СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
в составе:
председательствующего : Сладковской Е.В.,
судей: Ениславской О.Л. и Ельчаниновой Г.А.,
при секретаре: Сергеевой И.Н.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционным жалобам Администрации Псковской области и Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области на решение Псковского городского суда Псковской области от 27 июня 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Ш. удовлетворить.
Признать за Ш. право на обеспечение жилым помещением за счет средств субъекта Российской Федерации.
Возложить на Администрацию города Пскова обязанность по предоставлению Ш. на состав семьи один человек за счет средств субъекта РФ благоустроенное жилое помещение по договору специализированного жилого помещения, общей площадью не менее " ... " кв.м.
Выслушав доклад судьи Ельчаниновой Г.А., объяснения представителя Администрации Псковской области - Б., представителя Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области - Ч., Ш., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ш. обратилась в суд с иском к Администрации г. Пскова о признании права на обеспечение жилым помещением и предоставлении жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей.
В обоснование иска Ш. указала, что с момента рождения, а именно с (дата) 1980 года, она находилась на воспитании в " ... " детском доме, а затем - в " ... " школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В дальнейшем она обучалась в индустриально-педагогическом колледже.
После окончания обучения она неоднократно обращалась в органы управления образования Псковской области по вопросу обеспечения ее жильем, но до настоящего времени этот вопрос так и не решен, ее личное дело органами опеки утрачено.
В 2008 году она вышла замуж, у нее родился ребенок, а в 2010 году ее супруг как участник накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих приобрел квартиру в г.Пскове в личную собственность, поскольку накопления находились на его именном счете. В настоящее время отношения с супругом носят напряженный характер, и для нее существует угроза остаться без жилья.
Поскольку из средств массовой информации ей стало известно, что дети-сироты должны быть обеспечены жильем независимо от возраста, она приняла решение поставить вопрос о защите своих прав в судебном порядке.
Определением суда к участию в процессе в качестве соответчика привлечена Аминистрация Псковской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, - Территориальное управление г. Пскова Главного Государственного управления социальной защиты населения Псковской области, Главное Государственное управление социальной защиты населения Псковской области.
В судебном заседании истец Ш. исковые требования поддержала, в обоснование привела доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика - Администрации г. Пскова в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Ранее в судебном заседании представитель ответчика - Н. иск не признала, указав, что в настоящее время ГГУ социальной защиты населения Псковской области представило списки на 60 человек, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот; Ш. в этом списке нет.
Представитель ответчика - Администрации Псковской области - Б. исковые требования не признал, указав на то, что статус Ш. как относящейся к категории лиц из числа детей-сирот не подтвержден. Кроме того, полагал, что Ш., которой исполнилось 30 лет, имела бы право на обеспечение жильем в случае обращения с соответствующим заявлением до 23-х лет. Помимо этого, истица состоит в браке, проживает с супругом и обеспечена жилым помещением.
С учетом перечисленных обстоятельств представитель ответчика заявил ходатайство о пропуске срока исковой давности.
Представитель третьего лица - Главного Государственного управления социальной защиты населения Псковской области - Ч. исковые требования не поддержала, согласившись с позицией представителя Администрации Псковской области.
Представитель Территориального управления г. Пскова ГГУ социальной защиты населения Псковской области в судебное заседание не явился; ранее в судебном заседании указывал на необоснованность иска.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация Псковской области ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на то, что судом первой инстанции были допущены нарушения норм материального права.
В частности, апеллятор указывает на то, что суд необоснованно оставил без внимания положения Федерального закона от 21.12.1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относит лиц в возрасте до 23 лет, у которых до достижения ими возраста 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Эти требования закона с учетом заявительного характера реализации права на обеспечение жильем и отсутствия соответствующего заявления в уполномоченные органы со стороны истицы давали суду основание применить срок исковой давности, о пропуске которого было заявлено ответчиком.
Кроме того, апеллятор полагает, что содержащиеся в решении суда формулировки предполагают распоряжение Администрацией города средствами бюджета Псковской области, что недопустимо, а также обеспечение истицы жильем во внеочередном порядке. Между тем, действующее законодательство устанавливает предоставление жилья указанной категории лиц только при включении их в список претендентов на получение жилья в целях планирования расходов бюджета в соответствующем году.
В апелляционной жалобе Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области также ставится вопрос об отмене решения суда как не отвечающего нормам материального права.
По мнению апеллятора, нормы действующего законодательства, включая Федеральный закон от 29.02.2012 N15-ФЗ, определяют, что право на обеспечение жильем сохраняют не все лица, которые относились ранее к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а только те, кто об этом праве заявили и учитывались уполномоченными органами до достижения 23-летнего возраста.
В суде апелляционной инстанции представители Администрации Псковской области и Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области поддержали доводы апелляционных жалоб; Ш. полагала решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Ш., суд обоснованно исходил из того, что истица обратилась за реализацией своего права на обеспечение жильем до достижения установленного законом возраста, в связи с чем это право подлежит судебной защите.
Так, установлено, что рождение Ш., имевшее место (дата) 1980 года в "адрес", было зарегистрировано органами ЗАГСа на основании заявления фельдшера, поскольку сведения о родителях отсутствовали.
Как видно из материалов дела, после рождения Ш. находилась на воспитании в " ... " детском доме "адрес", с (дата) 1989 года - в " ... " школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, откуда в " ... " году выбыла в ГБОУ СПО "Опочецкий индустриально-педагогический колледж; в период обучения находилась на полном государственном обеспечении.
Согласно положениям ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - граждане в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечение единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Перечисленные обстоятельства с учетом вышеприведенных положений закона свидетельствуют о том, что Ш. до достижения ею возраста 23-х лет относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 37 ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предусматривалось право на внеочередное предоставление жилых помещений.
Положениями ч. 2 п. 1 ст. 8 Закона N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) также было установлено, что дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Тем самым государство с целью реализации конституционного права на жилище указанных категорий граждан приняло на себя публично-правовые обязательства по обеспечению их жильем.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Анализ перечисленных норм права позволяет сделать вывод о том, что поскольку внеочередное обеспечение указанной категории граждан жилой площадью в силу закона имеет заявительный характер, правовое значение имеет установление факта обращения гражданина в компетентный орган с заявлением о предоставлении жилья до достижения 23-летнего возраста, а достижение указанного возраста не может являться основанием для лишения гражданина гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить ему жилое помещение.
Из материалов дела, включая данные проведенной прокуратурой г.Пскова проверки, следует, что Ш. до достижения ею возраста 23-х лет обращалась в орган опеки и попечительства Палкинского района с целью реализации своего права на обеспечение жильем, после чего были приняты меры по оформлению необходимых документов, однако впоследствии при передаче документов в г.Псков личное дело истицы по делу было утрачено.
О наличии такого обращения Ш. свидетельствует и факт предоставления ей Управлением образования Палкинского района в период 2002-2004г.г. жилых помещений во временное пользование по договорам аренды и поднайма, копии которых приобщены к материалам дела.
В то же время, действенных мер по обеспечению Ш. жильем в установленном порядке не было принято, в то время, как в силу ст.121 Семейного кодекса РФ на органах опеки и попечительства лежит обязанность по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, ведение учета таких детей, защиты их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве, а также осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования.
С 01 января 2013 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ в статью 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также статью 57 Жилищного кодекса РФ, устанавливающие иной порядок обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Так, согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Механизм реализации на территории Псковской области предусмотренных федеральным законом дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлен Законом Псковской области от 11.01.2005 N 411-оз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статья 8 которого предусматривает финансовое обеспечение этих гарантий субъектом, а Законом Псковской области от 03.06.2011 N 1082-ОЗ (ред. от 10.01.2013) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления муниципальных образований, в том числе и муниципального образования "Город Псков", наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, относящихся к указанной категории.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 года действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
С учетом приведенных норм права и отсутствия у истицы иного жилья на условиях социального найма либо на праве собственности, суд первой инстанции, правильно установив правовой статус Ш., дающий ей право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, и факт обращения указанного лица за реализацией своего права на жилище в пределах установленного этим законом срока, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для применения исковой давности и, как следствие, обоснованно удовлетворил иск, возложив на Администрацию города Пскова обязанность по предоставлению Ш. за счет средств субъекта Российской Федерации благоустроенного жилого помещения по договору специализированного жилого помещения.
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционных жалоб о том, что Ш. до достижения 23-летнего возраста не заявляла о своем праве на получение жилья и, соответственного, не учитывалась уполномоченными органами, что является основанием для применения срока исковой давности, не могут быть приняты во внимание как не основанные на материалах дела и требованиях закона.
Ссылку апелляционной жалобы Администрации Псковской области на то, что формулировка резолютивной части решения суда допускает возможность Администрации г.Пскова распоряжаться средствами бюджета Псковской области, что недопустимо, также нельзя признать состоятельной; в случае неясности судебного акта заинтересованное лицо в силу ст.202 ГПК РФ вправе обратиться в суд за его разъяснением.
Поскольку Ш. был избран судебный способ защиты своих жилищных прав, нельзя согласиться и с доводом апелляционной жалобы Администрации Псковской области о несоблюдении установленного порядка обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона, а апелляционные жалобы не содержат доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 27 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Псковской области и Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Сладковская
Судьи Г.А. Ельчанинова
О.Л. Ениславская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.