Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Дорохова А.П. и Зиганшина И.К.
при секретаре Бабичевой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Арсентьева Ю.А. об отмене решения Владивостокской городской муниципальной избирательной комиссии (далее - ВГМИК) от 6 августа 2013 года N N "Об отказе Арсентьеву Ю.А. в регистрации кандидатом на должность главы города Владивостока" по апелляционной жалобе представителя заявителя на решение Ленинского районного суда города Владивостока от 16 августа 2013 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., выслушав объяснения представителей Арсентьева Ю.А. - Даминова Р.Ф. и Мальцева Я.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ВГМИК Чичаевой Ю.В., заключение прокурора Нишоновой Ф.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Арсентьев Ю.А. обратился в суд с названным заявлением, указав, что он выдвинулся кандидатом на должность главы города Владивостока в порядке самовыдвижения. Заявителем были представлены 832 подписных листа с 2496 подписями избирателей при необходимых 2269. 6 августа 2013 года в 23 часа 53 минуты ВГМИК вынесла решение N N, которым отказала Арсентьеву Ю.А. в регистрации кандидатом на должность главы города Владивостока в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации, признав 484 подписи недействительными. Считает решение ВГМИК незаконным и вынесенным с нарушением норм действующего законодательства. Копия итогового документа, копии ведомостей проверки подписных листов были вручены заявителю с нарушением установленных законом сроков. Решение ВГМИК вынесено с учетом сведений таблицы, представленной УФМС России по Приморскому краю, которая не должна была учитываться ВГМИК при вынесении оспариваемого решения, поскольку сведения, содержащиеся в таблице, не отражены в итоговом документе и ведомости по проверки подписей избирателей. Указанная таблица поступила в ВГМИК 6 августа 2013 года, тогда как итоговый протокол составлен 4 августа 2013 года, копия таблицы вручена заявителю только 7 августа 2013 года. Качество копии таблицы не позволяет прочитать содержащуюся в ней информацию, таблица также содержит рукописные сведения, в связи с чем не соответствует требованиям, предъявляемым к официальным документам, а именно: не скреплена, не прошита, не пронумерована, отсутствует подпись должностного лица и печать УФМС. Дополнительная проверка проводилась без участия Арсентьева Ю.А. и его представителей, о ее проведении уведомлены не были. При проведении проверки подписей принимали участие посторонние лица. Считает, что ВГМИК незаконно признаны недействительными 275 подписей без официальной справки УФМС России по Приморскому краю и заключения эксперта вследствие указания в подписных листах не соответствующих действительности сведений об избирателях. ВГМИК незаконно признаны недействительными: 3 подписи - на основании внесения их в подписные листы вне периода сбора подписей; 5 подписей - в связи с отсутствием сведений в подписных листах, предусмотренных законом; 3 подписи- на основании того, что подписи внесены после заверения подписного листа сборщиком подписей; 96 подписей - на основании невнесения даты заверения подписного листа сборщиком подписей, в сведениях о сборщике подписей имеются неоговоренные исправления, сведения не полные, не соответствуют действительности. В ведомости по проверке не указаны 3 подписных листа, вследствие чего 12 подписей являются достоверными. Считает недействительными 394 подписи, которые могли быть признаны недействительными. Просил суд признать незаконным и отменить решение ВГМИК от 6 августа 2013 года N N "Об отказе Арсентьеву Ю.А. в регистрации кандидатом на должность главы города Владивостока" и обязать зарегистрировать его кандидатом на должность главы города Владивостока, обратить решение к немедленному исполнению.
Впоследствии заявитель уточнил требования, полагая, что ВГМИК неправомерно признала недействительными 271 подпись избирателей, в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, следовательно, решение от 6 августа 2013 года N N незаконно.
В судебном заседании представители Арсенетьева Ю.А. требования поддержали по доводам, изложенным в заявлении, дополнив, что проведение проверки ВГМИК на основании сведений таблицы УФМС России по Приморскому краю незаконно.
Представитель ВГМИК требования не признал, указав, что 420 подписей избирателей в подписных листах являются недействительными, достоверными и действительными признаны 2075 подписей, что является недостаточным для регистрации Арсентьева Ю.А. кандидатом на должность главы администрации города Владивостока.
Дело рассмотрено в отсутствие Арсентьева Ю.А.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился представитель заявителя, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Оспариваемым решением избирательной комиссии по выборам главы города Владивостока Арсентьеву Ю.А. отказано в регистрации кандидатом на основании пункта 5 части 6 статьи 46 Избирательного кодекса Приморского края, поскольку из представленных 2495 подписей действительными признаны 2 072, что оказалось менее установленного числа достоверных подписей.
Из итогового протокола о результатах проверки подписных листов усматривается, что количество представленных подписей - 2 496, количество проверенных - 2 495, количество недействительных - 484. Подписи признаны недействительными в связи с тем, что в списки включены лица, не обладающими активным избирательным правом, нет адреса или указан неполный адрес места жительства избирателя, неверно указаны паспортные данные избирателей, не указаны или указаны неполные сведения об избирателях, записи дат выполнены одним лицом, записи даты выполнены лицом, осуществляющим сбор подписей.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к правильному выводу, что результаты проверки рабочей группы подписей избирателей соответствуют данным, изложенным в ведомости проверки подписных листов, протоколах рабочей группы, сведениям ФМС, а также в справке ЭКЦ УМВД РФ по Приморскому краю от 31 июля 2013 года N N. Основания, по которым подписи были признаны недействительными, предусмотрены и соответствуют положениям статей 45 и 46 Избирательного кодекса Приморского края.
В силу части 5 статьи 45 Избирательного кодекса Приморского края избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений может привлекать специалистов органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, избирательные комиссии вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума.
Соглашением о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной миграционной службы от 29 декабря 2009 года предусмотрено направление в отделения ФМС запросов избирательными комиссиями на проведение проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей, в том числе о месте жительстве гражданина, а также документе, удовлетворяющего личность гражданина Российской Федерации.
На запрос избирательной комиссии УФМС были представлены сведения, касающиеся соответствия данных, изложенных в подписных листах, данным государственного учета за подписью должностного лица. Каких-либо требований к оформлению предоставления данных об избирателях, указанных в подписных листах при проведении проверки должностными лицами миграционной службы, избирательное законодательство не содержит. Заверяя сведения о результатах проверки данных об избирателях, содержащихся в таблице, должностное лицо несет ответственность за их достоверность. Поскольку таблица сведений, содержащихся в подписных листах, составляется избирательной комиссией, то данные о результатах проверки должностным лицом миграционной службы вносятся в соответствующую графу таблицы рукописно.
Учитывая изложенное, довод жалоб о том, что таблица не может приниматься во внимание избирательной комиссией, поскольку не отвечает признакам официального документа, является несостоятельным. При проверке сведений содержащихся в подписных листах имеет значение информация, поступившая из государственного органа, располагающего данными о месте жительстве гражданина, а также документе, удовлетворяющего личность гражданина Российской Федерации.
Являются несостоятельными и доводы жалобы о необоснованности признания всех подписей в подписном листе недействительными при неточностях, касающихся только одного избирателя и имеющиеся сокращения в адресе места жительства, которые не препятствуют однозначному восприятию наименования субъекта, города, улицы населенного пункта.
Статья 37 Федерального закона N 67-ФЗ регламентирует отношения по сбору подписей в поддержку выдвижения кандидатов.
В пункте 11 названной статьи установлены сведения, которые должны быть указаны в подписном листе: фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серия, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, подпись избирателя и дата ее внесения.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, который собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Согласно подпункту 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ признаются недействительными подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с данным Федеральным законом (подпункт "г"); все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме.
Понятие "адрес места жительства" содержится в пункте 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года, следовательно, в подписном листе должно содержаться именно то наименование населенного пункта, улицы, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Ссылка жалобы на то, что информационный центр избирательной комиссии Приморского края не относится к органам, осуществляющим регистрацию граждан Российской Федерации по месту жительства, несвоевременность обновления системы ГАС "Выборы", не позволяется использование сведений только при наличии официальной справки ОФМС, основана на неверном толковании закона.
Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, избирательные комиссии вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, а также ГАС "Выборы".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10 января 2003 года N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы" является автоматизированной информационной системой, реализующей информационные процессы при подготовке и проведении выборов и референдума.
База данных ГАС "Выборы" отнесена законом к объективной форме представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с использованием комплексов средств автоматизации ГАС "Выборы", доступ к которой предоставлен избирательной комиссии Приморского края.
Суд, проверив 420 подписей, признанных избирательной комиссией недействительными и установив, что избирательной комиссией обоснованно признаны недействительными 419 подписей, пришел к правильному выводу о законности решения, которым избирательной комиссией отказано в регистрации кандидатом на должность главы администрации города Владивостока по мотиву недостаточного количества подписей необходимых для регистрации.
Нарушений прав заявителя при проведение проверки сведений, содержащихся в подписных листах, допущено не было, поскольку Арсентьев Ю.А. отсутствовал в городе Владивостоке, находясь, как это следует из доверенности от 30 июля 2013 года, в городе Москва. Представители заявителя в работе комиссии принимали участие, выбрав по своему усмотрению этапы участия.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда не имеется. Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, были предметом обсуждения в суде и обоснованно отклонены судом, по мотивам, указным в решении.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Владивостока от 16 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу-без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.