Апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 19 августа 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шуковой Н.М.,
судей Желтышевой А.И, Назейкиной Н.А.,
с участием прокурора Шабановой Ю.Н.
при секретаре Салихове Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истца Ч. - ФИО9 на решение Самарского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
"Исковые требования Ч. к Департаменту социальной защиты и поддержки населения Администрации городского округа Самара, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров удовлетворить частично.
Признать право Ч., вдовы участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в 1986 году М., умершего ДД.ММ.ГГГГ, являвшегося инвалидом второй группы вследствие заболевания, связанного с непосредственным участием в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца.
Обязать Департамент социальной поддержки и защиты населения Самарского района городского округа Самара за счет средств Федерального бюджета (казны) Российской Федерации назначить Ч. ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в возмещение вреда, причинённого смертью кормильца, в сумме 705,39 рублей с ДД.ММ.ГГГГ и включить её в списки граждан, имеющих право на получение указанной выплаты. В дальнейшем указанную денежную компенсацию индексировать в соответствии с действующим законодательством РФ.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Назейкиной Н.А., объяснения представителя истца Ч. - ФИО9 (по доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ) в поддержание доводов жалобы, возражения на жалобу представителя Департамента социальной поддержки и защиты населения Администрации г.о.Самара - ФИО8 (по доверенности), заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ч. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты и поддержки населения Администрации г.о.Самара, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о назначении ежемесячной денежной компенсации по случаю потери кормильца на приобретение продовольственных товаров.
В обоснование заявленных требований Ч. указала, что является вдовой М. - инвалида, умершего вследствие заболевания, связанного с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. По мнению истца, в соответствии с ч.4 ст.14 Закона РФ от 15.05.1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров должна распространяться на вдов умерших инвалидов, однако ответчик отказывается в добровольном порядке назначить ей указанную выплату.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО9 просит решение суда отменить в части отказа во взыскании задолженности за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 125 195,93 рублей, удовлетворив заявленные исковые требования в указанной части. По мнению представителя истца, судом самовольно изменен предмет исковых требований, не приняты во внимание доводы истца о том, что на момент введения вышеуказанной льготы механизма её реализации Постановлением Правительства, как того требовало положение ст.3 базового Закона, создано не было. Соответствующий механизм предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N907 в редакции Постановления Правительства РФ от 24.09.2010 N751. Таким образом, причиной неполучения указанной меры социальной поддержки является задержка принятия Правительством РФ соответствующего Постановления, определяющего механизм реализации Закона в период со 02.03.1996 года по 24.09.2010 года. По мнению представителя истца, при противоречии двух нормативных актов суд должен был применить нормативный акт, имеющий большую юридическую силу.
Проверив материалы дела, заслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Судом установлено, что Ч. состояла в зарегистрированном браке с М., инвалидом второй группы вследствие заболевания, полученного при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
Данные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о заключении брака серии N от ДД.ММ.ГГГГ, справкой Бюро медико-социальной экспертизы серии N от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ М. умер.
Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о смерти серии I N от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно решению "данные изъяты" по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов ФГУЗ " "данные изъяты"" N/г от ДД.ММ.ГГГГ смерть М. связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Частью 4 статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой указанной статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.
Пунктом 13 части первой статьи 14 вышеназванного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 данного закона (граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и инвалиды, вследствие чернобыльской катастрофы) гарантируется ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров.
В указанной норме определен конкретный круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.
Вместе с тем в настоящее время принято Постановление Правительства РФ от 24.09.2010 года N751, которым в Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года N907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", внесены изменения в части выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в статье 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Названная компенсация на основании приведенных изменений действующего законодательства назначается указанным лицам с ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку в соответствии с частью четвертой статьи 14 указанного Закона меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, распространяются и на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье, то у Ч. в связи со смертью мужа возникло право на получение денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.12.2012 года N1255 "Об индексации в 2013 году размеров компенсацией и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров (п.13 ч.1 ст.14 базового Закона) составляет 705,39 рублей.
В соответствии с п.2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N751 от 24.09.2010 года, для получения компенсации гражданин подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ, заявление (с указанием почтового адреса получателя компенсации или реквизитов счета, открытого получателем компенсации в кредитной организации), к которому прилагаются следующие документы: а) заверенная копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки; д) заверенная копия свидетельства о смерти; е) заверенная копия заключения межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи заболевания, приведшего к смерти кормильца, с последствиями чернобыльской катастрофы.
Согласно п.6 вышеназванных правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам указанным в части четвертой статьи 14 Закона, производится начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления через организации федеральной почтовой связи либо через кредитные организации.
Судом установлено, что Ч. обратилась с заявлением о назначении выплат 21.02.2013 года, ранее с указанным заявлением не обращалась.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о назначении Ч. с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в сумме 705,39 рублей с учетом индексации.
Между тем, суд обоснованно отказал в удовлетворении требования истца о взыскании социальной выплаты за период со 02.04.2000 года по 31.12.2012 года, поскольку Ч. обратилась в Департамент социальной защиты и поддержки населения Администрации г.о.Самары с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров 21.02.2013 года.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Самарского районного суда г.Самары от 04 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Ч. - ФИО9 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.