Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Украинцевой С.Н.
судей Ильиных Е.А., Ровенко П.А.
при секретаре Мочаловой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Куделя А.С. о признании незаконным отказа Администрации Уссурийского городского округа внести изменения в сведения о разрешенном использовании земельного участка по апелляционной жалобе Администрации Уссурийского городского округа на решение Первореченского районного суда города Владивостока от 23 апреля 2013 года, которым действия Администрации Уссурийского городского округа по отказу заявителю во внесении изменений в сведения о разрешенном использовании земельного участка площадью 668 квадратных метров, кадастровый номер N, расположенного по адресу: "адрес" в непредоставлении в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю заявления на внесение изменений разрешенного использования земельного участка и непредоставлении кадастрового паспорта, содержащего новые сведения об объекте, признаны незаконными; на Администрацию Уссурийского городского округа возложена обязанность принять решение по заявлению Куделя А.С. от 26 ноября 2012 года о внесении изменений разрешенного вида использования земельного участка площадью 668 квадратных метров, кадастровый номер N, расположенного по адресу: "адрес" "для эксплуатации и обслуживания здания склада", обращении в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю с заявлением на внесение изменений разрешенного использования земельного участка и предоставлении кадастрового паспорта земельного участка, содержащего новые сведения об объекте для государственной регистрации.
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., выслушав возражения представителя заявителя Бойко О.Л. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Куделя А.С. обратилась в суд с названным заявлением, указав, что письмом от 26 декабря 2012 года N Администрация Уссурийского городского округа отказала ей в изменении сведений о разрешенном использовании земельного участка площадью 668 квадратных метров, кадастровый номер N, расположенного по адресу: "адрес" и отказалась обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю с заявлением о внесении изменений в кадастровый паспорт названного земельного участка, в сведения о назначении и разрешенном виде использования. Основанием для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка с имеющегося "для эксплуатации и обслуживания здания магазина" на другой "для эксплуатации и обслуживания здания склада" послужило его нахождение в зоне исторического центра, где отсутствует вид разрешенного использования, соответствующий фактическому использованию участка. Заявитель считает данный ответ незаконным, ссылаясь на то, что она является собственником нежилого помещения здания-склада общей площадью 317,70 квадратных метров, 7 октября 2011 года заключен договор купли-продажи земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, однако в государственной регистрации договора было отказано по причине разночтения разрешенного вида использования земельного участка: согласно договору участок предоставлен для здания склада, в то время как в пункте 1 кадастрового паспорта разрешенное использование указано "для эксплуатации и обслуживания магазина". Администрация Уссурийского городского округа, являясь собственником земельного участка, не обращалась с заявлением о внесении изменений в разрешенный вид использования земельного участка, с учетом новых сведений об объекте. Просит признать незаконными действия Администрации Уссурийского городского округа по отказу в изменении вида разрешенного использования земельного участка, обязать администрацию подать соответствующее заявление в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, обязать администрацию устранить допущенные нарушения и осуществить действия, связанные с внесением изменений разрешенного вида использования земельного участка "для здания склада", подать в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю заявления о внесении изменений разрешенного использования земельного участка и предоставить кадастровый паспорт земельного участка, содержащий новые сведения об объекте государственной регистрации.
В судебном заседании представитель заявителя настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель Администрации Уссурийского городского округа в судебном заседании не участвовал.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась Администрация Уссурийского городского округа, в апелляционной жалобе представителем ставится вопрос об отмене решения как незаконного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм материального и процессуального права (пункты 1, 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ).
Удовлетворяя требования заявителя и возлагая орган местного самоуправления обязанность изменить вид разрешенного использования земельного участка площадью 668 квадратных метров, кадастровый номер N, расположенного по адресу: "адрес" суд исходил из того, что в правоустанавливающих документах Куделя А.С. на данный участок имеются противоречия в части его разрешенного использования, что препятствует регистрации права заявителя на земельный участок. В связи с этим, отказ Администрации Уссурийского городского округа изменить вид разрешенного использования земельного участка препятствует заявителю в реализации права собственности на земельный участок.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, находит их противоречащими закону, так как они основаны на неверном определении предмета доказывания.
В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Из материалов дела усматривается, что основанием для отказа в изменении вида разрешенного использовании земельного участка заявителя послужило его расположение в зоне исторического центра (ИЦ), где отсутствует вид разрешенного использования, соответствующий фактическому использованию участка.
Признавая отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка незаконным, и возлагая на Администрацию Уссурийского городского округа обязанность совершить действия по изменению статуса земельного участка и документальному оформлению таких изменений, суд не дал оценку основаниям отказа на предмет их соответствия закону, не указал, каким нормам материального права отказ противоречит, подменив своим решением компетенцию органа местного самоуправления.
В связи с изложенным решение суда является незаконным и подлежит отмене с вынесением нового решения.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли делятся по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Из пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что под градостроительной деятельностью, к субъектам которой отнесены органы местного самоуправления городских округов, выступающие от имени муниципальных образований, понимается деятельность по развитию территорий, в том числе, городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки городских округов (часть 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Таким образом, органам местного самоуправления городских округов предоставлено право на осуществление в рамках предоставленных полномочий от имени и в интересах муниципальных образований деятельности по развитию своих территорий, регулированию землепользования и застройки в соответствии с установленным градостроительным зонированием.
Решением Думы муниципального образования город Уссурийск и Уссурийский район от 30 ноября 2004 года N на территории Уссурийского городского округа утверждены Правила землепользования и застройки Уссурийского городского округа.
При рассмотрении заявления Куделя А.Н., Администрацией Уссурийского городского округа установлено, что земельный участок в районе "адрес" городе Уссурийске площадью 668 квадратных метров, кадастровый номер N, на котором расположено нежилое помещение: здание-склад, находится в территориальной зоне исторического центра (ИЦ).
Согласно Правилам землепользования и застройки Уссурийского городского округа к основным видам разрешенного использования зоны исторического центра являются: объекты административно-делового назначения (отделения связи, почты, офисы, отделения банков и иные подобные объекты); объекты социального обслуживания, объекты торгового назначения и общественного питания; объекты временного пребывания граждан (гостиницы, кемпинги, мотели и иные подобные объекты); многоквартирные жилые дома. Эксплуатация и обслуживание здания склада не относится к вышеперечисленным видам использования.
Установив, что заявитель просит изменить вид разрешенного использования земельного участка с нарушением установленных органами местного самоуправления градостроительных регламентов и внести в государственный кадастр недвижимости сведения, противоречащие Правилам землепользования и застройки, Администрация Уссурийского городского округа обоснованно отказала Куделя А.С. в удовлетворении заявления.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение принято органом местного самоуправления в соответствии с требованиями действующего законодательства, в пределах своей компетенции и прав заявителя не нарушает, что в силу части 4 статьи 258 ГПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Отменяя решение суда, судебная коллегия считает необходимым принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первореченского районного суда города Владивостока от 23 апреля 2013 года отменить, вынести новое решение.
В удовлетворении заявления Куделя А.С. о признании незаконным отказа Администрации Уссурийского городского округа внести изменения в сведения о разрешенном использовании земельного участка отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.