Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.В.
судей: Шамрай М.С., Варламовой Н.В.
при секретаре: Торпуджиян А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шамрай М.С. дело по апелляционным жалобам Администрации Зерноградского района Ростовской области, УСЗН Администрации Зерноградского района Ростовской области
на решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 15.07.2013 г. по делу по иску Клименко Татьяны Николаевны к Администрации Зерноградского района Ростовской области, третье лицо - Управление социальной защиты населения по Зерноградскому району Ростовской области об установлении государственной пенсии за выслугу лет и взыскании образовавшейся задолженности,
УСТАНОВИЛА:
Клименко Т.Н. обратилась в суд с иском, указав в обоснование заявленных требований, что с ( ... ) г. ей, как лицу, имеющему стаж муниципальной службы 23 года 1 месяц 28 дней, в том числе нахождение на выборной должности - 9 лет 2 месяца 14 дней, установлена государственная пенсия за выслугу лет в размере ( ... ) руб. в месяц.
С ( ... ) года в связи с принятием решения от 30.06.2010 г. N15 "Об утверждении Положения "О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе" и отменой решения Собрания депутатов Зерноградского района от 02.04.2008 г. N16 "О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградского района" был произведен перерасчет государственной пенсии за выслугу лет, и размер пенсии стал составлять ( ... ) руб.
В соответствии с распоряжением Администрации Зерноградского района от 28.03.2011 года N 31, решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 22.11.2010 г. истцу приостановлена выплата государственной пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием правового регулирования порядка выплаты государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы.
С 01.07.2011 г. Клименко Т.Н. возобновлена выплата государственной пенсии в размере ( ... ) руб.
Полагая действия ответчика незаконными истец просила суд обязать ответчика с ( ... ) г. выплачивать ей установленную до 27.05.2009 г. государственную пенсию за выслугу лет в размере ( ... ) руб., с последующим перерасчетом, по правилам, установленным в Положении "Об условиях и порядке назначения государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградского района", утвержденном Решением Собрания депутатов Зерноградского района N 16 от 02.04.2008 г.;
взыскать с Администрации Зерноградского района Ростовской области задолженность по выплате государственной пенсии за выслугу лет с ( ... ) г. по ( ... ) г. в размере ( ... ) руб., убытки в связи с нестабильностью цен в виде индексации суммы задолженности - ( ... ) руб., а всего взыскать ( ... ) руб.
Дело рассмотрено в отсутствие Клименко Т.Н., с участием ее представителя, который заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, просил об отказе в его удовлетворении.
Представитель третьего лица просил в иске отказать.
15.07.2013 г. Зерноградский районный суд Ростовской области постановил решение, которым обязал Администрацию Зерноградского района Ростовской области выплачивать Клименко Т.Н., установленную ей до ( ... ) г. государственную пенсию за выслугу лет, с ( ... ) г. в размере ( ... ) руб. ежемесячно, с последующим перерасчетом, по правилам, установленным в Положении "Об условиях и порядке назначения государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградского района", утвержденном Решением Собрания депутатов Зерноградского района N 16 от 02.04.2008 г.;
взыскал с Администрации Зерноградского района Ростовской области в пользу Клименко Т.Н. задолженность по выплате пенсии за выслугу лет за период с ( ... ) г. по ( ... ) г. в размере ( ... ) руб., убытки в связи с нестабильностью цен в виде индексации суммы задолженности - ( ... ) руб., а всего взыскано судом ( ... ) руб.
В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Администрацией Зерноградского района Ростовской области ставится вопрос об отмене постановленного по делу судебного решения по мотивам его незаконности и необоснованности. Заявитель жалобы указывает, что установление порядка и условий выплаты государственной пенсии за выслугу лет и определение ее размера относится к компетенции представительного органа местного самоуправления и не может превышать ассигнований, запланированных в бюджете муниципального образования, исходя из его финансовой возможности. Кроме того, полагает незаконным расчет пенсии за период с 01.05.2009 г. по 30.04.2013 г. и настаивает на расчетах общей задолженности, представленных УСЗН Администрации Зерноградского района.
С постановленным решением также не согласилось УСЗН Администрации Зерноградского района, полагая, что при его вынесении судом нарушены нормы материально и процессуального права. Повторяя доводы, изложенные в обоснование возражений на исковые требования, заявитель указал, что суд, принимая решение, не учел указанные доводы сделав исполнение решения не возможным.
В заседание суда апелляционной инстанции представители ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания (л.д. 188-191), не явились.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон с учетом положений ст. ст. 167, 327 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя истца, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Разрешая спор, суд 1-й инстанции руководствовался положениями Федерального закона РФ от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Областного закона Ростовской области от 09.10.2007 г. N 786-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области", Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", учитывал Положение о государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе, утвержденное Собранием депутатов Зерноградского района решением N 16 от 02.04.2008 года, Решение N 15 от 30.06.2010 года Собрания депутатов Зерноградского района, которым утверждено Положение о государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе, решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 22.11.2010 г., и исходил из того, что государственная пенсия за выслугу лет была назначена истцу в соответствии с Решением Собрания депутатов Зерноградского района N 16 от 02.04.2008 г., поэтому в силу требований ст. 13 ГПК РФ об обязательности вступивших в законную силу решений Зерноградского районного суда от 12.04.2010 г. и от 22.11.2010 г., ответчик неправомерно снизил размер причитающихся выплат Клименко Т.Н., в связи с чем, взыскал с ответчика в пользу истца образовавшуюся задолженность за период с ( ... ) г. по ( ... ) г., а также убытки, обязал ответчика выплачивать истцу ежемесячно государственную пенсию за выслугу лет в размере ( ... ) руб., признав за истцом право на ее дальнейший перерасчет.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудовых договоров (контрактов).
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (ст. 3).
В Ростовской области порядок поступления, прохождения и прекращения муниципальной службы, а также определение правового положения (статуса) муниципальных служащих установлены Областным законом Ростовской области от 09.10.2007 г. N 786-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области".
В соответствии со статьей 8 названного Областного закона Ростовской области муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение, в т.ч., за выслугу лет.
Нормами ст. 10 Областного закона Ростовской области от 09.10.2007 г. N 786-ЗС объем прав государственного гражданского служащего в области - пенсионного обеспечения распространяется на муниципальных служащих. Той же статьей Областного закона Ростовской области п. 3 установлено, что условия предоставления муниципальному служащему права на государственную пенсию за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В силу ст. 7 Областного закона Ростовской области N 786-ЗС от 09.10.2007 г. "О муниципальной службе в Ростовской области" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада службы (далее - должностной оклад), а также из дополнительных выплат.
Органы местного самоуправления, избирательная комиссия муниципального образования самостоятельно определяет размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размеры должностных окладов, а также размеры и порядок осуществления дополнительных выплат, входящих в состав денежного содержания муниципальных служащих, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Областным законом и иными нормативными правовыми актами Ростовской области. Размеры должностных окладов муниципальных служащих ежегодно увеличиваются (индексируются) в сроки и в пределах размера повышения (индексации) окладов денежного содержания государственных гражданских служащих Ростовской области.
В силу требований ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и ст. 10 вышеуказанного Областного закона в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными и областными законами. Условия предоставления муниципальному служащему права на государственную пенсию за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования определятся нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Порядок и условия назначения государственной пенсии за выслугу лет лицам, замешавшим государственные должности Ростовской области и должности государственной гражданской службы Ростовской области, установлены Областным законом Ростовской области от 15.02.2008 года N 872-ЗС.
Состав денежного содержания, учитываемого для определения размера государственной пенсии за выслугу лет, определен ст. 5 вышеназванного Областного закона Ростовской области от 15.02.2008 года N 872-ЗС.
Той же статьей Областного закона установлено, что в случае, если со дня, определяемого в соответствии с частью 1 настоящей статьи и до дня назначения государственной пенсии за выслугу лет произошло увеличение в централизованном порядке денежного содержания, учитываемого для определения размера государственной пенсии за выслугу лет, то размер государственной пенсии за выслугу лет определяется также по правилам, установленным статьей 9 настоящего Областного закона.
Частью первой данной статьи предусмотрено, что размер государственной пенсии за выслугу лет пересчитывается с соблюдением правил, предусмотренных статьями 4 и 5 настоящего Областного закона, а также настоящей статьей, в следующих случаях: 1) при увеличении в централизованном порядке денежного содержания, учитываемого для определения размера государственной пенсии за выслугу лет, в том числе в связи с изменением размера государственной пенсии за выслугу лет, в том числе в связи с изменением размера указанного денежного содержания либо его состава; 2) при увеличении или уменьшении размера пенсии (части трудовой пенсии по старости) к которой назначена государственная пенсия за выслугу лет.
Как усматривается из материалов дела, Собрание депутатов Зерноградского района Ростовской области в соответствии с вышеуказанными нормами федерального законодательства и законодательства субъекта Ростовской области решением N 16 от 02.04.2008 г. утвердило Положение "О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замешавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе". В соответствии с данным Положением истцу была назначена и исчислена государственная пенсия за выслугу лет.
Решением Собрания депутатов Зерноградского района N 57 от 19.08.2008 г., N 164 от 27.05.2009 г., N 184 от 22.07.2009 г. были внесены изменения в решение N 16, касающиеся порядка исчисления размера пенсий.
Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 12.04.2010 г., вступившим в законную силу 31.05.2010 г., решение N 164 от 27.05.2009 г. было признано недействующим с момента его принятия.
Кроме того, решением N 15 от 30.06.2010 г. Собрание депутатов Зерноградского района утвердило Положение "О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замешавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе" и признало утратившим силу решение N 16 от 02.04.2008 года, N 164 от 27.05.2009 года и N 184 от 22.07.2009 года. Данное решение вступило в законную силу со дня официального опубликования, то есть с 15.07.2010 г.
Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 22.11.2010 г., вступившим в законную силу 27.01.2011 г., были признаны недействующими с 30.06.2010 г. и не подлежащими применению второй и третий пункты решения N 15 от 30.06.2012 г. Собрания депутатов Зерноградского района "Об утверждении Положения "О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замешавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе" в отношении лиц, пенсия которым была назначена до вступления в силу настоящего решения, то есть приобретших право на государственную пенсию за выслугу лет в соответствии с решением Собрания депутатов Зерноградского района от 02.04.2008 года N 16 "Об утверждении Положения "О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградского района.
Руководствуясь требованием ст. 13 ГПК РФ об обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений, и учитывая, что государственная пенсия за выслугу лет была назначена истцу на основании Решения Собрания депутатов Зерноградского района N 16 от 02.04.2008 г., суд пришел к правомерному выводу об обоснованности заявленных истцом требований о возложении на Администрацию Зерноградского района обязанности по выплате ей ранее назначенной пенсии и взыскании образовавшейся задолженности по выплате пенсии за период с ( ... ) г. по ( ... ) г., размер которой должен рассчитываться по правилам Положения "Об условиях и порядке назначения государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградского района", утвержденным Решением Собрания депутатов Зерноградского района N 16 от 02.04.2008 г.
Данный вывод суда не противоречит принципам правовой определенности, подтвержденным неоднократно позицией Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, согласно которым не могут умаляться имущественные права гражданина, предоставленные ему в соответствии с ранее действовавшими нормами права при изменении последних, то есть не могут умаляться права лица, приобретенные им до изменения закона (нормативного правового акта), если вносимые изменения ухудшают положения правообладателя. Иное бы являлось нарушением положения ч.1 ст. 54 Конституции РФ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда 1-й инстанции в части признания за истцом права на государственное пенсионное обеспечение в объеме, определяемом в соответствии с решением Собрания депутатов Зерноградского района Ростовской области N 16 от 02.04.2008 г., а также с размером задолженности, определенной ко взысканию с ответчика в пользу истца за период с ( ... ) г. по ( ... ) г. Расчет задолженности произведен по правилам Положения "Об условиях и порядке назначения государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградского района", утвержденным Решением Собрания депутатов Зерноградского района N 16 от 02.04.2008 г., в соответствии с которым за истцом и признано право на государственное пенсионное обеспечение.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств, не опровергают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 15.07.2013 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Зерноградского района Ростовской области и УСЗН Администрации Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.