Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Бизякиной Н.П.,
судей: Завальной Т.Ю., Наконечной Е.В.
при секретаре Клюгер Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самсоновой Т.Н. к УМВД России по Приморскому краю о признании незаконным отказа в назначении пенсии, назначении пенсии
по апелляционной жалобе истицы
на решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 24 июля 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Бизякиной Н.П., выслушав пояснения представителя истицы Агафонова Е.В., представителя ответчика Ильчуковой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истица обратилась к ответчику с указанными требованиями, в обоснование, ссылаясь на то, что ранее проживала в Украине, там вышла на пенсию по выслуге лет в звании ... налоговой милиции Украины.
8 ноября 2012 года в связи с переездом на постоянное место жительства в Россию, обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет по линии МВД России.
29 декабря 2012 года и повторно 8 апреля 2013 года ответчик отказал ей в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что пенсия того вида, что установлена истице в Украине, законодательством России не предусмотрена, в связи с этим оснований для назначения истице пенсии за выслугу лет по линии МВД России не имеется.
Данный отказ истица считает незаконным со ссылкой на Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств участников СНГ от 24 декабря 1993 года, а также на Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В судебном заседании истица и ее представитель требования поддержали.
Представитель ответчика против удовлетворения требований возражал, полагая, что они не основаны на законе, указывая, что ссылка истицы на Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств участников СНГ от 24 декабря 1993 года не обоснованна, поскольку договоры (соглашения) о взаимном пенсионном обеспечении сотрудников налоговой милиции (полиции) государств - участников СНГ не заключались, названное истицей Соглашение таких положений не содержит.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласилась истица, подав апелляционную жалобу, где просит решение отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на прежние доводы, на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение, неприменение судом нормы права, подлежащей применению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица и ее представитель доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ответчика против удовлетворения доводов апелляционной жалобы возражал, считая решение законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении данного дела судом не допущено.
Отказывая истице в удовлетворении требований, суд первой инстанции сделал вывод о том, что они не основаны на действующем законодательстве.
Этот вывод суда является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с п. "а" ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) действие данного Закона распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Статьей 4 этого же Закона определена категория лиц, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с другими государствами, в соответствии с указанной нормой пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
В указанной статье Закона лица, проходящие службу в налоговой милиции (полиции) других государств, не поименованы.
Пенсионное обеспечение пенсионеров из числа сотрудников органов внутренних дел урегулировано специальным (рамочным) соглашением - Соглашением о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года (далее Соглашение), а также национальным законодательством государств - участников СНГ по постоянному месту жительства пенсионеров. Соглашением на министерства внутренних дел сторон не возлагается обязанность пенсионного обеспечения лиц, проходивших перед увольнением службу в структурных подразделениях других министерств и ведомств государств - участников СНГ, не входящих в систему органов внутренних дел (в частности в налоговой милиции (полиции) государств - участников, подписавших соглашения).
Договоры (соглашения) о взаимном пенсионном обеспечении сотрудников налоговой милиции (полиции) государств - участников СНГ не заключались.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что правовых оснований для осуществления пенсионного обеспечения пенсионными органами МВД России бывших сотрудников иных органов и учреждений, не входящих в систему органов внутренних дел, в том числе, уволенных из налоговой милиции Государственной Налоговой Администрации Украины, в связи с переездом пенсионера на постоянное место жительства в Российскую Федерацию не имеется.
Этот вывод подтверждается решением Экономического Суда СНК от 26 марта 2008 года N 01-1/2-07, где указано, что, если законодательством государства нового места жительства пенсионера пенсия того же вида не установлена, то выплата пенсии продолжается государством прежнего места жительства пенсионера.
Кроме того, судебная коллегия полагает обоснованным довод ответчика о законности и обоснованности вывода суда в части отказа истице в удовлетворении требования, еще и потому, что истица являлась сотрудником налоговой милиции Государственной Налоговой Администрации Украины, то есть, структуры, не входящей в систему органов внутренних дел Украины.
Ссылка представителя истицы на то, что суд необоснованно не принял во внимание положения п.п. "б" ст. 11 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в соответствии с которым пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей, несостоятельна, поскольку настоящая норма предусмотрена для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Также несостоятелен довод апелляционной жалобы истицы о нарушении ее прав на получение пенсии на территории Российской Федерации, поскольку пенсионерам из числа бывших сотрудников Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации и других органов, прикрепленных для выплаты пенсии к пенсионным подразделениям МВД России, не входящих в систему органов внутренних дел, в отношении которых отсутствуют специальные соглашения (договоры о взаимном пенсионном обеспечении), при переезде их на постоянное место жительства в другие государства, в том числе, являющиеся участниками Содружества Независимых Государств, выплата пенсий производится за счет средств бюджета РФ в порядке, предусмотренном Федеральным законом РФ от 6 марта 2001 года N 21-ФЗ " О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительство за пределы Российской Федерации" через Пенсионный фонд Российской Федерации в валюте страны проживания.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы решение отмене не подлежит, поскольку в жалобе оспариваются выводы суда со ссылкой на те же доводы, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили его оценку.
По изложенному, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 24 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.