Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе:
председательствующего судьи Панова И.М.,
судей Анашкиной М.М., Дмитриевой Ю.М.,
при секретаре Сергеевой И.Н.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации города Великие Луки на решение Великолукского городского суда Псковской области от 27 июня 2013 года по гражданскому делу по заявлению прокурора города Великие Луки в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации города Великие Луки незаконным,
Заслушав доклад судьи Панова И.М., объяснения прокурора Морозовой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Великие Луки, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением, в котором, с учетом изменения требований, просил признать незаконным бездействие Администрации города Великие Луки, выражающееся в непринятии мер по приведению в соответствие с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и Государственного стандарта РФ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", участков дорог в городе Великие Луки, расположенных: по улицам ... ; обязать Администрацию города Великие Луки привести техническое состояние указанных участков дорог в соответствии с установленными требованиями.
В обоснование заявления указано, что по результатам проведенной в апреле 2013 года прокуратурой города Великие Луки совместно со специалистами МУ "УЖКХ", МУП "ДСУ", ГИБДД проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, было выявлено несоответствие требованиям ГОСТ Р 50597-93 указанных участков дорог, а именно: покрытие проезжей части имеет неровности, выбоины. Указанные недостатки приводят к ограниченности проезда, отсутствию бесперебойности движения транспортных средств, могут являться причиной повышения аварийности.
По результатам проверки в адрес главы Администрации города была направлена информация о необходимости привести в соответствие требованиями ГОСТ указанные участки дорог, однако требование было проигнорировано, нарушения устранены не были.
В судебном заседании представитель Администрации города Великие Луки не признал заявленные требования, ссылаясь на отсутствие доказательств бездействия со стороны администрации, указал, что для устранения выявленных несоответствий администрацией города были проведены ремонтные работы отдельных участков дорог, заключены муниципальные контракты на их ремонт, изысканы денежные средства на ремонт дорог в будущем, с составлением соответствующих протоколов и локальных смет, а также на отсутствие в дефицитном бюджете города Великие Луки денежных средств на проведение ремонта.
Решением Великолукского городского суда Псковской области от 27 июня 2013 года заявление прокурора города Великие Луки удовлетворено, Администрация города Великие Луки обязана в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу привести техническое состояние вышеуказанных участков дорог в соответствие с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и Государственного стандарта РФ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
В апелляционной жалобе Администрация города Великие Луки ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на нарушение норм материального права, неправильное определение судом обстоятельств имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя Администрации города Великие Луки, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений прокуратуры города Великие Луки на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 34 Устава муниципального образования "Город Великие Луки" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах округа отнесено к полномочиям Администрации города Великие Луки.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденный Постановлением Госстандарта России от 11 ноября 1993 года N221, устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 3.1.1 ГОСТа покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Ровность покрытия проезжей части должна соответствовать требованиям, приведенным в таблице 2 ГОСТа (пункт 3.1.3).
Как следует из материалов дела, по результатам обследований вышеуказанных участков дорог установлено несоответствие проезжей части требованиям, предъявляемым ГОСТ Р 50597-93, о чем составлены акты от **.**.** года и **.**.** года.
Поскольку установленные дефекты создают опасность при автомобильном движении, дорога не соответствует требованиям к эксплуатационному состоянию, вывод суда о необходимости проведения ремонта заявленных участков дороги судебная коллегия полагает обоснованным.
Так как обязанность по обеспечению соответствия эксплуатации дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги, суд первой инстанции правомерно обязал Администрацию города привести техническое состояние вышеуказанных участков улиц в соответствие с установленными требованиями.
Пунктом 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 установлены сроки ликвидации повреждений покрытия проезжей части от 5 до 10 суток в зависимости от группы дороги.
Администрация города Великие Луки, при наличии информации о ненадлежащем состоянии автомобильных дорог на спорных участках, своевременно мер к устранению выявленных нарушений не предприняла, что свидетельствует о ее бездействии, нарушающем требования изложенных нормативно-правовых актов, и оказывающем влияние на безопасность дорожного движения в городе Великие Луки.
Доводы апелляционной жалобы о наличии документального подтверждения совершения Администрацией действий, направленных на приведение участков дорог в соответствие с требованиями законодательства, изложенные выводы суда не опровергают, поскольку доказательств того, что ею своевременно приняты соответствующие меры по всем спорным участкам дорог суду представлены не были.
Нельзя признать состоятельным и довод апелляционной жалобы о нарушении решением суда принципа самостоятельного осуществления своих полномочий органом местного самоуправления, поскольку в данном случае судом установлено ненадлежащее выполнение органом местного самоуправления обязанностей по содержанию автомобильных дорог в надлежащем состоянии, что влечет нарушение прав других лиц.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, правовых оснований к изменению или отмене решения суда не содержат.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Великолукского городского суда Псковской области от 27 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Великие Луки - без удовлетворения.
Председательствующий:
.
И.М. Панов
Судьи:
.
М.М. Анашкина
.
Ю.М. Дмитриева
.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.