СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
в составе:
председательствующего: Ельчаниновой Г.А.,
судей: Спесивцевой С.Ю., Ениславской О.Л.,
при секретаре: Фатеевой И.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Главного государственного Управления социальной защиты населения Псковской области на решение Великолукского городского суда Псковской области от 20 июня 2013 года, которым постановлено: Иск удовлетворить. Признать право Т.С.К. на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Территориальное управление города Великие Луки ГГУСЗН Псковской области издать акт о невозможности проживания Т.С.К. в ранее занимаемом жилом помещении в целях его постановки на учёт нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Выслушав доклад судьи Ельчаниновой Г.А., объяснения представителя ГГУСЗН Псковской области - Б., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Морозовой Е.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Великие Луки, действуя в интересах Т.С.К. и несовершеннолетней Т.В.С., обратился в суд с иском к Территориальному управлению города Великие Луки Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области о признании права на обеспечение жилым помещением. В обоснование иска прокурор указал, что Т.С.К. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать была лишена родительских прав решением суда от (дата)2000 года, а в 2008 году умерла; сведения об отце в актовой записи отсутствуют. На основании распоряжения Администрации города Великие Луки от (дата)2001 года N Т.С.К., (дата) рождения, и его брат Т.А.С., (дата) рождения, были направлены в " ... " детский дом; этим же распоряжением за ними была закреплена жилая площадь в виде комнаты по адресу: "адрес". (дата)2013 года Т.С.К. обратился в ТУ г.Великие Луки с заявлением об обеспечении его жилым помещением, однако ему было отказано в издании акта об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении ввиду отсутствия оснований, предусмотренных п.п.2 п.1 ст.6 и п.п.3 п.1 ст.6 Закона Псковской области от 09.01.2013 года N 1241-03 (непригодность жилого помещения для постоянного проживания и несоответствие площади учетной норме).
По мнению прокурора, данное решение является необоснованным, так как в указанной комнате зарегистрированы три человека, площадь комнаты составляет " ... " кв.м, то есть на одного человека приходится жилая площадь ниже учетной нормы.
Т.С.К. поддержал исковые требования, пояснив, что после окончания школы-интерната он поступил в строительный техникум, однако не стал заканчивать обучение в данном учреждении. С 2011 года он по очной форме обучения учится в железнодорожном техникуме. Кроме того, пояснил, что в (дата) у него родилась дочь, которая зарегистрирована вместе с ним.
Представитель ответчика - ТУ города Великие Луки ГГУСЗН Псковской области - У. иск не признала, ссылаясь на то, что после окончания школы-интерната (в 2009 году) истец вернулся в закрепленную за ним комнату, проживая в которой являлся обеспеченным жилой площадью по установленным нормам. Указанное обстоятельство послужило основанием к принятию решения об отказе в издании акта об установлении факта невозможности проживания.
Судом в качестве третьего лица к участию в деле привлечено Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области, представитель которого в суд не явился, представив письменные возражения с изложением позиции, аналогичной приведенной ответчиком.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Главного государственного Управления социальной защиты населения Псковской области ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права, а также ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.
В частности, апеллятором обращается внимание на то, что после окончания школы-интерната Т.С.К. один стал проживать в закрепленной за ним комнате, площадь которой превышала учетную норму.
Кроме того, по мнению апеллятора, решение суда нарушает права брата истца - Т.А.С., (дата) рождения, в отношении которого установлен факт о невозможности возвращения в ранее занимаемое жилое помещение ввиду того, что в комнате зарегистрировано трое человек, и размер жилой площади, приходящейся на каждого, составляет менее учетной нормы. В случае же предоставления жилья Т.С.К. Т.А.С. право на обеспечение жильем утратит и должен будет вернуться в закрепленное жилое помещение.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ГГУСЗН Псковской области - Б. поддержала доводы апелляционной жалобы; прокурор Морозова Е.А. полагала решение суда законным и обоснованным.
Т.С.К. и представитель ТУ города Великие Луки ГГУСЗН Псковской области, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, что в силу ст.167 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела судом апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия считает решение суда по существу правильным.
Установлено, что мать Т.С.К., (дата) рождения, и Т.А.С., (дата) рождения, являющаяся по отношению к ним одинокой матерью, решением Великолукского городского суда от (дата).2000 года была лишена родительских прав, в связи с чем на основании распоряжения Администрации г.Великие Луки N от (дата).2001 года дети были направлены в государственное учреждение для детей-сирот на полное государственное обеспечение; этим же распоряжением за ними была закреплена жилая площадь в виде комнаты площадью " ... " кв.м по адресу: "адрес"
В 2009 году Т.С.К. окончил школу-интернат, после чего поступил в строительный техникум, а с 2011 года стал обучаться в железнодорожном техникуме по очной форме обучения.
В настоящее время по адресу: г "адрес", зарегистрированы Т.С.К., его дочь Т.В.С., (дата) рождения, и брат Т.А.С.
Приказом ТУ города Великие Луки ГГУСЗН Псковской области от (дата)2013 года N был установлен факт невозможности возвращения Т.А.С. в закрепленном жилье по причине недостаточности жилой площади на одного человека.
В марте 2013 года Т.С.К. обратился в ТУ г.Великие Луки ГГУСЗН Псковской области с заявлением об обеспечении его жилым помещением, на что был получен ответ, в котором это право истца оспаривалось со ссылкой на подпункты 2,3 пункта 1 статьи 6 Закона Псковской области от 09.01.2013 N1241-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
По мнению территориального подразделения органа опеки и попечительства, приходящаяся на Т.С.К. площадь в закрепленном жилье на момент его возвращения превышала учетную норму; сам дом, в котором находится закрепленное жилье, ветхим либо непригодным для проживания не признан, что указывает на отсутствие нуждаемости в жилом помещении.
Оценивая критически приведенную позицию и разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что статус Т.С.К. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом установленных условий его проживания, свидетельствующих о нуждаемости в жилом помещении, дают основания для признания за ним права на предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда.
Указанный вывод судебная коллегия признает правильным, соответствующим материалам дела и требованиям закона.
Так, положениями ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N159-ФЗ) определено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Наличие у Т.С.К. указанного статуса подтверждается вышеперечисленными обстоятельствами и не оспаривается ответчиком.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В части 4 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ перечислены обстоятельства, свидетельствующие о невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, к числу которых отнесено проживание в жилом помещении, общая площадь которого, приходящаяся на одно лицо, менее учетной нормы жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Аналогичная норма содержится в статье 6 Закона Псковской области от 09.01.2013 N 1241-03 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ч.2 ст.6 данного закона и ч.5 ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ установление факта невозможности проживания производится территориальными подразделениями органа опеки и попечительства в порядке, установленном актом Администрации области.
В силу ч.5 ст.7 Закона Псковской области от 09.01.2013 N 1241-03 на территориальные подразделения органа опеки и попечительства возложена обязанность по формированию учётных дел на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В дело кроме других, указанных в законе документов, включается акт органа опеки и попечительства об установлении факта невозможности возвращения ребенка в ранее занимаемое им жилое помещение.
Как усматривается из материалов дела (выписки из лицевого счета, распоряжения о закреплении жилья, договора социального найма), правом на комнату площадью " ... " кв.м по адресу: "адрес", обладают Т.С.К., его дочь Т.В.С., (дата) рождения, и брат Т.А.С.
Следовательно, исходя из установленной Постановлением Администрации г.Великие Луки от 10.06.2005 года N21 учетной нормы площади жилого помещения по г.Великие Луки, составляющей 12 кв.м, на каждого из имеющих право на указанное жилое помещение лиц приходится общей площади менее учетной нормы, что, в свою очередь, в силу вышеприведенных норм права свидетельствует о нуждаемости истца в жилом помещении.
Установление территориальным подразделением органа опеки и попечительства факта невозможности возвращения Т.А.С. в закрепленное за ним жилое помещение на оценку жилищных прав Т.С.К. не влияет, поскольку до настоящего времени Т.А.С. своих прав на жилье по месту регистрации не утратил.
Более того, исключение брата истца из числа лиц, имеющих право на комнату площадью " ... " кв.м по адресу: "адрес", не повлияет на нуждаемость Т.С.К. в жилом помещении, исходя из состава его семьи.
Довод апелляционной жалобы о том, что после окончания обучения в интернате в 2009 году Т.С.К. вселился в закрепленное жилое помещение один, не может быть принят во внимание, поскольку правом на эту жилую площадь обладал не только истец по делу, но и его брат Т.А.С., что обуславливало нуждаемость истца в жилом помещение и, как следствие, право на внеочередное обеспечение жильем в силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года.
К тому же, следует учесть, что обращение Т.С.К. с заявлением об обеспечении жильем имело место после 01.01.2013 года, то есть после введения нового правового регулирования указанного вопроса.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание то обстоятельство, что истец по делу статуса лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не утратил, при решении вопроса об обеспечении Т.С.К. жилым помещением следовало исходить из тех обстоятельств, которые имели место на момент его обращения с заявлением об обеспечении жильем.
При изложенных обстоятельствах вывод суда о том, что Т.С.К. имеет право на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является верным.
В то же время судебная коллегия считает, что поскольку в силу ст.8 Федерального закона N159-ФЗ установление факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении является обстоятельством, имеющим значение для решения вопроса о признании права на обеспечение жилым помещением, и такое право признано судом за Т.С.К. исходя из наличия такого факта, оснований для возложения на ответчика дополнительной обязанности издать акт о невозможности проживания не требовалось.
Тем более, вопросы реализации права на обеспечение жилым помещением регламентированы действующим законодательством, и возложение на ответчика обязанности издать приказ при наличии признанного судом права по существу подменяет деятельность соответствующего органа.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Великолукского городского суда Псковской области от 20 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного государственного Управления социальной защиты населения Псковской области - без удовлетворения.
Исключить из резолютивной части решения суда указание на обязанность Территориального управления города Великие Луки ГГУСЗН Псковской области издать акт о невозможности проживания Т.С.К. в ранее занимаемом жилом помещении в целях его постановки на учёт нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Председательствующий: Г.А.Ельчанинова
Судьи: С.Ю.Спесивцева
О.Л.Ениславская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.