Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Зиганшина И.К. и Дорохова АП.
при секретаре Ширяевой Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Иванец В.А. о признании недействительным приказа Министерства регионального развития РФ N N от 30 июля 2012 года "Об изъятии объектов недвижимого имущества для федеральных нужд путем выкупа объектов недвижимости и прекращения права аренды на земельный участок" по апелляционной жалобе заявителя на решение Ленинского районного суда города Владивостока от 19 июня 2013 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., выслушав объяснения представителей Иванец В.А.- Барнова Ю.Н., Комаровой М.Н. и Иванова О.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванец В.А. обратилась в суд с вышеназванным заявлением, указав, что в конце августа 2012 года из информационного издания "Приморская газета" N 71 (688) ей стало известно об издании Министерством регионального развития РФ приказа N N от 30 июля 2012 года "Об изъятии объектов недвижимого имущества для федеральных нужд путем выкупа объектов недвижимости и прекращении права аренды на земельный участок", согласно которому земельный участок площадью 2449 кв.м, расположенный по адресу: город Владивосток, ул. Дальзаводская, "адрес", кадастровый номер N, подлежит изъятию для федеральных нужд. Названный земельный участок находится в аренде у заявителя сроком до 19 июля 2017 года, который был продлен 20 июня 2012 года. На земельном участке расположен объект недвижимости - объект незавершенного строительства (здание цеха технологической оснастки, площадь застройки 1039,4 кв.м) степень готовности 27 %. Считает, что приказ Министерства регионального развития РФ N N от 30 июля 2012 года нарушает право собственности заявителя на объект недвижимости и владения земельным участком, и противоречит действующему законодательству. Просит признать недействительным приказ Министерства регионального развития РФ N N от 30 июля 2012 года "Об изъятии объектов недвижимого имущества для федеральных нужд путем выкупа объектов недвижимости и прекращении права аренды на земельный участок" и обязать Министерство регионального развития РФ устранить в полном объеме нарушения прав Иванец В.А. и препятствия к их осуществлению.
В судебном заседании представители заявителя на требованиях настаивали, ссылаясь на нарушение процедуры принятия оспариваемого акта, правообладатель земельного участка не был уведомлен о приказе. Приказ был издан за день до окончания подготовки проведения саммита. Программа развития города Владивостока прекратила свое действие в декабре 2012 года.
Представитель администрации города Владивостока и УГА администрации города Владивостока просил в удовлетворении заявления отказать, пояснив, что действие Федерального закона N ФЗ-93 распространяются на отношения, связанные с развитием города. Условие, по которому орган должен принять акт об изъятии до 31 июля 2012 года, было соблюдено.
Представитель Департамента земельных отношений Приморского края с требованиями не согласился.
Представитель ОАО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" с заявленными требованиями не согласился, полагая, что заявителем пропущен срок, предусмотренный для защиты нарушенного права.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства регионального развития РФ, Иванец В.А. и ФКУ "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития РФ".
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласились представители заявителя, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 49 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с иными обстоятельствами, установленными федеральными законами.
Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 года N 480 "Об утверждении федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" предусмотрена реализация общественно значимых проектов, обеспечивающих эффективное решение системных проблем развития Дальнего Востока и Забайкалья, и подпрограммы "Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе".
Целью Федеральной программы является формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока с учетом геостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации.
Разделом II Подпрограммы установлено, что целями подпрограммы являются устойчивое социально-экономическое развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и реализация мероприятий по обеспечению проведения в 2012 году саммита. В процессе реализации подпрограммы предполагается осуществление комплекса мероприятий по развитию базовой инфраструктуры города Владивостока в целях создания на его основе крупного торгово-финансового, транспортно-логистического, индустриального, туристического и научно-образовательного центра региона.
В разделе 3 в рамках Подпрограммы предполагается осуществление комплекса мероприятий в режиме ускоренного развития базовой инфраструктуры города Владивостока.
Пунктом 18 приложения N 10 к Программе предусмотрено строительство объекта "Редевелопмент территории 178 завода и Дальзавода в городе Владивостоке".
Особенности градостроительной деятельности урегулированы Федеральным законом от 8 мая 2009 года N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, предусматривающим не только подготовку проведения саммита, но и реализацию подпрограммы развития города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года.
Судом установлено, что оспариваемый приказ Министерства регионального развития РФ N N от 30 июля 2012 года принят на основании распоряжения Департамента земельных отношений Приморского края от 20 июля 2012 года N N "О предварительном согласовании открытому акционерному обществу "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" места размещения объекта "Редевелопмент территории 178 завода и Дальзавода в городе Владивостоке" на земельном участке по адресу: город Владивосток, улица Дальзаводская, дом "адрес"".
Строительство объекта "Редевелопмент территории 178 завода и Дальзавода в городе Владивостоке" прямо предусмотрено пунктом 18 Приложения N 10 к Программе.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что изъятие земель путем их выкупа во исполнение указанных программ необходимо для государственных нужд и не противоречит действующему законодательству.
Поскольку организация и проведение в 2012 году саммита АТЭС в городе Владивостоке включена в ряд крупномасштабных проектов, направленных на активизацию развития региона, оспариваемый приказ принят во исполнение ранее принятых долгосрочных государственных программ.
Издание Министерством регионального развития РФ приказа N N 30 июля 2012 года за день до окончания процедуры подготовки к саммиту является завершением процедуры, предшествующей изъятию земельного участка и не влечет признание акта недействительным.
Исходя из того, что арендаторы земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти, принявшим решение об изъятии, в том числе путем выкупа земельных участков, фактическое изъятие земельного участка не было осуществлено до истечении указанного срока, права заявителя не нарушены. Нарушение сроков извещения арендатора земельного участка о предстоящем изъятии не влечет незаконность самого решения об изъятии, влияет на сроки исполнения такого акта.
Причиненные ограничением прав собственников земельных участков убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, и предписывающих Правительству Российской Федерации установить порядок возмещения убытков (статья 57 Земельного кодекса РФ).
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не дана надлежащая оценка обстоятельствам дела и доводам заявителя, несостоятельны и опровергаются содержанием судебного акта.
Поскольку установлено, что оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствует закону, а также то, что права либо свободы заявителя не были нарушены оспариваемым действием (бездействием), решением, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления (часть 4 статьи 258 ГПК РФ).
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Владивостока от 19 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.