Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Зиганшина И.К., Украинцевой С.Н.
при секретаре Барса О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сергеева Д.А. о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края об отказе в предоставлении земельного участка по апелляционной жалобе Сергеева Д.А. на решение Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 3 июня 2013 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., выслушав объяснения представителя заявителя Карпуниной Л.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сергеев Д.А. обратился в суд с названным заявлением, ссылаясь на то, что 31 октября 2012 года им было подано заявление в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент) о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка площадью 2000 кв.м., расположенного в районе "адрес", для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства). Письмом Департамента N 29/06/02-09/25483 от 28 ноября 2012 года ему отказано в предоставлении земельного участка на основании того, что испрашиваемый участок расположен на территории городских лесов и, кроме того, им самостоятельно выполнены кадастровые работы и осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка без обращения Департамента, как уполномоченного органа по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в орган местного самоуправления для утверждения схемы расположения земельного участка. С указанным отказом он не согласен, поскольку полагает, что после утверждения генерального плана г. Владивостока земли лесного фонда были переведены в категорию земель населенных пунктов, следовательно, на территории г. Владивостока не может быть лесного фонда. Из кадастрового паспорта также не следует, что земельный участок относится к территории земель лесного фонда. Действий органов государственной власти по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование земельного участка с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса РФ, не было совершено. В соответствии со сведениями, представленными Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, испрашиваемый земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, в которой допускается ведение садоводства и дачного хозяйства. Осуществление кадастрового учета земельного участка по инициативе лица, заинтересованного в его предоставлении, не препятствует Департаменту в осуществлении его полномочий по распоряжению таким земельным участком. Кроме того, просит учесть, что ему на праве аренды принадлежит земельный участок площадью 2000 кв.м. из земель населенных пунктов, предоставленный для целей, не связанных со строительством, и расположенный примерно в 62 метрах по направлению на юг от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентир: "адрес" Данный земельный участок и испрашиваемый земельный участок имеют общую границу. По изложенным основаниям заявитель просил отменить решение Департамента от 28 ноября 2012 года N 29/06/02-09/25483 и обязать Департамент предоставить ему испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером ... в аренду для ведения дачного хозяйства.
В судебном заседании представитель заявителя Карпунина Л.С. настаивала на заявленных требованиях по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Департамента в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в представленном письменном отзыве просил отказать в удовлетворении заявления Сергеева Д.А.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе Сергеев Д.А., ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Сергеев Д.А. в заявлении от 31 октября 2012 года просил Департамент предоставить ему в аренду для ведения дачного хозяйства земельный участок площадью 2000 кв.м., расположенный в "адрес"
Отказывая в предоставлении земельного участка, Департамент указал, что испрашиваемый земельный участок находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, которым Департамент не вправе распоряжаться.
В соответствии со статьей 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
С учетом положений указанной нормы суд первой инстанции необоснованно учел при вынесении решения нахождение спорного земельного участка в составе земель лесного фонда в связи с невыполнением Департаментом, решение которого оспаривалось, обязанности по доказыванию данного обстоятельства. Довод, содержащийся в оспариваемом решении Департамента, о том, что испрашиваемый земельный участок находится на территории Садгородского участкового лесничества, соответствующими доказательствами не подтвержден.
В тоже время оспариваемое решение Департамента об отказе Сергееву Д.А. в предоставлении испрашиваемого земельного участка по существу является правильным и не повлекло нарушение прав и свобод заявителя.
По сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, подготовленной на основании Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа (л.д. 28-38), спорный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, а также во второй зоне округа санитарной охраны курортной зоны.
В соответствии с подпунктом 8 части 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
Документом градостроительного зонирования в городе Владивостоке являются Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 (далее - Правила), которые обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, муниципальных предприятий, учреждений, организаций и предприятий иных организационно-правовых форм, физических и юридических лиц на территории Владивостокского городского округа (пункты 1 и 5 статьи 1 Правил).
В соответствии со статьей 23 Правил зона застройки индивидуальными жилыми домами определена для застройки индивидуальными жилыми домами и жилыми домами блокированной застройки, а также объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимыми для функционирования зоны.
Ни в основные, ни в условно-разрешенные либо вспомогательные виды использования данной зоны, определенные пунктом 2 статьи 23 Правил, ведение садоводства и дачного хозяйства не включено.
Согласно пункту 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Таким образом, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), где размещение земельных участков, предназначенных для ведения дачного хозяйства и садоводства, не предусмотрено, оспариваемое решение Департамента является законным, поскольку иное решение противоречило бы существующему градостроительному регламенту соответствующей территориальной зоны.
Кроме того, исходя из статьи 96 ЗК РФ, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Курортная зона г. Владивостока на побережье Амурского залива утверждена постановлением Совета Министров РСФСР от 6 января 1971 года N 11 "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение". Эта зона является курортом федерального значения и расположена в границах территориальной зоны курортного лечения и отдыха.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 октября 1983 года N 458 установлены границы округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива в составе трех зон.
Согласно материалам дела спорный земельный участок полностью расположен в границах второй зоны (зона ограничений) округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" курорт является одной из категорий особо охраняемых природных территорий. Согласно пункту 3 статьи 32 этого Закона и статье 1 Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей курорта. То есть округа санитарной или горно-санитарной охраны в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, входят в состав территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Следовательно, спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, на которых в соответствии с частью 7 статьи 95 ЗК РФ запрещаются предоставление садоводческих и дачных участков.
Поэтому с учетом положений Земельного кодекса РФ, Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения", Решения Думы г. .Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" нахождение испрашиваемого земельного участка в составе земель особо охраняемых природных территорий исключает его предоставление для ведения дачного хозяйства.
Факт отнесения одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии со статьей 85 ЗК РФ и статьей 35 Градостроительного кодекса РФ в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение.
Довод заявителя о незаконности оспариваемого решения Департамента в связи с невозможностью предоставления испрашиваемого земельного участка, в то время как ему на праве аренды принадлежит соседний, с общей границей земельный участок, предоставленный для целей, не связанных со строительством, не может быть принят во внимание, поскольку данное обстоятельство в соответствии с действующим земельным законодательством не может учитываться при принятии уполномоченным органом решения по заявлению лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств и приведенных правовых норм у Департамента не имелось законных оснований для предоставления Сергееву Д.А. испрашиваемого земельного участка в аренду для ведения дачного хозяйства. Поэтому решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления Сергеева Д.А., как правильное по существу, также является законным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 3 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.