Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего: Виноградовой О.Н.,
судей: Власенко И.Г., Кунгурцевой И.В.,
при секретаре: Мочаловой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махнача А.В. к Обществу с ограниченной ответственностью "Эванс" о взыскании компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе ООО "Эванс"
на решение Арсеньевского городского суда Приморского края от 9 июля 2013 года, которым исковые требования Махнача А.В. к ООО "Эванс" о компенсации морального вреда удовлетворены.
Взыскана с ООО "Эванс" в пользу Махнача А.В. компенсация морального вреда в сумме 10 000 (десять тысяч) рублей.
Взыскана с ООО "Эванс" государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Махнач А.В. обратился в суд с названным иском, в обоснование заявленных требований указал, что он проживает в квартире N "адрес", и является потребителем коммунальной услуги по холодному водоснабжению, предоставляемой ООО "Эванс". По результатам проведенных лабораторных исследований установлено, что холодная вода на вводе в дом не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" по показателям: "цветность", "железо общее". В перерасчете оплаты за холодное водоснабжение ему отказано.
Махнач А.В. просил суд привести услугу по холодному водоснабжению в доме N "адрес" в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 по показателям "цветность", "железо общее"; не производить начисление платы за холодное водоснабжение по квартире N "адрес" до приведения услуги по холодному водоснабжению в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 по показателям "цветность", "железо общее"; взыскать с ООО "Эванс" в качестве компенсации морального вреда 10 000 рублей.
Судом по делу назначена экспертиза проб холодной воды на вводе в дом "адрес" и проб холодной воды в квартире N "адрес". По результатам проведенной филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае" в г. Арсеньеве экспертизы образцы отобранных проб соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Вода питьевая. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", СанПиН 2.1.4.2496-09 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно- питьевого и культурно-бытового водопользования" по исследованным показателям.
В судебном заседании Махнач А.В. от иска в части ООО "Эванс" привести холодное водоснабжение в доме N "адрес" в соответствии с нормами СанПиН 2.1.4.1074-01 по показателям "цветность", "железо общее"; не производить начисление платы за холодное водоснабжение по квартире N "адрес" до приведения услуги по холодному водоснабжению в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 по показателям "цветность", "железо общее" отказался. В этой части производство по гражданскому делу прекращено.
Махнач А.В. просил суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей, пояснил, что он дважды обращался в ООО "Эванс" по поводу несоответствия холодной воды санитарным нормам, однако ответчик проверку качества воды не проводил, каких-либо мер для исправления ситуации не предпринимал.
Представитель истца в судебном заседании просил с учетом характера нарушения, его длительности, поведения ответчика, удовлетворить требования о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в размере 10000 рублей.
Представитель ООО "Эванс" в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что ответчик не отреагировал на обращения истца, поскольку отбор проб холодной воды был произведен не на границе их эксплуатационной ответственности.
Представитель третьего лица - Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Арсеньеве, в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что ООО "Эванс" не установлены причины, по которым холодная вода в квартире потребителя не соответствовала требованиям СанПин 2.1.41074-01.
Решением Арсеньевского городского суда Приморского края от 9 июля 2013 года исковые требования Махнача А.В. к ООО "Эванс" о компенсации морального вреда удовлетворены.
Взыскана с ООО "Эванс" в пользу Махнача А.В. компенсация морального вреда в сумме 10 000 (десять тысяч) рублей.
Взыскана с ООО "Эванс" государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
С решением не согласно ООО "Эванс", представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанного решения.
Судебная коллегия, изучив письменные материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
В ст. 15 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" определено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В п.п. "а" п. 31 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, определено, что исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с п.п. "и" п. 31 указанных Правил, исполнитель обязан принимать в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, - также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя.
Согласно п. 104 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
В силу п. 108 указанных Правил, в случае если сотруднику аварийно - диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно - диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки. Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальных услуг до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно - диспетчерской службы такой организации не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки, которая должна быть проведена в месте прохождения указанной границы. При этом сотрудник аварийно - диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных сетей, обязан незамедлительно после согласования с потребителем даты и времени проведения проверки довести эту информацию до сведения такого лица. Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Махнач А.В. проживает по адресу: "адрес"
На основании договора на предоставление услуг холодного водоснабжения и водоотведения от 17 октября 2012 года ООО "Эванс" обязуется обеспечить подачу холодной воды установленного качества и прием сточных вод в соответствии с условиями настоящего договора.
В соответствии с протоколом лабораторных исследований воды N 3937 от 01 октября 2012 года, в точке отбора по адресу: "адрес" (водомерный узел - жилой дом) ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае" филиал в г. Арсеньеве отобраны пробы холодной воды. Отобранные образцы не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно- бытового водопользования" по исследованным показателям "цветности", "общему железу".
Согласно обращению Махнача А.В. в ООО "Эванс" от 19.10.2012 года в квартиры его дома в течение длительного времени поступает холодная вода, не соответствующая санитарным нормам (мутная, со зловонным запахом), что свидетельствует о предоставлении коммунальной услуги по холодному водоснабжению ненадлежащего качества. При этом истцом была приложена копия протокола лабораторных исследований.
В ответе ООО "Эванс" от 29.10.2012 года указано, что решением главы Арсеньевского городского округа N 21 от 31.08.2012 года "О мерах по ликвидации последствий ливневых дождей и сильного ветра" ООО "Эванс" разрешено подавать воду населению с отклонением по мутности и цвету с обеспечением безопасности водоснабжения в эпидемиологическом отношении.
Вместе с тем, судом верно указано, что в указанном решении главы Арсеньевского городского округа нет данных о допустимости отклонений по показателю "железо общее".
2 ноября 2012 года Махначем А.В. в адрес ООО "Эванс" была направлена претензия о том, что из ответа ООО "Эванс" от 29.10.2012 года непонятно удовлетворены ли его требования.
В ответе ООО "Эванс" от 15.11.2012 года Махначу А.В. в перерасчете за оказанную услугу по водоснабжению в августе-сентябре 2012 года отказано.
В судебном заседании установлено и ответчиком не опровергнуто, что ООО "Эванс" проверку по жалобам Махнача А.В. не проводило, пробы воды в квартире истца и на вводе в дом не отбирались, лабораторные исследования не проводились.
Поскольку в нарушение названных норм закона ООО "Эванс" не предприняты меры по организации и проведению проверки по факту предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества на основании обращений потребителя, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении в результате бездействия ответчика прав потребителя на получение качественной услуги, и удовлетворил исковые требования о взыскании компенсации морального вреда. Размер определен судом с учетом характера нарушения, длительности бездействия ответчика, нравственных и физических страданий истца.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями закона, выводы соответствуют нормам процессуального и материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит не обоснованными, поскольку они были предметом судебного исследования, получили правовую оценку в решении суда, материалами дела не подтверждены.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Арсеньевского городского суда Приморского края от 9 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.