Псковский областной суд в составе:
председательствующего Адаева И.А.
с участием прокурора Петровой Н.М.
при секретаре Грибановской К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Регионального отделения в Псковской области Политической партии " Г.П." об оспаривании постановления Избирательной комиссии П. о. об отказе в заверении списка кандидатов для участия в выборах,
УСТАНОВИЛ:
Председатель исполнительного комитета Регионального отделения в П. о. Политической партии " Г.П." К. В.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Избирательной комиссии П.о. от ДД.ММ.2013 N об отказе в заверении списка кандидатов для участия в дополнительных выборах депутата П. областного Собрания депутатов N созыва по одномандатному избирательному округу N, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение в П.о. Политической партии " Г.П.". Кроме того, просил обязать избирательную комиссию заверить список кандидатов и взыскать расходы по уплате государственной пошлины.
В обоснование указал, что постановлением Избирательной комиссии П.о. от ДД.ММ. 2013 года назначены дополнительные выборы депутата П. областного Собрания депутатов N созыва по одномандатному избирательному округу N на ДД.ММ. 2013г.
ДД.ММ. 2013г. политическим комитетом Регионального отделения в П.о. Политической партии " Г.П." было принято решение о выдвижении списка кандидатов для участия в выборах в составе единственного кандидата - Б. С.А.
В тот же день в Избирательную комиссию П.о. были представлены документы для заверения списка кандидатов, выдвинутых для участия в выборах Региональным отделением в П.о. Политической партии " Г.П.".
Постановлением Избирательной комиссии П.о. от ДД.ММ.2013 N было отказано в заверении списка кандидатов для участия в дополнительных выборах депутата П. областного Собрания депутатов N созыва по одномандатному избирательному округу N, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение в П. области Политической партии " Г.П.".
В качестве основания данного решения указано нарушение региональным отделением политической партии требований, установленных пп. "в" п. 1 ст. 27 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" (не
извещение о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов (списка кандидатов) в депутаты).
В действительности, ДД.ММ. 2013г. в адрес Избирательной комиссии П.о. была направлена почтовая корреспонденция с сообщением о проведении ДД.ММ. 2013 года в 12 часов заседания политического комитета регионального отделения политической партии по вопросу выдвижения кандидата для участия в дополнительных выборах.
Поскольку, как указано в заявлении, причины неполучения избирательной комиссией спорного извещения региональному отделению политической партии не известны, а также высказано предположение о возможном сокрытии избирательной комиссией факта получения этого извещения на момент рассмотрения вопроса о заверении (отказе в заверении) списка кандидатов в депутаты, представитель заявителя просил удовлетворить заявление.
В ходе рассмотрения заявления представители регионального отделения политической партии К. В.И., П. Н.А. и К. В.М. поддержали заявленные требования, указав в дополнение, что ДД.ММ. 2013 года спорное извещение было направлено в адрес Избирательной комиссии П.о. простой почтовой корреспонденцией путем помещения её в почтовый ящик, установленный на улице. Не отрицали в суде, что не убедились в поступлении корреспонденции адресату и в осведомленности избирательной комиссии о предстоящем мероприятии, хотя месторасположение комиссии и номера её телефонов им были известны. Однако полагали, что выполнили свою обязанность по извещению избирательной комиссии о заседании политического комитета. Кроме того, указали, что неполучение избирательной комиссией данного извещения не может служить основанием для отказа в заверении списка кандидатов в депутаты в связи с несущественностью нарушения.
Представители Избирательной комиссии П.о. Ц. Н.Ю. и Я. С.А. с требованиями не согласилась, мотивировав свою позицию тем, что постановленное решение об отказе в регистрации списка кандидатов является законным и обоснованным, поскольку в силу закона обязанность по извещению избирательной комиссии о проведении мероприятий по выдвижению кандидатов для участия в выборах лежит на региональном отделении политической партии, которое данную обязанность не выполнило: ни Избирательная комиссия П.о., ни окружная избирательная комиссия о проведении заседания регионального политического комитета Политической партии " Г.П." не извещались.
Далее представители избирательной комиссии указали, что отсутствие извещения о месте и времени проведения мероприятия, на котором происходило выдвижение кандидата в депутаты П. областного Собрания депутатов, лишило Избирательную комиссию П.о. права направить на мероприятие своего представителя и проверить соблюдение процедуры выдвижения кандидата.
Факт не извещения Избирательной комиссии области о проведении заседания регионального политического комитета партии подтверждается Перечнем входящих документов избирательной комиссии, который ведется в Подсистеме документооборота ГАС "Выборы" (Программное изделие "Дело"), из которого видно, что извещение о проведении данного заседания в комиссию не поступало.
Присутствовавший ДД.ММ. 2013 года на заседании Избирательной комиссии области уполномоченный представитель избирательного объединения "Региональное отделение в П.о. Политической партии " Г.П." П. Н.А. не обладал никакой информацией о направлении в комиссию каких-либо извещений о проведении мероприятия по выдвижению кандидата, а также не мог пояснить, в какое время проводилось это мероприятие, хотя значился одним из его участников.
Согласно письму председателя окружной избирательной комиссии N К. Н.И. от ДД.ММ.2013 исх. N окружная избирательная комиссия также не извещалась о проведении указанного мероприятия.
Никаких сведений о месте и времени проведения данного мероприятия не имелось и в Управлении Министерства юстиции РФ по П.о., которое осуществляет государственный надзор за деятельностью политических партий и вправе направлять своих представителей для участия в проводимых политическими партиями мероприятиях (ответ от ДД.ММ.2013 исх. N).
Представленные заявителем журнал исходящей корреспонденции, где содержится единственная запись за N от ДД.ММ.2013 об отправке письма в адрес Избирательной комиссии П.о. и копия самого письма, содержащего извещение о проведении заседания по выдвижению кандидата для участия в дополнительных выборах депутата П. областного Собрания депутатов, - не могут являться достоверными доказательствами, свидетельствующими о самом наличии этого письма (извещения) и о его направлении адресату.
Согласно действующему законодательству, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения свободны в решении вопросов о выдвижении кандидатов в депутаты представительных органов различного уровня, но при этом несут ответственность за соблюдение установленных законом требований, условий и процедур такого выдвижения.
По своему смыслу положения пп. "в" п. 1 ст. 27 Федерального закона "О политических партиях", п. 14.2 ст. 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п. 12 ст. 32 Закона области "Избирательный кодекс П.о." призваны гарантировать соблюдение политическими партиями установленных требований к выдвижению кандидатов в депутаты.
Согласно правовой позиции Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по аналогичным спорам, обязанность политической партии и её регионального отделения по надлежащему извещению соответствующей избирательной комиссии о проведении мероприятий по выдвижению кандидатов в депутаты, носит императивный характер, которым предопределяется требование не только направить соответствующую информацию, но и убедиться в осведомленности избирательной комиссии о предстоящем мероприятии, иначе это требование было бы лишено какого-либо значения.
В противном случае избирательная комиссия лишается возможности удостовериться в соблюдении политической партией или её региональным отделением требований, находящихся в системном единстве положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и соответствующих им законоположений субъекта Российской Федерации. При этом, поскольку Федеральный закон "О политических партиях" не устанавливает способ извещения
избирательной комиссии о проведении мероприятия, связанного с выдвижением кандидатов, политическая партия и её региональные отделения самостоятельно определяют способ извещения и несут ответственность за результат своего выбора.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и с п. 1 ст. 37 Избирательного кодекса П.о. кандидаты обладают одинаковыми правами и несут равные обязанности.
На дополнительных выборах депутата П. областного Собрания депутатов по N избирательному округу в Избирательную комиссию области поступили для заверения списки кандидатов от региональных отделений семи политических партий. Все партии, кроме партии-заявителя, надлежащим образом и заблаговременно известили избирательную комиссию о проведении своих мероприятий по выдвижению кандидатов.
На всех заседаниях, на которых происходило выдвижение кандидатов в депутаты П. областного Собрания депутатов по N избирательному округу, представители Избирательной комиссии П.о. присутствовали в обязательном порядке.
Единственным избирательным объединением, не уведомившим комиссию о проведении подобного мероприятия и не обеспечившим комиссии возможность осуществления контроля за процедурой и порядком выдвижения кандидата, было избирательное объединение "Региональное отделение в П.о. Политической партии " Г.П.".
Заверив список партии-заявителя, Избирательная комиссия области нарушила бы закон в части обеспечения равенства кандидатов, так как все иные политические партии требование закона выполнили.
Учитывая изложенное, полагали, что оснований к отмене спорного постановления Избирательной комиссии П.о. не имеется.
Выслушав объяснения заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования заявителя не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2).
Данным конституционным положениям корреспондируют статья 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пункт "b" статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
Право избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления относится к основным политическим правам, определяющим правовой статус гражданина Российской Федерации, важнейшую форму его участия в управлении делами государства. Специфика избирательных прав и особенности их реализации предполагают необходимость обеспечения
надлежащих гарантий этих прав всему избирательному корпусу на основе баланса законных интересов каждого гражданина и общества в целом в соответствии с предписаниями Конституции Российской Федерации, ее статей 1, 2, 3, 17, 18, 32 и 55.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выборы депутатов в органы власти субъектов Российской Федерации назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.
Судом установлено, что в соответствии с п. 6 ст. 11 Закона Псковской области от 01.08.2003 N 295-оз "Избирательный кодекс П.о." Избирательной комиссией П.о. было принято решение о назначении дополнительных выборов депутата П. областного Собрания депутатов N созыва по одномандатному избирательному округу N на ДД.ММ. 2013 года (постановление от ДД.ММ..2013 N).
ДД.ММ. 2013г. политическим комитетом Регионального отделения в П.о. Политической партии " Г.П." было принято решение о выдвижении списка кандидатов в составе единственного кандидата для участия в указанных выборах.
В тот же день в Избирательную комиссию П.о. были представлены документы для заверения списка, выдвинутого для участия в выборах Региональным отделением в П.о. Политической партии " Г.П.".
Постановлением Избирательной комиссии П.о. от ДД.ММ.2013 N было отказано в заверении списка кандидатов для участия в дополнительных выборах депутата П. областного Собрания депутатов N созыва по одномандатному избирательному округу N, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение в П.о. Политической партии " Г.П.".
В качестве основания данного решения указано нарушение избирательным объединением требований, предусмотренных пп. "в" п. 1 ст. 27 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях".
Обращаясь в суд за защитой избирательных прав, представитель избирательного объединения просил признать спорное постановление незаконным и обязать избирательную комиссию заверить список кандидатов.
Оценив доводы и доказательства заинтересованных лиц, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
Важнейшей гарантией реализации избирательных прав граждан является судебная защита, порядок осуществления которой установлен Федеральным законом от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, конкретизирующими положения статей 45 и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации о том, что в Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
По смыслу статей 17 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им положений Всеобщей декларации прав человека (статья 8), Международного пакта о гражданских и политических правах (пункт 2 и подпункт "а" пункта 3 статьи 2) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (пункт 1 статьи 6), государство обязано обеспечить полное осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной и эффективной.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12.06. 2002 N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Если суд установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным, суд отказывает в удовлетворении заявления (ч. 2 ст. 261 ГПК РФ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем выдвижения избирательным объединением.
Согласно пункту 1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата.
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат. В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией (пункт 1.1 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
В случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного
объединения представляет в организующую выборы избирательную комиссию предусмотренный пунктом 14.1 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ пакет документов.
Организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 14.1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом.
Аналогичные положения содержатся в статьях 31, 32 Закона Псковской области от 01.08.2003 N 295-оз "Избирательный кодекс П.о.", предусматривающих в том числе, что выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам избирательными объединениями осуществляется списком в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях", который заверяется соответствующей избирательной комиссией.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Как установлено судом, Региональное отделение в П.о. Политической партии " Г.П." не известило заблаговременно Избирательную комиссию П.о. о проведении ДД.ММ. 2013 года мероприятия, связанного с выдвижением списка кандидатов для участия в выборах депутата П. областного Собрания депутатов N созыва по одномандатному избирательному округу N и лишило избирательную комиссию права на участие в проведении этого мероприятия.
Данные обстоятельства представители заявителя фактически не оспаривали, полагая, что направление извещения в избирательную комиссию путем помещения почтовой корреспонденции в почтовый ящик, установленный на улице, является достаточным для признания регионального отделения политической партии исполнившим обязанность, установленную подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях".
Суд отвергает указанные доводы и соглашается с мнением представителей Избирательной комиссии П.о., так как исходя из буквального толкования указанной нормы закона следует, что политическая партия или её региональное отделение должны обеспечить не только направление соответствующей информации, причем любым выбранным этой партией (её отделением) способом, но и обязаны убедиться в получении этой информации (извещения) соответствующей избирательной комиссией. Иное толкование лишает эту норму закона какого-либо правового значения для участников избирательного процесса.
Доводы представителей избирательного объединения о незначительности нарушения со ссылкой на действительное проведение ДД.ММ.2013 заседания политического комитета регионального отделения партии по вопросу выдвижения списка кандидатов в депутаты, а также на соблюдение при его проведении действующего законодательства, суд признает несостоятельными, поскольку указанные выше нормы закона являются императивными (не допускающими выбора), позволяющими избирательной комиссии принять в подобных случаях решение об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты.
Учитывая изложенное, суд признает оспариваемое решение мотивированным, законным, обоснованным и не находит оснований для удовлетворения предъявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Регионального отделения в П.о. Политической партии " Г.П." о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Избирательной комиссии П.о. от ДД.ММ.2013 N об отказе в заверении списка кандидатов для участия в дополнительных выборах депутата П. областного Собрания депутатов N созыва по одномандатному избирательному округу N, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение в П.о. Политической партии " Г.П." и о возложении на Избирательную комиссию П.о. обязанности заверить список, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Псковский областной суд в течение 5 дней со дня принятия.
Мотивированное решение составлено 05 августа 2013 года.
Решение не вступило в законную силу.
Судья /подпись/ И.А.Адаев
.
.
.
Дело N 3-8/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 августа 2013 года
г. Псков
Псковский областной суд в составе:
председательствующего Адаева И.А.
с участием прокурора Петровой Н.М.
при секретаре Грибановской К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Регионального отделения в П.о. Политической партии " Г.П." об оспаривании постановления Избирательной комиссии П.о. об отказе в заверении списка кандидатов для участия в выборах,
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Регионального отделения в П.о. Политической партии " Г.П." о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Избирательной комиссии П.о. от ДД.ММ.2013 N об отказе в заверении списка кандидатов для участия в дополнительных выборах депутата П. областного Собрания депутатов N созыва по одномандатному избирательному округу N, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение в П.о. Политической партии " Г.П." и о возложении на Избирательную комиссию П.о. обязанности заверить список, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Псковский областной суд в течение 5 дней со дня принятия.
Судья И.А.Адаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.