Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Хомич С.В.
судей: Яковлевой Э.Р., Лукьянова Д.В.
с участием прокурора Черновой Е.В.
при секретаре Владимировой И.Н.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Яковлевой Э.Р. дело по апелляционной жалобе администрации Рубашкинского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области на решение Мартыновского районного суда Ростовской области от 23 июля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Мартыновского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Рубашкинского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области об обязании ликвидировать места скопления мусора. В обоснование своих требований истец указал, что прокуратурой Мартыновского района Ростовской области ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА во исполнение пункта 2.5 решения коллегии прокуратуры Ростовской области от 25.11.2011 N40 "О состоянии законности и прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха, в том числе при принятии органами власти и местного самоуправления мер по озеленению территории, а также в сфере размещения отходов производства и потребления (в том числе в части своевременности и полноты внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду)" проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, в том числе соблюдения санитарно- экологических норм и правил при обращении с твердыми бытовыми отходами и отходами производства на территории Рубашкинского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области. В ходе проверки установлено, что на территории Рубашкинского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области в нарушение требований статьи 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 8, 11, 12, 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления", статей 21 и 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ч.3 СанПиН 2.1.7.1322-03, СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" п.5, п.7.1, сбор и вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) должным образом не организован, в связи с чем допущено скопление мусора вдоль насыпной дороги к недостроенному мосту через р. Сал от автодороги сл. Б.Мартыновка - х. Арбузов, а также на южной стороне х. Арбузов, между хутором и Донским оросительным каналом. В соответствии со статьями 12 и 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также п.2 Гигиенических требований к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов СанПин 2.1.7.1038-01 вывоз отходов производства и потребления допускается только на специализированные полигоны твердых бытовых отходов. Согласно вышеуказанному и в соответствии с пунктом 18 статьи 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от твердых бытовых отходов и органы местного самоуправления обязаны регулярно проводить очистку территории от мусора с вывозом его на санкционированные полигоны. Размещение бытовых и производственных отходов на территориях, не отведенных для этих целей, влечет возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных и насекомых, являющихся разносчиками опасных болезней. Фактическое бездействие администрации сельского поселения по ликвидации несанкционированного места складирования ТБО и прекращению эксплуатации незаконно организованной свалки ТБО, утилизации расположенных на ней отходов, могут служить одной из причин загрязнения окружающей среды и вредного воздействия отходов на здоровье человека, что недопустимо и должно быть устранено. Вследствие, неэффективной работы администрации по ликвидации мест скопления ТБО, нарушаются права и интересы жителей Рубашкинского сельского поселения и прилегающих к нему территорий, то есть интересы неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, истец просил суд обязать администрацию Рубашкинского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области принять меры по ликвидации мест скопления мусора (вдоль насыпной дороги к недостроенному мосту через р. Сал от автодороги сл. Б. Мартыновка - х. Арбузов, а также на южной окраине х. Арбузов, между хутором и Донским оросительным каналом) путем вывоза ТБО на специализированный узаконенный полигон ТБО.
Решением Мартыновского районного суда Ростовской области от 23 июля 2013 года исковые требования прокурора Мартыновского района Ростовской области удовлетворены. Администрация Рубашкинского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области обязана судом принять меры по ликвидации мест скопления мусора (вдоль насыпной дороги к недостроенному мосту через р. Сал от автодороги сл. Б. Мартыновка - х. Арбузов, а также на южной окраине х. Арбузов, между хутором и Донским оросительным каналом) путем вывоза ТБО на специализированный узаконенный полигон ТБО.
Администрация Рубашкинского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области не согласилась с вынесенным судебным постановлением, подав апелляционную жалобу, просит решение суда отменить и прекратить производство по делу.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что статьи законов, которыми руководствовался суд, носят общий характер и не устанавливают полномочия органов местного самоуправления поселений убирать мусор на землях, расположенных за чертой населенных пунктов, а так же, что суд сделал свои выводы лишь на том основании, что места скопления мусора находятся на территории муниципального образования "Рубашкинское сельское поселение" и принять меры по их ликвидации должно поселение, а не собственники, владельцы и пользователи земельных участков.
В возражениях на апелляционную жалобу Прокуратура Мартыновского района Ростовской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав главу администрации Рубашкинского сельского поселения Лось П.П., представителя администрации Рубашкинского сельского поселения - Богачеву Н.А., просивших жалобу удовлетворить, прокурора Чернову Е.В., полагавшую решение законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность решения суда в рамках доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался статьей 42 Конституции Российской Федерации, совокупностью статей 3, 4, 7, 11, 51, 74, 76 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", совокупностью статей 8 и 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", совокупностью статей 21 и 22 ФЗ от 30.03.1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", совокупностью статей 14 и 17.1 Федерального закона N131-Ф3 от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и исходил из того, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений и территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с правильными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 4 ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и др.
В соответствии со статьей 14 ФЗ "Об охране окружающей среды" к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относится, в том числе, возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой Мартыновского района Ростовской области проверки, результат которой отражен в Акте проверки законодательства в сфере окружающей среды от 27 мая 2013 года, установлено, что на территории Рубашкинского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области обнаружены места скопления мусора - вдоль насыпной дороги к недостроенному мосту через р. Сал от автодороги сл. Б. Мартыновка - х. Арбузов, а также на южной окраине х. Арбузов, между хутором и Донским оросительным каналом. Скопление мусора на вышеуказанной территории, оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории Рубашкинского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области, так и неопределенного круга лиц. Размещение бытовых и производственных отходов на территориях, не отведенных для этих целей, влечет возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных и насекомых, являющихся разносчиками опасных болезней. Должностными лицами администрации сельского поселения надлежащие меры по устранению и пресечению правонарушений, выявлению и наказанию нарушителей не применяются. Не организован надлежащий сбор и вывоз отходов производства и потребления на территории сельского поселения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель администрации Рубашкинского сельского поселения - Богачева Н.А. подтвердила, что мусор находится на территории Рубашкинского сельского поселения.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенные выше положения статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вывод суда об обоснованности заявленных требований сомнений не вызывает.
Ссылки ответчика на заключенные между администрацией Рубашкинского сельского поселения и МУП ЖКХ Мартыновского района соглашения об оказании услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора правильно отклонены судом первой инстанции, поскольку администрация Рубашкинского сельского поселения должна контролировать действия уполномоченной организации по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения.
Довод апелляционной жалобы о том, что меры по ликвидации мест скопления мусора, находящихся на территории Рубашкинского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области должны принимать собственники, владельцы и пользователи земельных участков, а не администрация Рубашкинского сельского поселения, является несостоятельным.
Во-первых, достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что обязанность по принятию мер по организации сбора, вывоза бытовых отходов должна быть возложена на иное лицо (лиц), ответчиком не представлено.
Во-вторых, в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Таким образом, местное самоуправление осуществляется в границах муниципального образования независимо от форм собственности входящих в него территорий.
Как уже указано выше, представитель ответчика признал, что мусор находится на территории Рубашкинского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области, а потому указанные апеллянтом обстоятельства не являются основанием для сложения с администрации сельского поселения как органа местного самоуправления предусмотренных законом полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Поскольку оснований для отмены решения не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мартыновского районного суда Ростовской области от 23 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Рубашкинского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.