Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
Председательствующего Худяковой И.Н.
Судей облсуда : Власовой А.С., Камышовой Т.В.
с участием прокурора Чернова Е.В.
при секретаре Кураян О.С.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Худяковой И.Н. дело по апелляционной жалобе Администрации г. Новочеркасска Ростовской области на решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 11 марта 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новочеркасска в интересах Лихоносова С.К. обратился в суд с иском к Администрации г. Новочеркасска Ростовской области, Правительству Ростовской области, третьи лица Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство строительства и архитектуры территориального развития Ростовской области, об обязании предоставить жилое помещение.
В обоснование исковых требований указал, что Лихоносов С.К., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАгода рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы Администрации г.Новочеркасска от 30.08.2000года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, над Лихоносовым С.К. назначена опека. Опекун - [ФИО]7
Лихоносов С.К. обучался в ФБОУ СПО " ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА", который окончил в 2011году.
Постановлением Администрации г. Новочеркасска от 28.07.2010года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Лихоносов С.К. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи 1 человек. Лихоносов С.К. проживает у опекуна по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. До настоящего времени жилье Лихоносову С.К. не предоставлено
С учетом уточненных исковых требований истец просил обязать Администрацию г. Новочеркасска предоставить Лихоносову С.К. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 11 марта 2013года на Администрацию г. Новочеркасска возложена обязанность предоставить Лихоносову С.К., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАгода рождения, оставшегося без попечения родителей, во внеочередном порядке по договору найма специализированной жилых помещений, благоустроенное, применительно к условиям г. Новочеркасска, жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям, составом семьи 3 человека.
Определением Новочеркасского городского суда от 4 июля 2013года внесены исправления в решение того же суда от 11 марта 2013года, согласно которым исключено из резолютивной части решения указание на обязанность Администрации г. Новочеркасска предоставить Лихоносову С.К. жилое помещение во внеочередном порядке.
Не согласившись с постановленным решением суда первой инстанции, Администрация г. Новочеркасска обратилась с апелляционной жалобой, в обоснование которой сослалась на следующие обстоятельства.
Апеллянт указывает на то, что дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы государственной власти, за счет средств областного бюджета.
Заявитель поясняет, что Минобразованием Ростовской области и Министерством строительства Ростовской области решения о выделении денежных средств в 2013 году на обеспечение жилым помещением Лихоносова С.К. не принималось.
Полагает, что вина Администрации города в непредоставлении жилого помещения Лихоносова С.К. отсутствует, поскольку данное переданное органу местного самоуправления полномочие может быть им реализовано только после выделения денежных средств в очередном финансовом году.
Ссылается на то, что во исполнение решения суда Администрация г. Шахты будет обязана предоставить Лихоносову С.К. жилье практически незамедлительно, что, по мнению апеллянта, является незаконным, поскольку Лихоносов С.К. подлежит обеспечению жильем в порядке очередности. Считает, что обязание Администрации города обеспечить жилым помещением специализированного жилищного фонда Лихоносова С.К ... без указания источника финансирования в резолютивной части решения нарушает установленный Правительством Ростовской области порядок. На основании вышеизложенного, апеллянт просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
В возражении на апелляционную жалобу прокурор указывает на законность и обоснованность решения суда от 11 марта 2013 года, полагает, что оснований для его отмены не имеется.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены правильного по существу решения суда.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены ЖК РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся вез попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются таким лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч. 7 ст. 8) Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ч. 8 ст.8 Закона). Согласно ч. 2 ст. 4 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 1 января 2013года).
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось сторонами, что Лихоносов С.К., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАгода рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Администрации г. Новочеркасска от 28.07.2010года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Лихоносов С.К. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Областным законом Ростовской области от 22 июня 2006 года N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органам местного самоуправления переданы на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями лиц названной категории (статья 1).
Согласно ст. 5 указанного Закона финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Порядок расчета субвенций на финансовое обеспечение исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий определяется областным законом, регулирующим межбюджетные отношения органов государственной власти Ростовской области и органов местного самоуправления. Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения государственных полномочий, и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливаются областным законом об областном бюджете.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 Областного закона Ростовской области от 22 июня 2006 года N 499-ЗС, установлен постановлением Правительства Ростовской области от 25 июня 2012 года N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)". Согласно пунктам 3 и 4 указанного Постановления контроль за своевременной постановкой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и обоснованностью включения кандидатов в общеобластные и сводный списки на обеспечение жилыми помещениями в очередном финансовом году возложен на министерство общего и профессионального образования Ростовской области; контроль за расходованием средств федерального бюджета и (или) областного бюджета в рамках утвержденного областной межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан сводного списка и сбор отчетных документов, подтверждающих обеспечение жилыми помещениями граждан указанной категории, возложен на министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области.
Поскольку Лихоносов С.К. относится к категории лиц из числа детей-сирот, он имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда.
В связи с тем, что до 01 января 2013 года, то есть до вступления в законную силу ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение Трояновой Д.Г. не предоставлено, на неё распространяется действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Поскольку в силу статей 5 и 8 Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, жилое помещение должно быть предоставлено Лихоносову С.К. Администрацией г. Новочеркасска Ростовской области.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, на основании анализа представленных сторонами доказательств, объяснений сторон, правильно определив правоотношения сторон, применив закон, подлежащий применению не допустив нарушения норм материального и процессуального права, постановил законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов РФ, и при отсутствии решения компетентного органа о выделении денежных средств на обеспечение жилым помещением Лихоносова С.К., а также отсутствии в решении указания источника финансирования, нарушается установленный законом порядок обеспечения жильем лиц данной категории несостоятельны, поскольку действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения.
Исходя из требований ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Так же несостоятельными находит коллегия довод жалобы о том, что обязание Администрации города обеспечить жилым помещением специализированного жилищного фонда Лихоносова С.К. без указания источника финансирования в резолютивной части решения нарушает установленный Правительством РО порядок, ввиду того, что указанный порядок установлен и определен действующим законодательством, и подлежит исполнению в соответствии с данными требованиями вне зависимости от наличия указания источника финансирования в решении суда.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Изложенные в апелляционной жалобе доводы основаны на неверном толковании норм права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены постановленного решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда постановленным на основании полной и всесторонней оценки обстоятельств дела, в соответствии с требованиями закона, в связи, с чем основания к отмене по существу правильного судебного решения отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 11 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Новочеркасска Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.