Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Чеботаревой М.В.,
судей Шикуля Е.В., Рудневой О.А.,
при секретаре Магакьян Е.М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Шикуля Е.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г. Шахты Ростовской области на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 02.08.2013,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Шахты, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском об обязании совершить действия в сфере осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, указав, что прокуратурой г. Шахты совместно с ОГИБДД УМВД России по г. Шахты 30.05.2013 г. проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения в части содержания автомобильных дорог г. Шахты. В ходе проверки установлено, что на автодороге на ул. Ведомственная, в районе АГЗС, расположенной по адресу г. Шахты, ул. Мировая Коммуна, 26, проезжая часть находится в аварийном состоянии. Дефекты дорожного покрытия (выбоины, провалы, просадки) превышают предельно допустимые размеры по ГОСТ Р 50597-93 и могут привести к аварийной ситуации, в результате которой может пострадать неограниченный круг граждан. Муниципальные дороги города находятся в оперативном управлении МУ "ДЖКХ" г. Шахты.
На основании изложенного, с учетом уточнений исковых требований, прокурор просил суд обязать администрацию г.Шахты выделить за счет средств местного бюджета денежные средства для ремонта участка автомобильной дороги на ул. Ведомственная, в районе АГЗС, расположенной по адресу г. Шахты, ул. Мировая Коммуна, 26; обязать МКУ "Департамент городского хозяйства" г.Шахты привести в соответствие с требованиями п.п. 3.1.2, 3.1.3 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" участка автомобильной дороги на ул. Ведомственная, в районе АГЗС, расположенной по адресу г. Шахты, ул. Мировая Коммуна, 26, за счет выделенных бюджетных средств в трехмесячный срок после вступления решения суда в законную силу.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 02.08.2013 исковые требования прокурора г. Шахты удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Шахты- по доверенности О.А. Клочко просит отменить решение суда как незаконное. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда в части обязания Администрации города выделить денежные средства за счет средств местного бюджета нарушает принцип самостоятельности в деятельности органа местного самоуправления и иммунитета бюджета органа местного самоуправления. Кроме того, денежные средства уже выделены. Также в жалобе указано, что на МКУ "ДГХ" г. Шахты возложены функции по ремонту дорог местного значения в рамках бюджетного финансирования, реализации программных мероприятий. МКУ "ДГХ" г. Шахты является распорядителем бюджетных средств, который определяет направление расходования средств на ремонт, содержание дорог. По их данным работы по ремонту дороги на ул. Ведомственная, в районе АГЗС, расположенной по адресу г. Шахты, ул. Мировая Коммуна, 26, планируется отремонтировать до 15.10.2013.
Представители МКУ "Департамент городского хозяйства г. Шахты", УМВД России по г. Шахты в судебное заседание не явились, извещены, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в их отсутствие.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации города Шахты, прокурора, проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности, не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд правомерно исходил из того, что на органы местного самоуправления возложено осуществление дорожной деятельности на дорогах местного значения в границах города, содержание автомобильных дорог, решение вопросов об организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Пунктом 6 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Из п. 6 ст. 3 указанного Закона следует, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Понятие "содержание автомобильной дороги" раскрыто в п. 12 ст. 3 данного Закона и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года N 221) устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Пунктом 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Данным документом также утверждены предельно допустимые повреждения покрытия.
В соответствии с п.п.5 ч.1 ст.6 Устава Муниципального образования "Город Шахты", утвержденного решением Шахтинской городской Думы от 08.11.2005 N106, к вопросам местного значения города относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Шахты, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что по результатам проведенной 30.05.2013 г. проверки установлено, что на участке автодороги на ул. Ведомственная, в районе АГЗС, расположенной по адресу г. Шахты, ул. Мировая Коммуна, 26, покрытие проезжей части находится в аварийном состоянии, имеет повреждения в виде провала следующих размеров: длина 364 см, ширина - 393 см, глубина 100 см. Имеющиеся дефекты проезжей части (выбоины) превышают предельно допустимые размеры и не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-93.
Установлено, что муниципальные дороги переданы в оперативное управление МКУ "Департамент городского хозяйства" г.Шахты на основании постановления администрации г.Шахты от 12.04.2010г. N1174. Постановлением администрации г.Шахты от 14.01.2013г. N136 МКУ "Департамент городского хозяйства" г.Шахты определен заказчиком от имени муниципального образования "Город Шахты" на работы по ремонту, содержанию и благоустройству объектов внешнего благоустройства, дорожного и водного хозяйства города.
В силу Устава МКУ "ДГХ" г. Шахты Департамент выполняет функции по содержанию, ремонту, реконструкции, строительству и эксплуатации муниципальных дорог в пределах г.Шахты.
Таким образом, МКУ "ДГХ" г. Шахты в силу норм Устава обязан осуществлять содержание и обеспечивать надлежащее состояние автомобильных дорог местного значения.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что ответчики ненадлежащим образом исполняют возложенные на них обязанности по содержанию автомобильных дорог.
Установленный судом срок исполнения МКУ "ДГХ" г. Шахты обязанности по организации ремонта указанной автомобильной дороги отвечает требованиям разумности и справедливости.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку из изложенных выше норм права следует, что обязанность по содержанию дорог местного значения в границах городского округа лежит на органе местного самоуправления, исполнительным органом которого является администрация города. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Доказательства того, что денежные средства на ремонт участка автодороги на на ул. Ведомственная, в районе АГЗС, расположенной по адресу г. Шахты, ул. Мировая Коммуна, 26, выделены, в материалах дела отсутствуют.
При разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 02.08.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Шахты - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.