Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Славгородской Е.Н.
судей: Качаевой Т.А., Корниловой Т.Г.
с участием прокурора Бесединой Е.И.
при секретаре Кураян О.С.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Качаевой Т.А. дело по апелляционной жалобе Министерства строительства архитектуры и территориального развития Ростовской области, в лице представителя по доверенности Сергеевой И.С. на решение Орловского районного суда Ростовской области от 20 июня 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Орловского района Ростовской области в интересах Гончаровой Е.А. обратился в суд с иском к Администрации Орловского района Ростовской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, сославшись на то, что Гончарова (Севостьянова) Е.А., 19 мая 1990 года рождения, зарегистрирована по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Ее мать - [ФИО]9 умерла 20 июля 2000г., а отец - [ФИО]10 был лишен родительских прав согласно решению Орловского районного суда АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН от 30 октября 2002г. 10 января 2009г. Севостьянова Е.А. заключила брак с [ФИО]12, от которого имеется ребенок - [ФИО]13, 14.11.2010 года рождения.
Постановлением администрации Красноармейского сельского поселения от 18 июля 2012г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН истица поставлена на квартирный учет, как оставшаяся без попечения родителей. Однако, фактически истица не обеспечена жильем, проживает в квартире своего мужа, с которым прекращены семейные отношения и брак расторгнут.
Прокурор, с учетом заявления об уточнении иска, просил обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу за счет средств бюджета Ростовской области обеспечить Гончарову Е.А. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Орловского районного суда Ростовской области от 20.06.2013г. суд обязал Администрацию Орловского района Ростовской области за счет средств бюджета Ростовской области предоставить Гончаровой Е.А., на семью из двух человек, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
С таким решением не согласилось Министерство строительства архитектуры и территориального развития Ростовской области, в лице представителя по доверенности Сергеевой И.С. и обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить и принять новое решение, которым обязать администрацию Орловского района Ростовской области предоставить Гончаровой Е.А. по договору найма специализированных жилых помещений жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающих санитарным и техническим требованиям специализированного жилищного фонда.
В жалобе заявитель указывает, что решение Орловского районного суда РО от 20.06.2013 в части предоставления жилого помещения за счет средств бюджета Ростовской области является незаконным, так как решение в данной части подменяет действующий порядок финансового обеспечения переданных государственных полномочий Ростовской области. В резолютивной части решения суда от 20.06.2013 указывается, что обеспечение жильем детей-сирот должно производиться за счет бюджета Ростовской области, считают, что данное утверждение направлено на неправильное толкование норм материального права.
Кроме того апеллянт ссылается на то, что решение суда в части предоставления жилого помещения Гончаровой Е.А., с составом семьи, состоящей из 2 человек
не законно, а именно, суд не применил закон, подлежащий применению.
В заседание судебной коллегии не явились представитель Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, представитель Администрации Орловского района Ростовской области, о месте, времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, доказательств уважительности причин неявки не представили; судебная коллегия признала возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 167, пункта 1 статьи 327 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав пояснения Жориной (ранее Гончаровой Е.А.), заключение прокурора, полагавшего решения в обжалуемой части изменить - исключив из резолютивной части решения указания о предоставлении жилого помещения за счет средств бюджета Ростовской области и на состав семьи два человека, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу пункта 9 статьи 8 ныне действующей редакции ФЗ от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно редакции статьи 8 указанного выше закона, вступившей в действие с 01 января 2013г., детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений ... По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Гончарова Е.А., 19.05.1990 года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации Красноармейского сельского поселения от 18 июля 2012г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН истица поставлена на квартирный учет, в качестве нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи 1 человек. До настоящего времени жилье Гончаровой Е.А. не предоставлено.
Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 года N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органам местного самоуправления переданы на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями лиц названной категории (статья 1).
Согласно ст. 5 указанного Закона финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Порядок расчета субвенций на финансовое обеспечение исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий определяется областным законом, регулирующим межбюджетные отношения органов государственной власти Ростовской области и органов местного самоуправления. Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения государственных полномочий, и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливаются областным законом об областном бюджете.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006г. N 499-ЗС, установлен постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012г. N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)". Согласно пунктам 3 и 4 указанного Постановления контроль за своевременной постановкой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и обоснованностью включения кандидатов в общеобластные и сводный списки на обеспечение жилыми помещениями в очередном финансовом году возложен на министерство общего и профессионального образования Ростовской области; контроль за расходованием средств федерального бюджета и (или) областного бюджета в рамках утвержденного областной межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан сводного списка и сбор отчетных документов, подтверждающих обеспечение жилыми помещениями граждан указанной категории, возложен на министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области.
Так как Гончарова Е.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, она имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда независимо от даты принятия ее на учет и наличия других лиц, поставленных на учет ранее ее.
В связи с тем, что до 1 января 2013 года, то есть до вступления в законную силу ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение Гончаровой Е.А. не предоставлено, на нее распространяется действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Поскольку в силу статей 5 и 8 Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, жилое помещение должно быть предоставлено истцу Администрацией Орловского района Ростовской области.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и исходя из анализа приведенных норм права, выводы суда первой инстанции о наличии у истца права на предоставление ей для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда, а, соответственно, и о правомерности заявленных требований, являются законными и обоснованными.
Доводы жалобы о том, что решение Орловского районного суда Ростовской области от 20.06.2013 в части предоставления жилого помещения за счет средств бюджета Ростовской области и в части предоставления жилого помещения на семью из двух человек судебная коллегия полагает обоснованными.
Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС, установлен постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)", с соответствующими изменениями, внесенными постановлением Правительства РО от 07.03.2013 N 125 "О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.06.2012 N539. Согласно которого дети-сироты обеспечиваются жилым помещением без учета членов семьи.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает неверным вывод суда в резолютивной части решения об обязании администрацию Орловского района Ростовской области за счет средств бюджета Ростовской области предоставить Гончаровой Е.А., на семью из двух человек, благоустроенное жилое помещение, в связи с чем приходит к выводу об изменении резолютивной части решения путем исключения из нее указаний "об обязании за счет бюджета Ростовской области", "на семью из двух человек".
В остальном мотивы и правовые основания спора, изложены в решении суда подробно и правильно, с анализом всех имеющихся доказательств, ссылкой на закон, оснований для признания произведенной судом оценки доказательств не имеется.
В связи с тем, что Гончаровой Е.А. заключен брак 17.08.2013г., и ей присвоена фамилия Жорина, следовательно благоустроенное жилое помещение должно быть предоставлено Жориной Е.А.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Орловского районного суда Ростовской области от 20 июня 2013 года в обжалуемой части изменить и принять новое решение, которым обязать Администрацию Орловского района Ростовской области предоставить Жориной Е.А. (ранее Гончаровой) благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.