Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Камышовой Т.В.
судей: Простовой С.В., Власовой А.С.
при секретаре Кураян О.С.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Камышовой Т.В. дело по апелляционной жалобе Стрельцова Е.М. на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 03 июля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Стрельцов Е.М. обратился в суд с иском к Администрации г. Шахты, третьему лицу - Департаменту образования Администрации г. Шахты о признании незаконным распоряжения Мэра г. Шахты, об обязании обеспечить жилым помещением.
В обосновании иска сослался на то, что как лицо, отнесенное к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 03 августа 2001 года на основании распоряжения мэра г. Шахты N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН он был поставлен на учет граждан, нуждающихся в обеспечении жилым помещением в Администрации г. Шахты по списку детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
С 03 августа 2001 года он, как сирота, не обеспечен органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью.
В августе 2012 года ему стало известно, что на основании распоряжения мэра г. Шахты N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 12 ноября 2007 года он снят с учета граждан, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, как утративший основания дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с абзацем 3 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, а именно: выезда на место жительства в иное муниципальное образование.
Истец указывает, что по характеру работы временно пребывал в г. Новочеркасске по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН; не был надлежащим образом извещен о том, что он исключен из льготной очереди, был лишен возможности представить доказательства его временного отсутствия, а также доказательства того, что он, как сирота, не был обеспечен органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Истец просил суд признать незаконным распоряжение Мэра г. Шахты N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 12 ноября 2007 года; обязать Администрацию г. Шахты обеспечить Стрельцова Е.М. жилым помещением.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 03 июля 2013 года в удовлетворении требований Стрельцова Е.М. к Администрации г. Шахты, третьему лицу - Департаменту образования Администрации г. Шахты о признании незаконным распоряжения Мэра г. Шахты N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 12 ноября 2007 года; об обязании Администрации г. Шахты обеспечить Стрельцова Е.М. жилым помещением - отказано.
Не согласившись с постановленным решением суда первой инстанции, Стрельцов Е.М. обратился с апелляционной жалобой, в обоснование которой сослался на следующие обстоятельства.
Так, апеллянт выражает несогласие с выводом суда об отсутствии нарушения его прав действиями Администрации г. Шахты, а также с выводами суда о том, что вытекающий из заявленных требований спор по характеру правоотношений относится к делам, возникающим из публичных правоотношений, и подлежит рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ.
Не согласен апеллянт с выводом суда, о пропуске трехмесячного срока на обращение в суд с данными требованиями.
Кроме того, податель выражает несогласие с выводами суда первой инстанции о том, что им не выполнено обязательное условие для проведения конкурса на приобретение квартир для детей-сирот, а именно, не предоставлено нотариально заверенное согласие на покупку жилого помещение. При этом Стрельцов Е.М. указывает на то, что судом не дана оценка тому факту, что на момент постановки на учет в Администрации г. Шахты в 2001 году в качестве нуждающегося в жилом помещении, он был зарегистрирован по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН именно, с 20 декабря 2000 года, и отсутствие его регистрации в г. Шахты по состоянию на 10 октября 2007 года не может являться законным основанием для снятии его с учета.
Также Стрельцов Е.М. отмечает, что он никогда не отказывался от предоставления ему жилого помещения, никогда не просил отложить процедуру приобретения квартиры на следующий год, ни устного, ни письменного отказа не было. Указывает, что он как сирота не был обеспечен органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Стрельцов Е.М. просил решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 03 июля 2013 года отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав Стрельцова Е.М., изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Принимая решение, суд руководствовался положениями ст. ст. 56, 57 ЖК РФ, ст. ст. 256, 258 ГПК РФ (глава 25 ГПК РФ), положениями Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года (с последующими изменениями и дополнениями) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", положениями Областного закона Ростовской области N 363-ЗС от 07 октября 2005 года "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области", Положением "О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)", утвержденным Постановлением Администрации Ростовской области от 18 сентября 2006 года N 384, разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".
Суд пришел к выводу о том, что Стрельцов Е.М. не представил доказательств того, что он необоснованно и незаконно был снят с учета граждан, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По мнению суда, отсутствуют основания для признания незаконным распоряжения мэра г. Шахты N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 12 ноября 2007 года, поскольку для Стрельцова Е.М., были выделены из областного бюджета денежные средства в размере 518,10 тысяч рублей на приобретение жилого помещения.
Обязательным условием для проведения конкурса на приобретение квартир для детей-сирот, являлось нотариально заверенное согласие таких лиц на покупку жилого помещения, которое от Стрельцова Е.М. не поступило.
Суд пришел к выводу о правомерности действий Администрации г. Шахты, поскольку невозможно было установить фактическое место нахождения Стрельцова Е.М. в г. Шахты и ввиду отсутствия у него постоянной регистрации в г. Шахты.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что вытекающий из заявленных требований спор по характеру правоотношений относится к делам, возникающим из публичных правоотношений, и подлежит рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ,что Стрельцовым Е.М. пропущен срок исковой давности для обращения с заявленными требованиями.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Из Постановления Пленума ВС РФ N 2 от 10 февраля 2009 года следует, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд.
Как следует из материалов дела Стрельцовым Е.М. подано в суд исковое заявление, в котором он оспаривает распоряжение Мэра г. Шахты N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 12 ноября 2007 года, связанное со снятием его с учета граждан, нуждающихся в обеспечении жилым помещение и просит обязать Администрацию г. Шахты обеспечить его жилым помещением.
При этом Стрельцов Е.М. исковые требования обосновывает положениями ст. 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
По мнению судебной коллегии, между Стрельцовым Е.М. и Администрацией г. Шахты возник спор о сохранении за гражданином, относящимся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права состоять на учете нуждающихся в жилом помещении.
Оспариваемое истцом распоряжение Мэра г. Шахты N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 12 ноября 2007 года не относится к числу решений органов местного самоуправления, подлежащих обжалованию в порядке гл. 25 ГПК РФ, так как при его вынесении ответчик оценивал жилищное права истца в пределах полномочий, предоставленных органу местного самоуправления как участнику жилищных правоотношений нормами жилищного законодательства РФ.
Возникший между сторонами спор о праве истца, имеющего статус лица, отнесенного к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшегося без попечения родителей, на предоставление жилого помещения подлежит рассмотрению в порядке искового производства
Таким образом, в отношении искового заявления Стрельцова Е.М. о защите его жилищного права подлежал применению общий трехлетний срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ), который истцом пропущен не был.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о необоснованности заявленных требований о признании незаконным распоряжения Мэра г. Шахты N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 12 ноября 2007 года, ввиду следующего.
Докладные записки и.о. начальника отдела по учету жилищного фонда на имя первого заместителя главы Администрации г. Шахты от 18 июня 2007 года, начальника МУ Департамента образования на имя первого заместителя главы Администрации г. Шахты от 19 июня 2007 года, не являются достаточным основанием для снятия истца с учета.
Допустимых и достаточных доказательством того, что Стрельцов Е.М. отказался от предоставления ему жилого помещения либо просил отложить процедуру приобретения квартиры на следующий год материалы дела не содержат, не представлены они и суду апелляционной инстанции.
Помимо того, на момент постановки на учет в Администрации г. Шахты в 2001 году в качестве нуждающегося в жилом помещении, истец был зарегистрирован по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН именно, с 20 декабря 2000 года, в связи с чем, отсутствие регистрации истца в г. Шахты по состоянию на 10 октября 2007 года не может являться законным основанием для снятии его с учета.
Судебная коллегия считает, что оспариваемое заявителем распоряжение Мэра г. Шахты N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 12 ноября 2007 года, нарушает его права, поскольку оно противоречит положениям Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" .
Стрельцов Е.М., являясь сиротой, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, является нуждающимся в предоставлении жилого помещения. Право Стрельцова Е.М. на предоставление жилого помещения возникло на основании закона. В данном случае, Стрельцов Е.М. фактически лишен, социальной поддержки органов государственной власти.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются таким лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч. 7 ст. 8) Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ч. 8 ст.8 Закона).
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, Стрельцов Е.М., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Стрельцов Е.М. воспитывался в ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
С ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА обучался в детских домах ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, затем в ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, находился на полном государственном обеспечении в ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
С ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Стрельцов Е.М. проходил срочную службу в Армии.
03 августа 2001 года на основании распоряжения Мэра г. Шахты N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН был поставлен на учет граждан, нуждающихся в обеспечении жилым помещением в Администрации г. Шахты по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 09 октября 2006 года был установлен факт отсутствия жилья, а также установлен факт того, что Стрельцов Е.М. относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 03 августа 2001 года по настоящее время Стрельцов Е.М. не обеспечен органами исполнительной власти жильем.
Поскольку Стрельцов Е.М. относится к категории лиц из числа детей-сирот, он имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда независимо от даты принятия его на учет и наличия других лиц, поставленных на учет ранее него.
При таких обстоятельствах, оценив собранные доказательства в совокупности, судебная коллегия считает, что оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Стрельцова Е.М. о признании незаконным распоряжения Мэра г. Шахты, об обязании обеспечить жилым помещением, у суда первой инстанции не имелось.
На основании изложенного выше, судебная коллегия приходит к выводу о том, что постановленное судом первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Учитывая, что юридически значимые для дела обстоятельства установлены, судебная коллегия в рамках полномочий, предоставленных ст. 327 ГПК РФ, считает возможным вынести по делу новое решение, которым исковые требования Стрельцова Е.М. к Администрации г. Шахты о признании незаконным распоряжения Мэра г. Шахты, об обязании обеспечить жилым помещением - удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 3 июля 2013 года отменить.
Исковые требования Стрельцова Е.М. к Администрации г. Шахты о признании незаконным распоряжения Мэра г. Шахты N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 12 ноября 2007 года, об обязании Администрацию г. шахты обеспечить жилым помещением удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Мэра г. Шахты N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 12 ноября 2007 года.
Обязать Администрацию г. Шахты предоставить Стрельцову Е.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.