судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Саломатиной Л.А.
судей Чикаловой Е.Н., Власенко И.Г.
при секретаре Пронь О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского транспортного прокурора к автономной некоммерческой организации дополнительного образования авиационно-технического клуба "Озерные ключи" о возложении обязанности
по апелляционному представлению Приморского транспортного прокурора
на решение Советского районного суда г.Владивостока Приморского края от 23 мая 2013 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Чикаловой Е.Н.
Выслушав пояснения представителя АНОДОАТК "Озерные Ключи" - Михайлова Е.А., прокурора Рязановой О.М., полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Приморский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным иском, указав, что прокуратурой с участием специалистов Дальневосточного МТУ Росавиации и УГАН НОГБ ДФО Ространснадзора проведена проверка исполнения законодательства РФ о безопасности полетов при эксплуатации аэропортов регионального значения, местных воздушных линий, посадочных площадок, расположенных на территории "адрес", подпадающих под действие Федеральных авиационных правил "Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории", утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N. В ходе проведения проверки посадочной площадки " ... " Автономной некоммерческой организацией дополнительного образования авиационно - техническом клубе "Озерные ключи" выявлены нарушения воздушного законодательства РФ, а именно ширина искусственной посадочной площадки " ... " составляет ... метра, что менее установленной законом ширины ... метра для посадочных площадок с длиной взлетно-посадочной полосы от ... до ... , рулежные дорожки N и N на посадочной площадке " ... " не маркированы флажками или дорожными сигнальными конусами, боковые полосы безопасности посадочной площадки " ... имеют ширину ... метра, а в некоторых местах составляют менее ... метров, что составляет менее установленной законом ширины ... метров, Для посадочных площадок с длиной взлетно-посадочной полосы от ... м до ... м., не установлены входные маркеры взлетно-посадочной полосы по краям обоих торцов посадочной площадки "Лазурная"; не установлены пограничные знаки вдоль боковых границ искусственной взлетно-посадочной полосы посадочной площадки, посадочная площадка не оборудована ветроуказателем, не обозначены места стоянки вертолетов, отсутствует маркировка точка приземления вертолетов. Указанные нарушения влекут за собой нарушение прав граждан, пассажиров и эксплуатантов, поскольку может привести к неотвратимым последствиям в виде возникновения авиакатастроф, человеческих жертв, причинения крупного ущерба или иным тяжкие последствия. Просит обязать АНОДОАТК "Озерные Ключи" привести посадочную площадку " ... " в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил в виде увеличения ширины полосы посадочной площадки " ... " до ... метров и боковых полос безопасности указанной взлетно-посадочной полосы до ... метров.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ прокурор Приморской транспортной прокуратуры изменил исковые требования и просит: промаркировать флажками или дорожными сигнальными конусам рулежные дорожки (РД) N и 2; установить входные маркеры симметрично оси взлетно-посадочной полосы по обоим краям её торцов таким образом, чтобы длинная сторона маркера была перпендикулярна осевой линии взлетно-посадочной полосы. Поверхность входного маркера при этом должна иметь со стороны взлетно-посадочной полосы чередующиеся вертикальные полосы красного и белого цвета, с противоположной стороны - вертикальные чередующиеся полосы черного и белого цвета. Крайние полосы должны иметь черный или красный цвет соответственно. Входные маркеры установить на линии начала и конца ВПП на расстоянии от 1 ... м от ее боковых границ; установить пограничные знаки в виде усеченного конуса или призмы вдоль боковых граним, взлетно-посадочной полосы на расстоянии ... метров друг от друга и ... метра за ее боковыми границами, или в виде флажков, автопокрышек или дорожных сигнальных конусов - на расстоянии ... м друг от друга; оборудовать ветроуказателем; обозначить место стоянки вертолета размером, достаточным для того, чтобы поместить круг диаметром не менее ... метров; нанести опознавательную маркировку - букву "Н" белого цвета. Поперечная линия буквы "Н" должна быть расположена под прямым углом к предпочтительному направлению конечного этапа захода на посадку, установить срок исполнения решения суда в течение 20 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу. От требований о возложении обязанности на АНОДОАТК "Озерные Ключи" привести посадочную площадку " ... " в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил в виде увеличения ширины полосы посадочной площадки " ... " до ... метров и боковых полос безопасности указанной взлетно-посадочной полосы до ... метров прокурор Приморской транспортной прокуратуры отказался.
В судебное заседание прокурор Приморской транспортной прокуратуры не явился. Судом рассмотрено дело в его отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал в полном объеме, ссылался на то, что АНОДОАТСК " Озерные ключи" является ненадлежащим ответчиком, поскольку проверка проводилась в отношении ИП Перемежко А.В., акт по результатам проверки вынесен в отношении ИП Перемежко А.В. Вместе с тем, часть требований по результатам проведенной проверки, было исполнено. Требование прокурора по оборудованию стоянки вертолетов считает необоснованным, так как вертолеты осуществляют приземление на ИВПП, место ИВПП обозначено установленным образом. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Судом постановлено вышеназванное решение, с которым не согласился Приморский транспортный прокурор, принесено апелляционное представление, в котором ставится вопрос об отмене решения суда, поскольку выводы суда являются не законными и не обоснованными, основаны на неправильном применении норм материального, процессуального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, считает решения суда подлежащим отмене по следующим обстоятельствам.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом при рассмотрении данного спора.
По делу установлено, что автономная некоммерческая организация дополнительного образования авиационно-технический спортивный клуб "Озерные ключи" ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована Межрайонной ИФНС N по ПК за основным государственным регистрационным номером N.
ДД.ММ.ГГГГ между Управлением лесным хозяйством ПК и АНОДО АТСК "Озерные ключи" в лице начальника клуба Перемежко А.В. заключен договор N об аренде земельного участка площадью ... га по адресу Владивостокское лесничество, Лазурное участковое лесничество, квартал ... для осуществления рекреационной деятельности.
На посадочную площадку " ... " имеется аэронавигационный паспорт от ДД.ММ.ГГГГ, инструкцию по производству полетов в районе посадочной площадки "Лазурная" от ДД.ММ.ГГГГ.
УГАН НОТБ ДФО Ространснадзор ДД.ММ.ГГГГ провел плановую выездную проверку ИП Перемежко А.В., по результатам которой составлен акт N от ДД.ММ.ГГГГ.
УГАН НО ГБ ДФО Ространснадзор было вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ИП Перемежко А.В. об устранении нарушений воздушного законодательства РФ, установлены сроки для его исполнения - по пункту 1 в срок до ДД.ММ.ГГГГ, по пунктам 2,3 в срок до ДД.ММ.ГГГГ, по пунктам с 4 по 11 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Приморский транспортный прокурор вынес представление на имя АНОДО АТСК "Озерные ключи" с требованием устранить нарушения, в том числе изложенные в иске по настоящему делу.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ АНОДО АТСК "Озерные ключи" сообщило Приморскому транспортному прокурору о том, что с частью нарушений организация не согласна, часть нарушений, а именно нарушения пунктов 13-16 Федеральных авиационных правил "Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории", утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N устранены.
Пункты 1-4 иска, а именно обязать промаркировать флажками или дорожными сигнальными конусам рулежные дорожки (РД) N и 2 установить входные маркеры симметрично оси взлетно-посадочной полосы по обоим краям её торцов таким образом, чтобы длинная сторона маркера была перпендикулярна осевой линии взлетно-посадочной полосы. Поверхность входного маркера при этом должна иметь со стороны взлетно-посадочной полосы чередующиеся вертикальные полосы красного и белого цвета, с противоположной стороны вертикальные чередующиеся полосы черного и белого цвета. Крайние полосы должны иметь черный или красный цвет соответственно. Входные маркеры установить на линии начала и конца ВПП на расстоянии от 1 до 5 м от ее боковых границ; установить пограничные знаки в виде усеченного конуса или призмы вдоль боковых границ взлетно- посадочной полосы на расстоянии 100 метров друг от друга и 1 метра за ее боковыми границами, или в виде флажков, автопокрышек или дорожных сигнальных конусов - на расстоянии 50 м друг от друга; оборудовать ветроуказателем обусловлены положениями пунктом 13-16 Федеральных авиационных правил "Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории", утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N.
Отказывая в удовлетворении исковых требований транспортному прокурору, суд первой инстанции исходил из того, что об устранении нарушений по указанным пунктам ответчик сообщил Приморскому транспортному прокурору ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется отметка прокуратуры о получении указанного сообщения. Сведений, опровергающих доводы ответчика об устранении части выявленных в ходе проверки нарушений, суду не представлены.Требование прокурора о возложении обязанности на ответчика обозначить место стоянки вертолета не подлежит удовлетворению, поскольку имеется сообщение ответчика об отсутствии вертолетов. Кроме того, судом принято во внимание то обстоятельство, что в отношении АНОДО АТСК " Озерные ключи" не проводилась проверка соблюдения законодательства о безопасности полетов при эксплуатации аэропортов регионального значения.
В апелляционном представлении прокурор ссылается на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значения для рассмотрения дела.
Данный довод апелляционного представления транспортного прокурора, по мнению судебной коллегии, заслуживает внимания, поскольку полностью основан на нормах материального права и собранных по делу доказательствах.
Из материалов дела усматривается, что Приморской транспортной прокуратурой с участием специалистов Дальневосточного МТУ Росавиации и УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора была проведена проверка исполнения законодательства РФ о безопасности полетов при эксплуатации аэропортов регионального значения, местных воздушных линий, посадочных площадок, расположенных на территории "адрес". В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований воздушного законодательства РФ регулирующих отношения в области гражданской авиации в части обеспечения безопасности полетов воздушных судов на посадочной площадке " ... ". Согласно договору аренды N от ДД.ММ.ГГГГ лесной участок площадью ... га, расположенный: "адрес" ( условный номер учетной записи N) на котором расположена посадочная площадка, предоставлен в аренду АНО ДО АТСК " Озерные ключи", начальником которой является Перемежко А.В. сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица N от ДД.ММ.ГГГГ данная организация осуществляет подготовку спортсменов по авиационным видам спорта, осуществляет обучение, подготовку, переподготовку пилотов-любителей на летательных собственных, либо арендуемых летательных аппаратах, с правом самостоятельного управления, оказывает авиационные услуги органам МВД,МЧС,ФПС,ГИБДД, иным предприятиям в соответствии с Воздушным кодексом РФ.
Посадочная площадка "Лазурная" предназначена для выполнения полетов и парашютных прыжков. Находится в хозяйственном ведении и оперативном управлении АНО ДО АТСК " Озерные ключи".
Согласно Инструкции по производству полетов в районе посадочной площадки " ... ", посадочная площадка пригодна для взлета и посадки вертолетов ...
В судебном заседании представитель ответчика не оспаривал факт того, что посадочная площадка " Лазурная" находится в ведении и хозяйственном управлении АНО ДО АТСК " Озерные ключи", начальником которой является Перемежко А.В.
Кроме того, из содержания ответа начальника АНО ДО АТСК " Озерные ключи", направленного ДД.ММ.ГГГГ в адрес транспортного прокурора на представление об устранении выявленных нарушений законодательства о безопасности полетов при эксплуатации аэропортов регионального значения, посадочных площадок от ДД.ММ.ГГГГ " Об устранении нарушений воздушного законодательства РФ", усматривается, что часть выявленных в ходе проверки нарушений воздушного законодательства на посадочной площадке " ... " ( п. 13,15,16 Акт проверки ), фактически была признана некоммерческой организацией дополнительного образования и устранены, а с частью нарушений АНО ДО АТСК " Озерные ключи" не были согласны, так как пункты ФАП N 69 не нарушены.
Вместе с тем законность действий соответствующих органов акт проверки, предписание по устранению выявленных нарушений ответчиком не были оспорены в установленном законом порядке.
Таким образом, наличие выявленных нарушений действующего законодательства на посадочной площадке " Лазурная", указанные в исковом заявлении транспортного прокурора, подтверждены.
Из мотивировочной части судебного решения следует, что в удовлетворении иска транспортному прокурору отказано на том, основании, что в силу ст. 56 ГПК РФ транспортным прокурором не представлены доказательства, опровергающие сведения ответчика об устранении части выявленных в ходе проверки нарушений.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, поскольку наличие нарушений действующего законодательства при эксплуатации посадочной площадки " Лазурная", указанных прокурором в исковом заявлении, подтвержден в том числе и актом проверки УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ. Наличие нарушений также частично признал начальник АНО ДО АТСК " Озерные ключи", указав в ответе на то, что они устранены. Однако обстоятельство частичного устранения выявленных нарушений в ходе проверки не подтверждено никакими допустимыми доказательствами. Само по себе письменное сообщение ответчика о частичном устранении нарушений ФАП N 69 с достоверностью не свидетельствует об устранении выявленных нарушений ФАП N 69, выполнении предписания об их устранении.
Кроме того, при рассмотрении гражданского дела по апелляционному представлению прокурора, в суде апелляционной инстанции представителю ответчика была предоставлена возможность представить доказательства в обоснование доводов о частичном устранении выявленных нарушений при эксплуатации посадочной площадки " ... ", рассмотрение дела было отложено. Вместе с тем, в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ представителем ответчика не были представлены соответствующие подтверждающие доказательства.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что доводы представителя ответчика о частичном устранении выявленных недостатков, указанных прокурором в иске, не нашли подтверждение.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о необоснованности требований транспортного прокурора по оборудованию места стоянки вертолетов в соответствии с требованием к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории, утвержденные Приказом Минтранса России от 4 марта 2011 N 69 на том основании, что на посадочной площадке " Лазурная" отсутствуют вертолеты.
Указанный вывод суда также является ошибочным, поскольку в соответствии с ч.7 ст. 40 Воздушного кодекса РФ посадочная площадка- участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватории, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Требования к посадочной площадке устанавливаются федеральными авиационными правилами. Приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены федеральные авиационные правила "Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории", согласно п.27, 33 на посадочной площадке должно быть место стоянки вертолета. Требования настоящих Правил не применяются к посадочным площадкам для выполнения разовой посадки, подобранным с воздуха или осмотренным с земли и посадочным площадкам, используемым менее 30 дней в течение календарного года.
Факт отсутствия у АНОДО АТСК "Озерные ключи" вертолетов не является основания для несоблюдения требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории, поскольку согласно Инструкции по производству полетов в районе посадочной площадки "Лазурная", утвержденной ДД.ММ.ГГГГ Врио командира в/ч N указанная посадочная площадка предназначена, в том числе, для взлета и посадки вертолетов ... кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Дальневосточным МТУ ВТ Росавиации зарегистрирован Аэронавигационный паспорт посадочной площадки "Лазурная", согласно которому указанная площадка предназначена для взлета-посадки вертолетов всех типов.
Довод представителя ответчика о том, что Приморским транспортным прокурором и УГАН НОТБ ДФО Ространснадзор не проводилась проверка соблюдения законности АНОДО АТСК "Озерные ключи",а была проведена проверка в отношении ИП Перемежко А.В. не может свидетельствовать о незаконности требований прокурора, поскольку судом установлен факт законного владения посадочной площадкой " Лазурная" АНОДО АТСК " Озерные ключи", ИП Перемежко А.В. является начальником данной организации. Как индивидуальный предприниматель он не ведет деятельность, связанную с производством полетов и использованием посадочной площадки " ... ".
Акт проверки и предписание, составленные в отношении ИП Перемежко А.В. в установленном законном порядке не оспорены.
При таких обстоятельствах доводы апелляционного представления прокурора заслуживают внимания, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене. По делу следует принять новое решение, которым исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
В силу ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Судебная коллегия считает возможным установить срок исполнения ответчиком указанных обязанностей - в течение одного месяца со дня вступления судебного акта в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Владивостока Приморского края от 23 мая 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковое заявление Приморского транспортного прокурора к автономной некоммерческой организации дополнительного образования авиационно-технического клуба "Озерные ключи" о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на автономную некоммерческую организацию дополнительного образования авиационно-технического клуба "Озерные ключи" привести в соответствие с требованиями пунктов 5,6,10,13,15,16,27,28,33 Федеральных авиационных правил " Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории", утвержденных приказом Минтранса России от 04.03.2011 N 69 посадочную площадку " Лазурная", расположенную на лесном участке площадью ... га с местоположением: "адрес" ( условный номер учетной записи N), а именно:
промаркировать флажками или дорожными сигнальными конусам рулежные дорожки (РД) N 1 и 2;
установить входные маркеры симметрично оси взлетно-посадочной полосы по обоим краям её торцов таким образом, чтобы длинная сторона маркера была перпендикулярна осевой линии взлетно-посадочной полосы. Поверхность входного маркера при этом должна иметь со стороны взлетно- посадочной полосы чередующиеся вертикальные полосы красного и белого цвета, с противоположной стороны - вертикальные чередующиеся полосы черного и белого цвета. Крайние полосы должны иметь черный или красный цвет соответственно. Входные маркеры установить на линии начала и конца ВПП на расстоянии от 1 до 5 м от ее боковых границ;
установить пограничные знаки в виде усеченного конуса или призмы вдоль боковых граним, взлетно-посадочной полосы на расстоянии 100 метров друг от друга и 1 метра за ее боковыми границами, или в виде флажков, автопокрышек или дорожных сигнальных конусов - на расстоянии 50 м друг от друга;
оборудовать ветроуказателем;
обозначить место стоянки вертолета размером, достаточным для того, чтобы поместить круг диаметром не менее 25,56 метров;
нанести опознавательную маркировку - букву "Н" белого цвета. Поперечная линия буквы "Н" должна быть расположена под прямым углом к предпочтительному направлению конечного этапа захода на посадку,
Установить срок исполнения возложенных обязанностей в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.