Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе:
председательствующего Игошина В.Е.
судей Мурина В.А. и Панова И.М.,
при секретаре Корбатовой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Пскове 09 июля 2013 года в апелляционном порядке гражданское дело по иску
прокурора Новосокольнического района Псковской области в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Новосокольнического района Псковской области о понуждении к совершению действий по открытию дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях на территории города
по апелляционной жалобе Администрации Новосокольнического района на решение Новосокольнического районного суда Псковской области от 19 апреля 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Новосокольнического района Псковской области Бутылина А.А. в интересах неопределённого круга лиц к администрации Новосокольнического района Псковской области о понуждении к совершению действий по открытию дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях на территории города, - удовлетворить.
Обязать администрацию Новосокольнического района Псковской области в срок до 01 сентября 2014 года открыть 80 дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города.
Заслушав доклад судьи Мурина В.А., выслушав объяснения представителя Администрации Новосокольнического района - Рачеевой С.Е., представителя управления образования Новосокольнического района - Поповой Е.В., представителя Государственного управления образования Псковской области - Матвеева В.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Морозовой Е.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Новосокольнического района Псковской области обратился в суд в защиту прав неопределённого круга лиц с иском к администрации Новосокольнического района об обязании принять меры к открытию 80 дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Новосокольники.
В обоснование заявленного иска указано, что по результатам поведенной прокуратурой района проверки исполнения требований законодательства об образовании в части доступности дошкольного образования установлено наличие дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях города Новосокольники.
Согласно информации Управления образования Новосокольнического района на территории г.Новосокольники существует очередь для устройства детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения. На 01 января 2013 года на очереди состояло 205 детей. Основную часть очередников составляют дети до 1,5 лет - 119, от 1,5 лет до 2 лет - 40, детей от 2 до 3 лет - 34, в возрасте от 3 до 4 лет - 5, детей от 4 до 5 лет - 7. На основании полученных данных для удовлетворения потребности обеспечения местами в МБОУ детей в возрасте старше 1,5 лет необходимо открытие дополнительно не менее 80 мест.
Очередь на устройство детей образовалась в связи с тем, что в г.Новосокольники не хватает дошкольных образовательных учреждения, имеющиеся учреждения не обеспечивают в полном объеме потребность детей в получении образовательных услуг.
Меры, принимаемые органом местного самоуправления для организации дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях не являются достаточными и не обеспечивают в полной мере потребности населения г.Новосокольники и близлежащих населённых пунктов в местах в дошкольных образовательных учреждениях.
В связи с тем, что необходимость в предоставлении мест в дошкольных образовательных учреждениях носит массовый характер, прокурор Новосокольнического района просил обязать администрацию Новосокольнического района Псковской области открыть 80 дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях на территории города в срок до 01 сентября 2014 года.
При обосновании заявленных требований прокурор руководствовался положениями п. 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в" РФ" N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года, п.2 ч.1 ст.31 Федерального закона от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", в силу которых к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления на территории муниципального района общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
Администрация Новосокольнического района Псковской области исковые требования прокурора Новосокольнического района Псковской области не признала.
В судебном заседании представители ответчика в обоснование своих возражений указали, что дошкольные образовательные учреждения города укомплектованы в соответствии с расчётными нормативами. Выполнение требований об открытии дополнительных мест в данных учреждениях неизбежно повлечёт нарушение действующих санитарных требований в сфере содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях, а строительство нового дошкольного учреждения в г.Новосокольники из-за дефицитности и дотационности бюджета муниципального образования "Новосокольнический район" не представляется возможным. Вместе с тем, Администрацией Новосокольнического района Псковской области в полной мере осуществляются полномочия по организация общедоступного, бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", которым установлено требование в адрес Правительства РФ: обеспечить достижение к 2016 году 100 % доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены управление образования Новосокольнического района и Государственное управление образования Псковской области
Представители третьих лиц поддержали правовую позицию администрации Новосокольнического района Псковской области.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого указана выше.
В апелляционной жалобе администрация Новосокольнического района Псковской области, оспаривая законность и обоснованность решения суда ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Новосокольнического района просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке стороны поддержали изложенные позиции.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений на них, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование (ч. 1). Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2).
В соответствии со ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесена организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
Из материалов дела следует, что в настоящее время система дошкольного образования в Новосокольническом районе включает в себя три муниципальных дошкольных образовательных учреждения и 5 групп кратковременного пребывания дошкольников в учреждениях общего образования, реализующих программы дошкольного образования, на 331 место.
По данным управления образования Новосокольнического района на учете будущих воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений по состоянию на 01.04.2013 зарегистрировано 234 ребенка, в том числе 117 человек в возрасте от 1,5 до 3 лет и 27 человек в возрасте от 3 до 5 лет. До 01 сентября 2013 года в дошкольные учреждения могут быть приняты 49 человек.
Для увеличения мест в дошкольных учреждениях в долгосрочной целевой программе Новосокольнического района Псковской области "Развитие системы дошкольного образования Новосокольнического района на 2012-2015годы" предусмотрены финансовые средства из областного бюджета в размере 1 млн.600 тыс. рублей на проведение капитального ремонта здания средней школы N1 с целью создания дополнительных мест.
В январе 2013 года открыто Дошкольное отделение в МБОУ средняя общеобразовательная школа N1 г.Новосокольники на 20 мест. Согласно предоставленной управлением образования Новосокольнического района информации планируется к 01 сентября 2014 года открыть 20 дополнительных мест на базе МБОУ "Новосокольническая средняя общеобразовательная школа" и 40 дополнительных мест на базе негосударственного детского учреждения "Детский сад N 7 ОАО "РЖД". Кроме того, к 01 сентября 2014 года освободится 49 мест в существующих МБДОУ.
Таким образом, Администрация Новосокольнического района в пределах своих полномочий организует предоставление бесплатного общедоступного дошкольного образования на территории муниципального образования.
В соответствии с ч. ч. 3 и 5 ст. 5 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования.
Пунктами 6.1 ст. 29 Закона об образовании предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся: обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 28 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является самостоятельность бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области образования и науки и подготовки квалифицированных специалистов с учетом требований инновационной экономики постановлено Правительству Российской Федерации обеспечить достижение к 2016 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Из материалов дела следует, что Администрацией Новосокольнического района принимаются меры по исполнению обязанности предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в пределах своих полномочий, однако удовлетворить потребности населения в полном объеме в обеспечении всех нуждающихся местами в дошкольных образовательных учреждениях не имеют возможности ввиду отсутствия финансовой возможности, недостаточности собственных бюджетных средств и выделяемых субвенций.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции не учел изложенные обстоятельства и не принял во внимание, что обязанность по обеспечению прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование возложена как на органы местного самоуправления, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Само по себе объективная невозможность обеспечить в полном объеме всех нуждающихся местами в дошкольных образовательных учреждениях не свидетельствует о том, что Администрацией Новосокольнического района во исполнение государственной политики в интересах детей в области образования не создаются условия для реализации жителями г.Новосокольники права на общедоступность дошкольного образования в муниципальных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.
Учитывая изложенное, вывод суда о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем принятое по делу судебное решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Руководствуясь ст.328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новосокольнического районного суда Псковской области от 19 апреля 2013 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Новосокольнического района к Администрации Новосокольнического района Псковской области о понуждении к совершению действий по открытию дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях на территории города - отказать.
Председательствующий В.Е Игошин
Судьи В.А. Мурин
И.М.Панов
.
.н
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.