоящего Закона предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации, а также установление случаев и порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций вне таких медицинских организаций, а также в иных медицинских организациях.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.04.2010 г. N 243-н в целях совершенствования организации специализированной медицинской помощи был утвержден Порядок организации оказания специализированной медицинской помощи, в соответствии с пунктом 5 которого при отсутствии на территории субъекта Российской Федерации возможности оказания отдельных видов (по профилям) специализированной медицинской помощи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения обеспечивает оказание населению отдельных видов (по профилям) специализированной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения других субъектов Российской Федерации, федеральных учреждениях здравоохранения, иных медицинских организациях, в том числе за счет средств субъекта Российской Федерации.
Этим же пунктом предусмотрено, что направление граждан Российской Федерации в федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, и для оказания специализированной медицинской помощи осуществляется в соответствии с приложением к настоящему Порядку, которым установлены правила направления граждан Российской Федерации в федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, для оказания специализированной помощи.
Указанным Приложением установлено, что направление пациентов в федеральные государственные учреждения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения в следующих случаях: необходимость установления окончательного диагноза в связи с нетипичностью течения заболевания, отсутствием эффекта от проводимой терапии; отсутствие эффекта от повторных курсов лечения при вероятной эффективности других методов лечения, в том числе хирургических, а также высокотехнологичной медицинской помощи; высокий риск хирургического лечения в связи с осложненным течением основного заболевания или наличием сопутствующих заболеваний; необходимость дообследования в диагностически сложных случаях и (или) комплексной предоперационной подготовке у больных с осложненными формами заболевания, сопутствующими заболеваниями для последующего хирургического лечения с применением высокотехнологичной медицинской помощи (пункт 3).
В случае принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения решения о плановом направлении пациента в федеральное государственное учреждение руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения обеспечивает оформление на пациента Талона на оказание специализированной медицинской помощи установленной формы в электронном виде, к которому также в электронном виде прилагается выписка из медицинской документации пациента, содержащая данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований по профилю заболевания сроком давности не более 1 месяца (пункт 4).
Таким образом, из приведенных положений следует, что для решения Департаментом здравоохранения Приморского края вопроса о направлении Корниенко О.В. в специализированный областной Иркутский противотуберкулезный диспансер или в специализированные тубдиспансеры других субъектов Российской Федерации ей необходимо предоставить в Департамент выписку из медицинской документации пациента, содержащую данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований по профилю заболевания сроком давности не более 1 месяца.
Поскольку в ходе судебного заседания было установлено, что истец таких документов в Департамент здравоохранения Приморского края не предоставляла, оснований для возложения на указанного ответчика обязанностей по выдаче Корниенко О.В. направления не имеется.
Также отсутствуют основания для возложения обязанности на ГБУЗ "ПКПД" выдать Корниенко О.В. выписку из амбулаторной карты.
Как следует из материалов дела (л.д. 114) и протокола судебного заседания от 23.04.13 (л.д.118) Корниенко О.В. в судебном заседании была вручена выписка из амбулаторной карты N от 18.04.13 N. Указанная выписка по просьбе Корниенко О.В. выдана для предъявления в отдел мониторинга реализации государственного задания на оказание высокотехнологичной помощи Департамента здравоохранения Приморского края, для решения вопроса о ее направлении в противотуберкулезные учреждения за пределами Приморского края.
Аналогичная выписка из амбулаторной карты N от 11.02.13 была выдана Корниенко О.В. для направления в федеральное специализированное учреждение для получения специализированной помощи в счет федеральной квоты Приморского края.
Учитывая, что для решения вопроса о направлении пациента в федеральное государственное учреждение имеет значение лишь данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований по профилю его заболевания, основания для возложения на ГБУЗ "ПКПД" обязанности по выдаче выписки из амбулаторной карты, содержащей сведения о необходимости получения Корниенко О.В. специализированной помощи в Иркутском областном противотуберкулезном диспансере или в противотуберкулезных диспансерах других субъектов РФ за счет бюджета субъекта Российской Федерации, отсутствуют.
Таким образом, выводы суда основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и надлежащей, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ оценке всех доказательств.
Обоснованные доводы апелляционной жалобы о том, что суд, постановляя свое решение, неправомерно сослался на Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, которые утратили силу с 01.01.12 в связи с принятием Федерального закона от 21.11.11 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", не могут являться основанием для отмены обжалуемого решения, так как не влияют на правильность принятого судебного акта.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны позиции подателя жалобы, которой она придерживалась при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и направлены на переоценку выводов суда по существу спора, оснований для чего судебная коллегия не усматривает.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 23 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.