Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Украинцевой С.Н.
судей Ильиных Е.А., Ровенко П.А.
при секретаре Ширяевой Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Спасск-Дальний в интересах Российской Федерации, Приморского края и городского округа Спасск-Дальний о признании противоречащими закону и недействующими со дня принятия подпунктов 1, 2, 5 пункта 1 распоряжения главы городского округа от 10 января 2012 года N 01 "Об утверждении штатного расписания" по апелляционному представлению прокурора и апелляционной жалобе Думы городского округа Спасск-Дальний на решение Спасского районного суда Приморского края от 19 февраля 2013 года, которым заявление удовлетворено: подпункты 1, 2, 5 пункта 1 распоряжения главы городского округа от 10 января 2012 года N 01 "Об утверждении штатного расписания" признаны противоречащими закону и недействующими со дня их принятия.
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., выслушав объяснения прокурора прокуратуры Приморского края Ессина А.М., поддержавшего доводы апелляционного представления по измененным основаниям и полагавшего решение подлежащим отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявления, его возражения против доводов апелляционной жалобы представителя Думы городского округа города Спасск-Дальний, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Спасск-Дальний обратился в суд с названным заявлением в защиту интересов Российской Федерации, Приморского края и городского округа Спасск-Дальний, указав, что распоряжением главы городского округа Спасск-Дальний от 10 января 2012 года N 01 утверждено штатное расписание должностей Думы городского округа Спасск-Дальний, в него включены должности: главы городского округа Спасск-Дальний, заместителя председателя Думы, делопроизводителя, программиста, которые противоречат наименованиям, указанным в Реестре должностей муниципальной службы в Приморском крае, приложению 1 Закона Приморского края от 4 июня 2007 года N 83-КЗ "О реестре должностей муниципальной службы в Приморском крае". Должность Главы городского округа Спасск-Дальний должна быть включена в структуру Думы городского округа Спасск-Дальний, но не в штатное расписание, так как не относится к должностям муниципальной службы, должность заместителя председателя Думы не предусмотрена реестром, для обеспечения полномочий Думы предусмотрены должности помощника председателя Думы, советника председателя Думы, наименование должностей делопроизводитель и программист должны соответствовать 1 разделу Перечня должностей в аппарате Думы городского округа. На выявленные недостатки в МПА 22 октября 2012 года прокуратурой города Спасск-Дальний принесен протест, который не был удовлетворен Главой городского округа Спасск-Дальний. Прокурор просит признать противоречащими закону и недействующими со дня принятия подпункты 1, 2, 5 пункта 1 распоряжения главы городского округа от 10 января 2012 года N 01 "Об утверждении штатного расписания".
Помощники прокурора в судебном заседании поддержали заявленные требования, настаивали на их удовлетворении в полном объеме.
В судебном заседании представитель Думы городского округа Спасск-Дальний возражал против заявления, представил письменный отзыв, в котором указал, что штатное расписание всех должностей, входящих в структуру органа местного самоуправления и муниципальных организаций с пятью приложениями отдельно, не противоречат требованиям действующего законодательства. Просит в удовлетворении заявления отказать.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласились Дума городского округа Спасск-Дальний и прокурор, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения в связи с существенным нарушением судом норм материального и процессуального права, неправильным применением и толкованием закона.
Прокурор в апелляционном представлении просит отменить решение суда в части признания оспариваемого ненормативного правового акта недействующим со дня его принятия.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, считает решение подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм процессуального права.
Из заявления прокурора следует, что он обратился в суд в порядке, предусмотренном статьей 251 ГПК РФ, и оспаривает распоряжение главы городского округа Спасск-Дальний от 10 января 2012 года N 01 об утверждении штатного расписания, ссылаясь на противоречие нормативного правового акта федеральному закону.
Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие нормативность оспариваемого акта в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 251 ГПК РФ.
Прокурором при обращении в суд неверно определен характер правоотношений и ошибочно избран способ защиты прав неопределенного круга лиц. Суд, разрешая заявленные требования, не учел разъяснения пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ, что повлекло неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и вынесение незаконного решения, которое подлежит отмене.
Учитывая, что предметом оспаривания является ненормативный правовой акт, суду следовало применять правила Главы 25 ГПК РФ, в связи с чем, при рассмотрении дела следовало выяснять обстоятельства, перечисленные в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих": имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.
Прокурором оспаривается включение в штатное расписание Думы должностей Главы городского округа, заместителя председателя Думы городского округа, а также должностей в аппарате Думы - делопроизводителя и программиста по тем основаниям, что они не соответствуют наименованиям должностей, включенных в реестр должностей муниципальной службы.
Судебная коллегия, рассмотрев заявление прокурора, считает его подлежащим удовлетворению частично.
В силу частей 2 и 3 статьи 3 Закона Приморского края от 4 июня 2007 года N 82-КЗ "О муниципальной службе в Приморском крае" должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Приморском крае, утверждаемым законом Приморского края. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы в Приморском крае.
Согласно части 7 статьи 21 Устава городского округа Спасск-Дальний для обеспечения деятельности Думы городского округа как юридического лица формируется аппарат Думы городского округа, действующий на основании положения, утверждаемого Думой городского округа.
Разделом 1 Перечня должностей в аппарате Думы муниципального района, городского округа, утвержденного Законом Приморского края от 4 июня 2007 года N 83-КЗ "О Реестре должностей муниципальной службы в Приморском крае", установлены наименования должностей в аппарате Думы муниципального района. Этим же нормативным правовым актом предусмотрен перечень должностей муниципальной службы, учреждаемых для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность в Думе.
Из анализа приведенных норм следует, что в штатное расписание включаются должности аппарата Думы городского округа, отнесенные к должностям муниципальной службы, поименованным в реестре должностей муниципальной службы в Приморском крае.
Должности главы Думы и его заместителей имеют специальное правовое регулирование, предусмотренное Уставом для выборной должности, поэтому их включение в штатное расписание противоречит требованиям федерального закона.
Поскольку должности главы городского округа Спасск Дальний и заместителя председателя Думы городского округа не предусмотрены реестром должностей муниципальной службы в Приморском крае, довод прокурора о незаконности включения перечисленных должностей в штатное расписание является обоснованным.
Следует учитывать, что указанные должности включены в раздел 3 Перечня должностей в местной администрации муниципального района, городского округа, то есть относятся к другому органу местного самоуправления.
Пунктом 2 статьи 23 Устава городского округа Спасск Дальний закреплен особый статус председателя Думы, полномочия председателя Думы городского округа исполняет глава городского округа.
Таким образом, в структуре органа местного самоуправления Уставом допускается наличие должности с двойным наименованием, но с учетом Реестра должностей муниципальной службы в Приморском крае эта должность должна предусматриваться в перечне должностей Спасского городского округа.
Что касается должностей, не отнесенных к муниципальной службе, то они допускаются в штатном расписании органа местного самоуправления, но по общему критерию порядка регулирования деятельности органа местного самоуправления, они должны соответствовать реестру аналогичных должностей субъекта РФ.
Постановлением Губернатора Приморского края от 22 августа 2007 года N 145-пг во исполнение Закона Приморского края от 16 мая 2007 года N 62-КЗ "О реестре должностей государственной гражданской службы Приморского края и о денежном содержании государственных гражданских служащих Приморского края" утвержден Перечень должностей работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Приморского края.
Наименование должностей, указанных в штатном расписании Думы как техперсонал: делопроизводитель и программист, не соответствуют названному перечню должностей, не отнесенных к муниципальной службе, что противоречит федеральному законодательству о муниципальной службе.
Доводы апелляционной жалобы представителя Думы городского округа города Спасск-Дальний со ссылкой на статьи 15, 57 ТК РФ об обязательном включении в штатное расписание Думы всех должностей, входящих в структуру органа местного самоуправления, нельзя признать обоснованными, поскольку выборная должность депутата Думы включает в себя не трудовую функцию, а представительство интересов избирателей, при осуществлении ими права на участие в местном самоуправлении.
Размеры и условия оплаты труда главы городского округа, депутатов Думы городского округа, осуществляющих полномочия на постоянной основе, определяются муниципальным правовым актом, принятым с соблюдением Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Приморского края от 14 июля 2008 года N 288-КЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Приморском крае", Уставом городского округа Спасск-Дальний.
Установив отсутствие правовых оснований для внесения в штатное расписание должностей главы городского округа и заместителя председателя Думы, не включенных в реестр должностей муниципальной службы в Приморском крае, а также должностей технического персонала, не предусмотренных нормативными правовыми актами Приморского края, судебная коллегия приходит к выводу о том, что утвержденное распоряжением Главы городского округа Спасск Дальний штатное расписание в оспариваемой части противоречит нормам федерального законодательства, устанавливающего единый подход к регулированию правоотношений, связанных с муниципальной службой.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия признает обоснованным заявление прокурора в части противоречия федеральному закону подпунктов 1, 2, 5 пункта 1 распоряжения главы городского округа от 10 января 2012 года N 01 "Об утверждении штатного расписания".
Во исполнение части 1 статьи 258 ГПК РФ с учетом части 3 статьи 246 ГПК РФ судебная коллегия считает необходимым возложить на должностное лицо, утвердившее штатное расписание, обязанность устранить допущенные нарушения и привести штатное расписание в соответствие с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Спасского районного суда Приморского края от 19 февраля 2013 года отменить, принять по делу новое решение.
Заявление прокурора удовлетворить частично. Признать незаконными пункты 1, 2, 5 распоряжения Главы городского округа Спасск-Дальний от 10 января 2012 года N 01.
Обязать Главу городского округа Спасск-Дальний, осуществляющего полномочия председателя Думы городского округа Спасск-Дальний, устранить допущенные нарушения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.