судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе
председательствующего Лифановской В.П.
судей Важениной Н.С. и Марченко О.С.
при секретаре Пронь О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Толстокулакова В.С.
к 389 базе хранения военной техники и имущества, филиалу N 1 ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю"
о взыскании дополнительного материального стимулирования, перерасчете выходного пособия, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе филиала N 1 ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Приморскому краю"
на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 11 апреля 2013 года, которым иск удовлетворен частично. Взыскано с филиала N 1 ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Приморскому краю" в пользу Толстокулакова В.С. дополнительное материальное стимулирование по итогам работы за 2012 год в размере 10500 рублей, компенсацию морального вреда - 1 000 рублей, а всего взыскана сумма 11500 рублей. На филиал N 1 ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Приморскому краю" возложена обязанность произвести Толстокулакову В.С. перерасчет выходного пособия, среднего заработка на период трудоустройства за ноябрь, декабрь 2012 года с учетом дополнительного материального стимулирования за 2012 год в размере 10500 рублей. В удовлетворении исковых требований Толстокулакова В.С. в оставшейся части, дополнительного материального стимулирования за I-III квартал 2012 года - отказано.
Заслушав доклад судьи Лифановской В.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Толстокулаков В.С. обратился в суд с иском к 389 базе хранения военной техники и имущества, филиалу N 1 ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по "адрес"" о взыскании дополнительного материального стимулирования, перерасчете выходного пособия, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он работал в должности начальника смены команды сторожевой охраны 389 базы хранения военной техники и имущества и уволен ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией организации,
Приказом N 1010 от 26.07.2012 года Министерства обороны РФ предусмотрена ежеквартальная выплата дополнительного материального стимулирования, размер которой для работников составляла за I-III кварталы 2012 года по N рублей, по итогам работы за 2012 год - N рублей. Истцу указанная премия не была выплачена.
Ссылаясь на то, что он являлся работником базы до ДД.ММ.ГГГГ и ему подлежала выплата премии за I-III кварталы 2012 года и за 2012 год пропорционально отработанному времени, истец просил взыскать дополнительное материальное стимулирование за I-III кварталы 2012 года и по результатам работы за год в размере N рублей, компенсацию морального вреда - N рублей. Кроме того, поскольку он до настоящего времени не трудоустроен, встал на учет в КГУ "Центр занятости населении", истец просил обязать филиал N федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю" произвести перерасчет выходного пособия, среднего заработка на период трудоустройства за ноябрь, декабрь 2012 года с учетом дополнительного материального стимулирования.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал в полном объеме и просил восстановить пропущенный по уважительной причине срок для подачи искового заявления, поскольку ему о нарушенном праве стало известно в декабре после перечисления премии другим работникам.
Представитель ответчика 389 базы хранения военной техники и имущества МО РФ в судебном заседании с иском не согласился и пояснил, что на момент принятия решения о выплате премии истец не работал, кроме того просил отказать в удовлетворении иска в связи с пропуском срока исковой давности для обращения в суд.
Представитель ответчика филиала N 1 ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Приморскому краю" просил суд в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку при увольнении истцу был выплачен расчет в полном объеме. Поскольку на момент издания приказа о выплате дополнительного материального стимулирования истец в трудовых отношениях не состоял, а выплата осуществлялась по фактической списочной численности личного состава воинских частей на момент выплаты, премии за I-III квартал 2012 года уволенным работникам не начислялись и не выплачивались.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик филиала N 1 федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю", его представителем подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить как принятое с существенным нарушением норм материального права.
Проверив предоставленные материалы, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда вынесено в соответствии с требованиями закона и оснований для его отмены не имеется.
В соответствии с ч.1, ч.2 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
Таких оснований судебной коллегией не установлено.
Согласно статьи 129 Трудового кодекса РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса РФ работодателем устанавливаются различные системы оплаты труда, которые включают в себя доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, а также системы премирования.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Толстокулаков В.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности сторожа, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности начальника смены команды сторожевой охраны 389 базы хранения военной техники и имущества Министерства обороны РФ.
Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен с занимаемой должности с ДД.ММ.ГГГГ по п.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ (в связи с ликвидацией организации).
Приказом МО РФ от 26.07.2010 N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала ВС РФ" утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала ВС РФ.
Указанным Порядком также установлено, что премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально (п.1), к дополнительному материальному стимулированию не представляются только лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание (п. 11).
На основании Директив Департамента финансового планирования Министерства обороны РФ от 04.10.2012 года, 03.12.2012 года решение о дополнительном материальном стимулировании доведено до начальника базы, во исполнение которого им изданы приказы N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ о выплате дополнительного материального стимулирования за 3 квартал 2012 года и по итогам 2012 года соответственно.
Размеры премий по итогам работы в третьем квартале 2012 года на одного работника воинских частей, баз, складов установлен в квартале N руб., по итогам работы за 2012 года - 14000 руб.
В судебном заседании было установлено и не оспаривалось ответчиком, что Толстокулакова В.С. в указанный приказ о премировании включен не был, поскольку на момент издания приказа был уволен. Сведений о наличии у него дисциплинарных взысканий и лишении его указанной премии ответчиком не предоставлено.
В соответствии с Положением о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 10 ноября 2008 года N 555 "О мерах реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года N 583", гражданскому персоналу воинских частей за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы воинской части (подразделения) производится выплата премии по результатам работы за месяц и квартал.
Основания, по которым лица гражданского персонала не представляются к дополнительному материальному стимулированию, перечислены в пункте 11 Порядка, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010г. N1010, носят исчерпывающий характер, расширительному толкованию не подлежат. Судом первой инстанции обоснованно указано на то, что ответчиками доказательств наличия оснований, предусмотренных п. 11 Порядка, для лишения истца премии не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении трудовых прав Толстокулакова В.С., поскольку истец работал в 2012 году, дисциплинарных взысканий не имел и подлежал включению в приказ о выплате премии за 2012 года пропорционально отработанного времени.
В тоже время суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе Толстокулакову В.С. в иске в части взыскания дополнительного материального стимулирования за 1-3 квартал 2012 года, поскольку истцом был пропущен срок на обращение в суд с данным требованием. Решение суда в данной части сторонами обжаловано не было.
Обсуждая доводы ответчика о том, что премированию подлежат лишь лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем на момент принятия решения о выплате премии, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку они противоречат положениям п. 7 Приказа Министра обороны РФ N 1010 от 26.07.2010 года.
Не может быть принят во внимание и довод апелляционной жалобе ответчика в части возложения обязанности на ответчика произвести Толстокулакову В.С. перерасчет выходного пособия и среднего заработка с учетом дополнительного материального стимулирования по следующим основаниям.
В силу ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой статьи 349 ТК РФ, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
На основании ст. ст. 127, 178 ТК РФ размер выходного пособия, а также размер денежной компенсации за все неиспользованные отпуска исчисляются в размере среднего заработка работника.
При этом согласно ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных Трудовым кодексом РФ, устанавливается единый порядок ее исчисления. Особенности порядка исчисления средней заработной платы определены в Постановлении Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".
Так, для расчета средней заработной платы учитываются, в том числе, премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда работодателя, независимо от источников этих выплат (п. п. "н" п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы).
Кроме того, включение сумм премий в расчетную сумму должно производиться с учетом абз. 2 п. 15 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, согласно которому при определении среднего заработка премии и вознаграждения учитываются в следующем порядке, а именно: премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, - фактически начисленные в расчетном периоде за каждый показатель, если продолжительность периода, за который они начислены, не превышает продолжительности расчетного периода.
В соответствии с Порядком определения и расходования объемом бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, утвержденным приказом Министра Обороны РФ N 1010 от 26.07.2010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" во исполнение Указа Президента РФ от 26.12.2006 N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти", за счет экономии бюджетных средств лицам гражданского персонала ежеквартально выплачиваются премии (п.п. 1, 2). Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование (п. 7). Дополнительное материальное стимулирование доводится до военнослужащих и лиц гражданского персонала путем зачисления денежных средств на личные банковские карты (п. 12).
На основании абз. 2 п. 15 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы дополнительное материальное стимулирование можно учесть целиком при расчете среднего заработка, поскольку оно начислено по итогам работы за 2012 год, то есть за месяцы, которые попадают в расчетный период.
В данной связи суд пришел к обоснованному выводу о том, что взысканное дополнительное материальное стимулирование по итогам работы за 2012 год подлежит включению в расчет среднего заработка.
Исходя из изложенного, доводы жалобы о том, что при расчете среднего заработка и выходного пособия использованы выплаты, которые не предусмотрены системой оплаты труда, судебной коллегией отклоняются. Судебная коллегия отмечает, что изложенное в жалобе понимание природы дополнительного материального стимулирования ухудшает положение Толстокулакова В.С. по сравнению с гарантиями, установленными ст. ст. 127, 139, 178 ТК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007. В данной связи подобное толкование не может быть применено.
Удовлетворяя исковые требования Толстокулакова В.С., суд первой инстанции обоснованно руководствовался представленными им расчетами сумм недоплаченных ему выходного пособия и среднего заработка на период трудоустройства.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Иные доводы апелляционной жалобы филиала N 1 федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю" сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции и направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем не являются основанием к отмене решения суда.
Каких либо иных оснований для отмены постановленного судом решения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Уссурийского районного суда Приморского края от 11 апреля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу филиала N 1 федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.