Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в
составе: председательствующего Славгородской Е.Н.,
судей Хаянян Т.А., Качаевой Т.А.,
при секретаре Кураян О.С.,
рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи Хаянян Т.А. дело по апелляционной жалобе Администрации Кагальницкого района Ростовской области на решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 23 июля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Иванов А.В. обратился в суд с иском к Администрации Кагальницкого района Ростовской области об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления, сославшись на следующие обстоятельства. На основании Постановления главы администрации Кагальницкого района Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02.07.1996 года истец, его братья- [ФИО]1, [ФИО]2, и сестра [ФИО]3 были оформлены на воспитание и содержание в государственное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что их мать- [ФИО]4 была лишена родительских прав, а отец [ФИО]1 умер 23.11.1992 года. За истцом, его братьями и сестрой была закреплена жилая площадь по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
Мать истца вела аморальный образ жизни, а закрепленная за истцом, его братьями и сестрой жилая площадь, стала притоном для бомжей и наркоманов.
Постановлением Главы администрации Кагальницкого района Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 13.10.2006 года, изменен п.1 постановления НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02.07.1996 года, а именно, жилая площадь по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН закреплена единолично только за [ФИО]5
В сентябре 2012 года истец обратился в Администрацию Кагальницкого района с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и получил отказ в связи с тем, что утратил статус сироты, поскольку достиг 23- летнего возраста. Данный отказ, истец счел необоснованным и нарушающим его законные права и интересы.
Истец просил, обязать Администрацию Кагальницкого района Ростовской области поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 23 июля 2013 года исковые требования Иванова А.В. удовлетворены.
Не согласившись с постановленным решением, Администрация Кагальницкого района Ростовской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить в части обязания Администрации Кагальницкого района Ростовской области предоставить Иванову А.В. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
Апеллянт ссылается на то, что Администрацией Кагальницкого района не
могут быть реализованы государственные полномочия по обеспечению
Иванова А.В. жильем в порядке реализации Закона N 499-ЗС при отсутствии
соответствующего финансирования из бюджета Ростовской области для этих
целей.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в
пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав ИвановаА.В., обсудив
возможность слушания дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще
извещенных о дне слушания дела, изучив материалы дела, судебная коллегия
приходит к следующим выводам.
При вынесении решения суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 109 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федеральным законом от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и исходил из того, что согласно положениям Областного закона от 22 июня 2006 года N 499-ЗС, исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где указаний на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, не содержится, в связи с чем, реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся вез попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются таким лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 4 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 1 января 2013года).
Судом первой инстанции установлено, отец истца- [ФИО]1 умер 23.11.1992 года. Решением Кагальницкого районного суда Ростовской области от 11.06.1996 года, мать истца- [ФИО]4 лишена родительских прав. На основании Постановления главы администрации Кагальницкого района Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02.07.1996 года истец, его братья- [ФИО]1, [ФИО]2 и сестра [ФИО]3 были оформлены на воспитание и содержание в государственное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Целинский Детский дом, за ними была закреплена жилая площадь по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН 13.01.2003 года умерла [ФИО]4 Постановлением главы администрации Кагальницкого района Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 13.10.2006 года изменен п.1 постановления НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02.07.1996 года, а именно, указанная жилая площадь закреплена единолично только за [ФИО]5 Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 06.03.2012 года постановление главы администрации Кагальницкого района Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02.07.1996 года и постановление главы администрации Кагальницкого района Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 13.10.2006 года в части закрепления за [ФИО]3 указанной жилой площади отменены, поскольку указанное жилое помещение с 2000 года непригодно для проживания, находится в аварийном состоянии и практически разрушено.
Судебной коллегией, в ходе рассмотрения дела, по ходатайству истца обозревались документы, подтверждающие, что с 2003 года специалистами Целинского детского дома предпринимались попытки постановки на учет истца, его братьев и сестры на льготную очередь согласно ст. 8 Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
(письма в адрес Администрации Кагальницкого района Ростовской области от
16.01.2003 г. и от 23.04.2003 г.). В отношении братьев и сестры истца
обязательства по предоставлению жилья Администрацией Кагальницкого
района исполнены.
В 2005 году Иванов А.В. окончил ГОУ среднего профессионального образования Ростовской области "Зерноградский ПЛ-92". В 2005 и 2007 годах был осужден за хищения чужого имущества с отбыванием наказания в виде реального лишения свободы. Освободился в 2009 году и стал собирать документы для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий. В марте 2010 года и в сентябре 2012 года истец обращался в Администрацию ростовской области и Администрацию Кагальницкого района Ростовской области с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий по категории дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и получил отказ в связи с тем, что утратил статус сироты, поскольку достиг 23- летнего возраста.
На момент судебного разбирательства, Иванов А.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий не признан, жилым помещением, право на предоставление которого, гарантировано данной категории граждан законодательством РФ и субъектов РФ, Администрацией Кагальницкого района Ростовской области не обеспечен.
Областным законом Ростовской области от 22 июня 2006 года N 499-ЗС "О
наделении органов местного самоуправления государственными
полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органам местного
самоуправления переданы на неограниченный срок государственные
полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями лиц
названной категории (статья 1).
Согласно ст. 5 указанного Закона финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Порядок расчета субвенций на финансовое обеспечение исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий определяется областным законом, регулирующим межбюджетные отношения органов государственной власти Ростовской области и органов местного самоуправления. Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения государственных полномочий, и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливаются областным законом об областном бюджете.
Поскольку Иванов А.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот, он имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда независимо от даты принятия его на учет и наличия других лиц, поставленных на учет ранее его.
Поскольку в силу статей 5 и 8 Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, жилое помещение должно быть предоставлено Иванову А.В. Администрацией Кагальницкого района Ростовской области.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, в соответствии сч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, отмечает, что обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в соответствии с действующим законодательством возложена на орган местного самоуправления, в связи с чем ссылка апеллянта на отсутствие соответствующего финансирования из бюджета Ростовской области, как на основание для отмены решения суда, несостоятельна.
Так как доводы апелляционной жалобы не опровергают правильные выводы суда первой инстанции и не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого решения, а оснований для безусловной отмены решения суда первой инстанции, установленных в ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебной коллегией в не установлено, апелляционная жалоба Администрации Кагальницкого района Ростовской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 23 июля
2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации
Кагальницкого района Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.