Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Сказочкина В.Н.,
судей Сивохина Д.А. и Захарова С.В.,
при секретаре: Овчинникове А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Александрова Ю.А. на решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 6 августа 2013 года, которым постановлено:
"Заявление Александрова А.А. о признании незаконным решения Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N3 от 27 июля 2013 года N и о возложении обязанностей на Окружную избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N3 по регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Тольятти 6 созыва по одномандатному избирательному округу N3 оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения Александрова Ю.А., просившего решение отменить, представителей территориальной избирательной комиссии - Теслину Т.В. и Смирнову Е.В. (обе по доверенности и удостоверению), просивших решение оставить без изменения, заключение прокурора прокуратуры Самарской области - Хлебниковой Е.В., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛ:
Александров Ю.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 3 городского округа Тольятти Самарской области (далее - ОИК N 3 г.о.Тольятти Самарской области) от 27 июля 2013 года N которым ему, выдвигавшемуся в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу N 3 городского округа Тольятти Самарской области по основаниям, предусмотренным подпунктом 3 пункта 9 статьи 38 Закона Самарской области от 08 июня 2006 г. N 57-ГД "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования" (далее - Закон Самарской области от 08 июня 2006 г. N 57-ГД).
В обоснование заявления Александров Ю.А. указал на то, что у ОИК N 3 г.о.Тольятти Самарской области отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения, поскольку им были представлены все необходимые для регистрации документы в установленный частью 1 статьи 38 Закона Самарской области от 08 июня 2006 г. N 57-ГД, то есть до 18 часов 27 июля 2013 года.
Ссылаясь на то, что незаконный отказ в регистрации кандидатом, по мнению заявителя, препятствует в реализации его пассивного избирательного права, просил обязать ОИК N 13 г.о.Тольятти Самарской области зарегистрировать его кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу N 3 городского округа Тольятти Самарской области.
Представитель ОИК N 3 г.о.Тольятти Самарской области против удовлетворения заявления Александрова А.Ю. возражала, настаивая на том, что оспариваемое решение принято ОИК N 3 г.о.Тольятти Самарской области в соответствии с нормами действующего избирательного законодательства.
Прокурор прокуратуры Автозаводского района г.Самары просил в удовлетворении заявления Александрова А.Ю. отказать.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Александров А.Ю. просит решение суда отменить как принятое с нарушением материального права, постановить новое решение, которым удовлетворить заявленные им требования.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит основания для отмены решения суда.
Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с этим Федеральным законом, иным законом (пункт 1 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием отказа в регистрации кандидата (подпункт 3 пункта 9 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов (пункт 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, часть 1 статьи 34 Закона Самарской области от 08 июня 2006 г. N 57-ГД).
В силу пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Согласно пункту 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ вместе с заявлением, указанным в пункте 2 данной статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено Федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.
Требования частей 3 и 5 статьи 33 Закона Самарской области от 08 июня 2006 г. N 57-ГД к документам, предоставляемым в избирательную комиссию, аналогичны вышеприведенным положениям статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Согласно положениям пункта 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, предоставляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В силу статьи 38 Закона Самарской области от 08 июня 2011 г. N 57-ГД регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 3 и 5 статьи 33 данного Закона, иных предусмотренных этим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, первого финансового отчета, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. Все документы для регистрации кандидата, списка кандидатов представляются кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшим кандидата, список кандидатов, в избирательную комиссию, организующую муниципальные выборы не позднее чем за 42 дня до голосования до 18 часов местного времени, (часть 1 ст. 38 Закона). При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований данного Закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, письменно под расписку извещает об этом кандидата, избирательное объединение с указанием на то, какие выявлены недостающие сведения или нарушения требований к оформлению документов. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 33 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Судом установлено, что Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 19 июня 2013 года "О назначении выборов депутатов Думы городского округа Тольятти шестого созыва" N 1233 выборы депутатов Думы городского округа Тольятти шестого созыва назначены на 8 сентября 2013 года (л.д. 31).
Постановлением Избирательной комиссии городского округа Тольятти от 21 июня 2013 N 67/1 на территориальную избирательную комиссию Автозаводского района г. Тольятти Самарской области возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам Думы городского округа Тольятти шестого созыва по одномандатным избирательного округа N 3.
Из материалов дела следует, что 01 июля 2013 года Александров Ю.А. уведомил Окружную избирательную комиссию по одномандатному избирательному округу N 3 (далее - ОИК N 3) о самовыдвижении кандидатом в депутаты Думы городского округа Тольятти шестого созыва. Им лично в ОИК N 3 для приобретения статуса зарегистрированного кандидата подано письменное заявление о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу и указанием сведений: фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, адреса места жительства, серии, номера и даты выдачи паспорта гражданина, наименования органа, выдавшего паспорт, гражданства, образования и рода занятий. С заявлением представлена копия паспорта на двух листах (л.д. 20-21).
В тот же день членом ОИК Теслиной Т.В. кандидату Александрову А.Ю. выдано подтверждение о приеме от него документов (л.д. 20).
04 июля 2013 г. Александровым А.Ю. в ОИК N 3 к письменному заявлению о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу от 01 июля 2013 года дополнительно поданы копии следующих документов: сведения о размере и об источниках доходов, принадлежащем ему имуществе (в т.ч. на праве собственности), о вкладах в банках и ценных бумагах по форме, не соответствующей приложению 1 к Закону Самарской области от 08 июня 2006 г. N 57-ГД; ряд свидетельств - о внесении в ЕГРИП, о постановке на учета в налоговом органе, о регистрации автомобиля, о государственной регистрации права на квартиру, о государственной регистрации юридического лица, копии налоговых деклараций за 2012 года и по налогу, уплачиваемому с применением упрощенной системы налогообложения, а также автобиографическую справку и копию паспорта на одном листе.
В тот же день членом ОИК Малкиной Л.П. кандидату Александрову А.Ю. выдано дополнительное подтверждение о приеме от него документов (л.д. 22).
18 июля 2013 года кандидатом Александровым А.Ю. в ОИК N 3 представлены первый финансовый отчет, биографическая справка, фотографии, справка об открытии вклада, а также подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения и протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата.
В тот же день членом ОИК Малкиной Л.П. кандидату Александрову А.Ю. выдано дополнительное подтверждение о приеме от него указанных документов (л.д. 36)
Уведомлением от 22 июля 2013 года ТИК Автозаводского района городского округа Тольятти Самарской области известила кандидата Александрова А.Ю. о нарушениях, выявленных при проверке документов, представленных им на выдвижение и регистрацию кандидата в депутаты, а также о дате и месте заседания избирательной комиссии по регистрации его кандидатом (л.д. 40), на следующий день, 23 июля 2013 года Александров А.Ю. указанные в уведомлении нарушения устранил (л.д. 40 оборот - 50).
Разрешая требования по заявлению по существу, суд правомерно применил к спорным правоотношениям положения Федерального закона N 67-ФЗ и Закон Самарской области N 57-ГД и пришел к обоснованному выводу, что решение ОИК N 3 об отказе в регистрации Александрова А.Ю. кандидатом в депутаты Думы городского округа Тольятти шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 является обоснованным и не подлежащим отмене.
При этом суд обоснованно исходил из того, что на 10 июля 2013 года Александровым А.Ю. в ОИК N 3 представлены не все документы, необходимые для выдвижения кандидата, что препятствовало ОИК в соответствии с п.6 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ и в соответствии с п.7 Закона Самарской области N 57-ГД обратится с представлением о проверке достоверности сведений о кандидате в соответствующие органы.
Доводы апелляционной жалобы об ошибочности выводов суда о том, что одновременно с заявлением о согласии баллотироваться от 01 июля 2013 года Александров А.Ю. обязан был представить все перечисленные в п.3, 5 Закона Самарской области N 57-ГД документы, то есть также 01 июля 2013 года, являются обоснованными поскольку и в п.3 ст. 33 ФЗ N 67 и в ч.3 ст. 5 Закона Самарской области N 57-ГД говорится о том, что необходимые для выдвижения кандидата документы представляются вместе с его заявлением о согласии баллотироваться, но одновременно как указал суд, сделав вывод, что "вместе" и есть "одновременно". Судом первой инстанции не принято во внимание, что документы, уведомляющие о выдвижении кандидатов, списка кандидатов, могут быть представлены в соответствующую комиссию до 18 часов последнего дня выдвижения (часть 1 статьи 33 Закона Самарской области), установленный законодателем Самарской области срок для выдвижения - 20 дней со дня официального опубликования - в рассматриваемом случае до 10 июля 2013 года, однако данное обстоятельство при доказанности непредставления Александровым А.Ю. в ОИК N 3 на 10 июля 2013 года всех документов, необходимых для выдвижения его депутатом не влечет за собой отмену решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 6 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Александрова Ю.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.