судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Елистратовой Е.В.
судей: Самчелеевой И.А., Маркина А.В.
при секретаре: Крайковой А.В.
с участием прокурора Кушнирчук А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Отрадного Самарской области в интересах Шайдровой Е.И. к Администрации г.о. Отрадный Самарской области о предоставлении жилого помещения.
с апелляционной жалобой Администрации г.о. Отрадный Самарской области на решение Отрадненского городского суда Самарской области от 24 июня 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора города Отрадного Самарской области в защиту интересов Шайдровой Е.И. удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Отрадный Самарской области предоставить Шайдровой Е.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения жилое помещение по договору социального найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных законодательством социальных норм".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Самчелеевой И.А., обсудив доводы жалобы, доводы представителя Администрации городского округа Отрадный Самарской области, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Отрадного Самарской области обратился в суд с иском в интересах Шайдровой Е.И. к Администрации городского округа Отрадный Самарской области о предоставлении жилого помещения.
В обоснование своих заявленных требований указал, что прокуратурой города Отрадный проведена проверка исполнения требований законодательства, регулирующего порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области и признанных нуждающимися в жилых помещениях. В ходе проверки установлено, что Шайдрова Е.И. ДД.ММ.ГГГГ р. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители умерли.
Шайдрова Е.И. какого-либо жилья не имеет, решением Администрации г.о. Отрадный N от ДД.ММ.ГГГГ за нею закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 98.1 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с законодательством РФ и законодательствами субъектов РФ.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
До настоящего времени администрацией г.о. Отрадный обязанность по обеспечению Шайдровой Е.И. жилым помещением по договору социального найма из специализированного жилищного фонда не выполнена.
В соответствии со ст. 10 Федерального Закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без полпечения родителей", прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, истец просит обязать Администрацию г.о. Отрадный предоставить Шайдровой Е.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения жилое помещение по договору социального найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных норм.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация г.о. Отрадный Самарской области просит отменить решение суда, указывая на то, что не могут быть выполнены все обязательства в столь необоснованно короткий срок. Кроме того, администрация изыскивает все возможности для скорейшего исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения детям-сиротам и предпринимает все необходимые меры к приобретению жилых помещений за счет субвенций, выделяемых из бюджета Самарской области. Тем не менее, на сегодняшний день по объективным причинам отсутствует жилищный фонд, приобретенный за счет субвенций областного бюджета.
Проверив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, исходя из следующего.
Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Удовлетворяя требования прокурора Октябрьского района г. Самары суд пришел к правильному выводу, что к правоотношениям, сложившимся между сторонами должны быть применены нормы Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N15-ФЗ), Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Самарской области от 28.12.2012 N135-ГД (в ред. от 10.04.2013) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области", поскольку действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции вышеуказанного Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции вышеуказанного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно статьи 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Частями 4,5 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 N135-ГД установлено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно части 9 статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N135-ГД жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру или жилой дом.
Статьями 5,6,8 Закона Самарской области от 05.03.2005 N77-ГД (в ред. от 29.12.2012) "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения" предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Из материалов дела следует, что Шайдрова Е.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
На основании решения Отрадненкого городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Главы г.о. Отрадный N от ДД.ММ.ГГГГ, Шайдрова Е.И. принята на учет граждан в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на предоставление жилого помещения по договору социального найма по г.о. Самара.
Однако, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлялось. Согласно представленным сведениям, жилого помещения на праве собственности Шайдрова Е.И. не имеет.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также нормы действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора, связанных с предоставлением Шайдровой Е.И. жилого помещения на условиях специализированного найма.
Доводы апелляционной жалобы администрации городского округа Отрадный Самарской области о том, что суд не учел, что у ответчика отсутствует реальная возможность немедленного предоставления жилья, поскольку отсутствует жилищный фонд, не могут повлечь за собой отмену либо изменение решения суда, поскольку действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.
Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу повторяют правовую позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции и не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Отрадненского городского суда г. Самары от 24 июня 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г.о. Отрадный Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.