Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Дорохова А.П., Зиганшина И.К.
при секретаре Ширяевой Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Владивостока в интересах Колесникова А.В. и заявлению Колесникова А.В. об оспаривании постановлений администрации г. Владивостока от 25 мая 2012 года N 2061 "О снятии Колесникова А.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении" и от 9 ноября 2012 года N 3938 "О внесении изменений в постановление администрации г. Владивостока N 2061 от 25 мая 2012 года" по апелляционной жалобе администрации г. Владивостока на решение Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 28 марта 2013 года, которым заявленные требования удовлетворены, постановления администрации г. Владивостока от 25 мая 2012 года N 2061 "О снятии Колесникова А.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении" и от 9 ноября 2012 года N 3938 "О внесении изменений в постановление администрации г. Владивостока N 2061 от 25 мая 2012 года" признаны незаконными, на администрацию г. Владивостока возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав Колесникова А.В., восстановив его в очереди лиц, нуждающихся в жилом помещении, с 8 сентября 1998 года.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., выслушав объяснения представителя администрации г. Владивостока Пастухова П.Р., заключение прокурора Будлова И.М., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Колесников А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации г. Владивостока от 25 мая 2012 года N 2061, которым он был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В обоснование своих требований заявитель указал, что он состоял в администрации г. Владивостока в очереди на получение жилого помещения как лицо, уволенное с военной службы, с 8 сентября 1998 года. Оспариваемым постановлением он был снят с учета в связи с непредставлением выписки из домовой книги и копии финансового лицевого счета, прилагаемых к заявлению для принятия на учет. Заявитель просил признать постановление от 25 мая 2012 года N 2061 незаконным и восстановить в очереди на получение жилого помещения, полагая, что законных оснований для снятия его с учета у администрации не имелось, на момент обращения с заявлением о постановке на учет им были представлены все необходимые документы, которые были рассмотрены соответствующей комиссией и признаны достаточными для принятия положительного решения.
В ходе судебного разбирательства заявитель Колесников А.В. уточнил свои требования, дополнительно просил признать незаконным постановление администрации г. Владивостока от 9 ноября 2012 года N 3938 "О внесении изменений в постановление администрации г. Владивостока N 2061 от 25 мая 2012 года".
В свою очередь прокурор г. Владивостока, действуя в интересах Колесникова А.В., также обратился в суд с заявлением с аналогичными требованиями, ссылаясь на то, что постановлением администрации г. Владивостока N 2061 от 25 мая 2012 года, действующим в редакции постановления N 3938 от 9 ноября 2012 года, Колесников А.В. был снят с учета в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ. Решение администрации г. Владивостока о снятии Колесникова А.В. с учета нуждающихся в жилом помещении является незаконным, поскольку граждане, принятые на жилищный учет в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР, могут быть сняты с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, только в случае, если данные основания возникли после 1 марта 2005 года. Администрацией сведения об отсутствии у Колесникова А.В. регистрации по адресу: "адрес", который Колесников А.В. при обращении в орган местного самоуправления указал в качестве своего места жительства, были получены в 2002 года, соответственно, у администрации не имелось законных оснований для снятия данного лица с учета лиц, нуждающихся в жилом помещении. Поэтому прокурор просил признать незаконным постановление администрации г. Владивостока N 2061 от 25 мая 2012 года "О снятии Колесникова А.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении", действующее в редакции постановления администрации г. Владивостока N 3938 от 9 ноября 2012 года, и обязать администрацию г. Владивостока восстановить Колесникова А.В. в очереди нуждающихся в жилом помещении с 8 сентября 1998 года.
Определением Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 4 февраля 2013 года гражданские дела по заявлению Колесникова А.В. и по заявлению прокурора г. Владивостока соединены в одно производство.
В судебное заседание заявитель Колесников А.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен в установленном законом порядке по месту отбывания наказания в ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области.
Прокурор Заборовская Я.В. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель администрации г. Владивостока Стовбун Ю.Б. с заявлениями прокурора и Колесникова А.В. не согласилась, ссылаясь на то, что при обращении для постановки на учет в 1998 году Колесниковым А.В. был указан адрес места жительства "адрес". В ходе проведения проверки в 2012 году учетного дела Колесникова А.В. было установлено, что по указанному адресу он не был зарегистрирован, что свидетельствует о предоставлении недостоверных сведений и является основанием для снятия с учета на основании пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявлений прокурора и Колесникова А.В. просит в апелляционной жалобе представитель администрации г. Владивостока, ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что Колесников А.В. на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при мэрии г. Владивостока состоял на учете нуждающихся в жилом помещении с 8 сентября 1998 года по категории военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы.
Приговором Приморского краевого суда от 28 августа 2006 года Колесников А.В. осужден к 24 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Под стражей Колесников А.В. находится с 17 октября 2002 года.
В связи с формированием списка граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", администрацией г. Владивостока в письме от 9 сентября 2011 года было предложено Колесникову А.В. предоставить отсутствующие в материалах учетного дела документы, необходимые для рассмотрения заявления по существу.
Письмом от 18 октября 2011 года Колесников А.В. обратился с ходатайством к главе г. Владивостока об оказании содействия в получении документов, необходимых для включения его в список граждан, в связи с отсутствием объективной возможности самостоятельно получить недостающие документы по причине нахождения в местах лишения свободы.
Постановлением администрации г. Владивостока от 25 мая 2012 года N 2061 Колесников А.В. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с непредставлением выписки из домовой книги и копии финансового лицевого счета, прилагаемых к заявлению для принятия на учет.
В целях уточнения обстоятельств, послуживших основанием для снятия Колесникова А.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, администрацией г. Владивостока было принято постановление от 9 ноября 2012 года N 3938, которым в постановление от 25 мая 2012 года N 2061 внесены изменения, в преамбуле слова "в связи с выявлением в представленных Колесниковым А.В. документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет" заменены словами "в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Приморского края от 11 ноября 2005 года N 297-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления городских (сельских) поселений и городских округов Приморского края учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" органы местного самоуправления ведут учет малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде Приморского края, а также иных категорий граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договорам социального найма в соответствии с федеральным и краевым законодательством.
Перечень оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в жилом помещении установлен статьей 56 Жилищного кодекса РФ, статьей 9 Закона Приморского края о 11 ноября 2005 года N 297-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления городских (сельских) поселений и городских округов Приморского края учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", пунктом 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054.
Перечень оснований снятия граждан с учета нуждающихся в жилом помещении, указанных в данных нормативных актах, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Такого основания для снятия граждан с учета нуждающихся в жилом помещении, как непредставление документов, необходимых для принятия на учет и предусмотренных частью 4 статьи 52 ЖК РФ, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, закон не предусматривает.
Следовательно, постановление администрации г. Владивостока от 25 мая 2012 года N 2061 принято органом местного самоуправление в отсутствие законных оснований для снятия Колесникова А.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В силу части 2 статьи 6 Федерального закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Пункт 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ предусматривает в качестве основания для снятия гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Из приведенных норм жилищного законодательства следует, что граждане, принятые на жилищный учет в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР, могут быть сняты с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, только в случае, если данные основания возникли после 1 марта 2005 года.
При рассмотрении органом местного самоуправления заявления о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении Колесниковым А.В. были представлены сведения об отсутствии у него регистрации места жительства. В своем заявлении Колесников А.В. указал, что он фактически проживает в "адрес".
Отсутствие у Колесникова А.В. регистрации по указанному адресу необоснованно расценено администрацией г. Владивостока как несоответствующие действительности сведения, поскольку администрация не установила достоверно факт непроживания Колесникова А.В. в "адрес" на момент обращения с заявлением о принятии на учет. Само по себе указание в заявлении фактического места жительства, не подтвержденного регистрацией, не может расцениваться как представление недостоверных сведений. Отсутствие у Колесникова А.В. регистрации в "адрес" было известно администрации г. Владивостока при принятии заявителя на учет, что следовало из копии представленного Колесниковым А.В. паспорта с отсутствием в нем отметки о регистрации по месту жительства.
Таким образом, обстоятельства, в связи с которыми администрация г. Владивостока приняла решение о снятии Колесникова А.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, были известны органу местного самоуправления до 1 марта 2005 года, поэтому постановление администрации г. Владивостока от 9 ноября 2012 года N 3938 также принято с нарушением норм действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что основания для снятия Колесникова А.В. с учета, предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, отсутствовали, и поэтому оспариваемые постановления являются незаконными.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого решения суда, основаны на неправильном толковании действующего законодательства Российской Федерации, по существу сводятся к переоценке обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 28 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Владивостока - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.