Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Худяковой И.Н.,
судей: Малиновского В.В., Камышовой Т.В.,
с участием прокурора: Черновой Е.В.,
при секретаре Булгаровой И.В.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Малиновского В.В. дело по апелляционной жалобе администрации Красносулинского района Ростовской области на решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 16 июля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Красный Сулин в интересах Х. обратился в суд с иском к администрации г. Красный Сулин Ростовской области об обязании обеспечить Х. жилым помещением.
В обоснование своего иска сообщил, что Х. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, относится к категории лиц из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации Красносулинского городского поселения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 13.10.2010 года он поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. До настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Просил обязать администрацию г. Красный Сулин обеспечить Х. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда общей площадью не менее нормы предоставления.
Решением Красносулинского районного суда Ростовской области от 16 июля 2013 года исковые требования Красносулинского прокурора удовлетворены. Суд обязал администрацию Красносулинского района Ростовской области предоставить Х. жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее нормы предоставления.
Свое решение суд мотивировал положениями ст. 99 Жилищного кодекса РФ о том, что специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования; ст. 109.1 ЖК РФ о том, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся вез попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; ч. 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; что жилые помещения предоставляются таким лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях; что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч. 7 ст. 8)
Суд также в обоснование выводов своего решения сослался на ч. 8 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которой дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации; положения ч. 2 ст. 4 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" о том, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 1 января 2013года).
С таким решением не согласилась администрация г. Красный Сулин и обратилась в суд с апелляционной жалобой.
Ссылаясь, на положения статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; Закона Ростовской области от 22.06.2006 года N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Положения "О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)", утвержденное Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 г. N 539, апеллянт обращает внимание на то, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий субъекта Российской Федерации по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных муниципальным образованиям для этих целей из бюджета субъекта Российской Федерации.
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм, по мнению апеллянта, может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", за счет субвенций из соответствующих бюджетов.
До настоящего времени субвенций из областного бюджета для обеспечения Х. жилым помещением правительством Ростовской области Красносулинскому району не выделены. Поэтому решение Красносулинского районного суда, по мнению апеллянта, неисполнимо.
Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора г. Красный Сулин отказать.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, выслушав Х., заключение прокурора Черновой Е.В., исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст. 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся вез попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются таким лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч. 7 ст. 8) Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ч. 8 ст.8 Закона).
Согласно ч. 2 ст. 4 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 1 января 2013года).
Судом первой инстанции установлено, что Х. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, относится к категории лиц из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации Красносулинского городского поселения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 13.10.2010 года он поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. До настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органам местного самоуправления переданы на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями лиц названной категории (статья 1).
Согласно ст. 5 указанного Закона финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Порядок расчета субвенций на финансовое обеспечение исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий определяется областным законом, регулирующим межбюджетные отношения органов государственной власти Ростовской области и органов местного самоуправления. Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения государственных полномочий, и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливаются областным законом об областном бюджете.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 Областного закона Ростовской области от 22.06,2006 года N 499-ЗС, установлен постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)". Согласно пунктам 3 и 4 указанного Постановления контроль за своевременной постановкой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и обоснованностью включения кандидатов в общеобластные и сводный списки на обеспечение жилыми помещениями в очередном финансовом году возложен на министерство общего и профессионального образования Ростовской области; контроль за расходованием средств федерального бюджета и (или) областного бюджета в рамках утвержденного областной межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан сводного списка и сбор отчетных документов, подтверждающих обеспечение жилыми помещениями граждан указанной категории, возложен на министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области.
Х. относится к категории лиц из числа детей-сирот, поэтому он имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда. В связи с тем, что до 1 января 2013 года, то есть до вступления в законную силу ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение Х. не предоставлено, на него распространяется действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Поскольку в силу статей 5 и 8 Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, жилое помещение должно быть предоставлено Х. администрацией Красносулинского района Ростовской области за счет средств областного бюджета, выделенных на эти цели.
Доводы апеллянта о том, что поскольку обеспечение жильем детей-сирот производится за счет средств областного бюджета, то без соответствующего финансирования решение суда о предоставлении Х. жилого помещения неисполнимо, так как собственными средствами на реализацию указанных целей администрация Красносулинского района не располагает, несостоятельны потому, что предоставление жилья детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодательством не ставится в зависимость от предоставления или не предоставления субвенций на указанные цели муниципальным образованиям и от других причин, а также потому, что действующее законодательство обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории гражданам возлагает именно на органы местного самоуправления.
Своевременное выделение средств на приобретение жилья для предоставления его детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, и лицам из их числа зависит, в том числе, и от своевременных действий Администраций муниципальных образований - своевременной постановки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, подготовки и передачи соответствующей документации в соответствующие органы для включения кандидатов в общеобластные и сводные списки на обеспечение жилыми помещениями в очередном финансовом году и др. В распоряжении муниципальных администраций имеются достаточные полномочия, в том числе, и гражданско-правового характера требовать от соответствующих инстанций своевременного исполнения своих обязанностей для своевременного обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, жильем. Поэтому неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей любой из структур, от которых зависит обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, жильем, не может служить основанием для лишения указанной категории лиц их права на жилье.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы основаны на неверном толковании норм права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены постановленного решения.
Судебная коллегия согласилась с решением Красносулинского районного суда, так как судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции соответствуют изложенным в решении суда обстоятельствам дела, правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 16 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Красносулинского района Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.