Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Зиганшина И.К., Украинцевой С.Н.
при секретаре Барса О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ледовских В.Н., Висингириева Р.М., Висингириевой М.А., Висингириевой М.А. о признании незаконным решения Администрации города Владивостока об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по апелляционной жалобе заявителей на решение Ленинского районного суда города Владивостока от 4 июня 2013 года, которым заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., выслушав объяснения Висингириева Р.М., его представителей Лысенко Ю.В., Висингириева М.А., представителя Висингириевой М.А. и Висингириевой М.М. - Висингириева М.А., представителя Ледовских В.Н. - Ансович Л.Ф., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока и Администрации города Владивостока - Жемборовской О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ледовских В.Н., Висингириев Р.М., Висингириева М.А., Висингириева М.М. обратились в суд с названным заявлением, указав, что 6 марта 2013 года они обратились в Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: "адрес" для дальнейшей эксплуатации жилого дома. Письмом N от 20 марта 2013 года заявителям было отказано по причине того, что на испрашиваемом земельном участке расположены объекты с признаками самовольных построек, на возведение которых не представлено разрешение. Заявители считают действия Администрации города Владивостока неправомерными, поскольку к заявлению был приложен полный пакет документов в соответствии с Регламент предоставления Администрацией города Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", а основание, по которому было отказано в предоставлении услуги, не предусмотрено пунктом 2.8 указанного Регламента. Заявители полагают, что оспариваемый отказ лишает их возможности реализовать свое исключительное право на приобретение в собственность земельного участка для дальнейшей эксплуатации жилого дома. Просят признать незаконным решение Администрации города Владивостока от 20 марта 2013 года N, обязать администрацию в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать схему расположения испрашиваемого земельного участка для дальнейшей эксплуатации жилого дома.
В судебном заседании Висингириев Р.М., его представители, представители Ледовских В.Н. и представитель Висингириевой М.А., Висингириева М.М. поддержали заявленные требования.
Представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока и Администрации города Владивостока в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснив, что испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2005 году, считает, что заявителями избран неверный способ защиты своего права, поскольку необходимо обращаться в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края. Просила в удовлетворении заявления отказать.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласились заявители, в апелляционной жалобе их представителями ставится вопрос об отмене решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, в результате чего, не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судебная коллегия, изучив письменные материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из анализа названной нормы следует, что обстоятельствами, имеющими значение для рассмотрения данного заявления являются следующие факты: наличие у лица (органа) полномочий по принятию решения или совершению действия; соблюдение установленного порядка принятия решений, совершения действий органом или лицом и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Из материалов дела видно, что Ледовских В.Н., Висингириев Р.М., Висингириева М.А. и Висингириева М.М. 6 марта 2013 года обратились в Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока с заявлением, в котором просили утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, ориентировочной площадью 1320 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", для эксплуатации жилого дома в целях дальнейшего оформления земельного участка в общую долевую собственность.
Письмом заместителя начальника Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока от 20 марта 2013 года N заявителям возвращены документы без утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка в связи с наличием на нем самовольных построек.
Давая оценку решению органа местного самоуправления, суд верно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в соответствии с частью 4 статьи 258 ГПК РФ.
Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения установлен статьей 36 Земельного кодекса РФ.
Из смысла названной нормы следует, что собственники зданий, строений, сооружений для реализации своего исключительного права на приватизацию земельных участков, расположенных под объектами недвижимости, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В Приморском крае органом, наделенным компетенцией по распоряжению земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ и пунктом 21(1) статьи 7 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", является Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Порядок предоставления гражданам земельных участков для целей не связанных со строительством предусмотрен статьей 34 Земельного кодекса РФ, согласно которому утверждение и выдача схемы является одной из стадий процедуры предоставления земельного участка. При этом следует учитывать, что выдача схемы земельного участка не является безусловной обязанностью органа местного самоуправления, так как допускается только с соблюдением установленной законом процедуры.
При обращении с заявлением об утверждении и выдаче схемы для дальнейшего оформления земельного участка в собственность в орган местного самоуправления, заявителями не соблюден порядок предоставления земельного участка. В связи с этим выводы суда о том, что отказом в выдаче схемы не нарушаются права заявителей, является обоснованным.
Ссылка в апелляционной жалобе на необоснованный отказ в утверждении и выдаче схемы испрашиваемого земельного участка не может быть признана обоснованной, поскольку предоставление данной услуги должно осуществляться в соответствии с законом, в том числе с учетом требований Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации (пункт 2.5 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением Администрации города Владивостока от 27 декабря 2010 года N 1596).
Расхождение данных в правоустанавливающих документах на объекты недвижимости, также исключает удовлетворение требований о выдаче схемы земельного участка для последующей передачи его в собственность, поскольку нарушает требования закона.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Владивостока от 4 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ледовских В.Н., Висингириева Р.М., Висингириевой М.А., Висингириевой М.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.