Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Тахирова Э.Ю.
судей Руденко Т.В. и Качаевой Т.А.
при секретаре Слизкове А.А.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Руденко Т.В.
дело по апелляционной жалобе Администрации Миллеровского района Ростовской области на решение Миллеровского районного суда Ростовской области от 15 июля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Кравченко B.C. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Миллеровского района об обязании предоставить ему жилое помещение на условиях договора социального найма не ниже установленных социальных норм, сославшись на то, что Кравченко В.С. относится к детям, оставшимся без попечения родителей, имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением на условиях социального найма после достижения совершеннолетия и прекращения опеки.
Истец указал, что был принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с постановлением Главы Миллеровского городского поселения N 168 от 15.12.2010г.
Истец уточнил заявленные требования, просил обязать ответчика предоставить ему жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения не ниже установленных норм.
Кравченко В.С. в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика Администрации Миллеровского района Сущенко О.А. не признала исковые требования и возражала против удовлетворения исковых требований.
От третьего лица Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области поступил отзыв на иск, согласно которому третье лицо не согласно с требованиями Кравченко В.С.
Представитель третьего лица МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Моисеенко Е.В. возражал против удовлетворения исковых требования, полагая, что права Кравченко B.C. не нарушены.
Представитель третьего лица Управления образования Миллеровского района Бережная М.С. не согласилась с требованием истца.
Третье лицо Министерство образования Ростовского области возражало против удовлетворения исковых требований, поскольку Кравченко B.C. поставлен на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий 15.12.2010г. Оснований выделения ему жилого помещения до обеспечения помещением лиц данной категории, поставленных на учёт ранее него - не имеется.
Решением Миллеровского районного суда Ростовской области от 15 июля 2013 года исковые требования Кравченко B.C. удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Администрация Миллеровского района Ростовской области в лице представителя по доверенности Хмелева И.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, как незаконное, так как судом неправильно применены нормы материального права.
По мнению апеллянта, Администрацией Миллеровского района Ростовской области не нарушались права Кравченко В.С., поскольку действия Администрации строго регламентированы действующим законодательством, как федеральным, так и законодательством субъекта РФ - Ростовской области, которым закреплен механизм реализации Федерального закона.
При вынесении обжалуемого решения, суду следовало руководствоваться не только ФЗ N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", но и Областным законом от 22.06.2006 года N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Положением о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года N 539, которым определен порядок осуществления этих полномочий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено, что Кравченко В.С. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно постановлению Главы Миллеровского городского поселения от 15.12.2010 года Кравченко В.С. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как сирота.
В 2010 году Кравченко В.С. окончил Государственное образовательное учреждение, прошел военную службу в Вооруженных силах РФ.
По данным Администрации Миллеровского района Ростовской области Кравченко В.С. не включен в список на получение жилья на 2013 год.
Согласно данным Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области, Кравченко В.С. включен в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в трехлетний период с 2014г. по 2016 г.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции РФ, ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Областным законом РО от 22.06.2006 г. N 449-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановлением Правительства РО от 25.06.2012 г. N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)" в редакции Постановления от 07.03.2013 г. N 125 пришел к выводу о необходимости восстановления нарушенных прав истца и принял решение, которым обязал администрацию Миллеровского района предоставить Кравченко В.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на одного человека, общей площадью не менее нормы предоставления.
Судебная коллегия соглашается с принятым судом решением, находит его законным и обоснованным.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принята новая редакция статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Положения п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ с 1 января 2013 года утратили силу. Поскольку введенный Федеральным законом N 15-ФЗ новый порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовали право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года независимо от их возраста (пункт 2 статьи 4 Федерального закона N 15-ФЗ), при вынесении обжалованного решения суд первой инстанции правильно применил к спорным правоотношениям новую редакцию ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ независимо от времени поступления иска и момента возникновения спорных правоотношений.
Вступившая с 1 января 2013 года в силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
К законодательству Российской Федерации относится в данном случае статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, установленные Федеральным законом обязательства не исполнило, имеет место нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку их право на получение жилья не реализовано. Нахождение в списках нуждающихся, выделение субвенций на приобретение жилья, нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав указанной категории лиц, поскольку их право на обеспечение жилыми помещениями, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, не реализовано, жилье не получено.
На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС (ред. от 03.12.2012) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу статьи 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о возложении на администрацию Миллеровского района Ростовской области обязанности по восстановлению нарушенных прав истца по получению жилого помещения.
Доводы апеллянта об отсутствии централизованного финансирования для целей обеспечения истца жилым помещением правильных выводов суда первой инстанции не опровергают, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) установлены Постановлением Правительства РО от 25.06.2012 N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)" (вместе с Положениями). Поскольку действующий порядок финансового обеспечения переданных государственных полномочий Ростовской области нормативно установлен, то решение суда не должно его подменять.
С учетом изложенного, доводы апеллянта о том, что Кравченко В.С. с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда в установленном порядке не обращался, следовательно, не включен в общеобластной список, исходя из предмета спора, не имеет правового значения.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, нормы материального права применены верно. Оценка доказательств по делу дана по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Миллеровского районного суда Ростовской области от 15 июля 2013 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Миллеровского района Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.