судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Лазаревой М.А.,
судей - Вачковой И.Г., Черкуновой Л.В.,
при секретаре - Елютиной И.Е.,
с участием прокурора Тихоновой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Промышленного района г. Самары к МП г.о. Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" об обязании привести территорию улично-дорожной сети Промышленного района г. Самары в соответствие с требованиями ГОСТа,
по апелляционной жалобе МП г.о. Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" на решение Ленинского районного суда г. Самара от 25 июня 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Прокурора Промышленного района г. Самары -удовлетворить.
Обязать Муниципальное предприятие г.о. Самары "Трамвайно-троллейбусное управление" привести территорию улично-дорожной сети Промышленного района г. Самары в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года за N 221, а именно:
- привести головки рельса трамвайных путей, расположенных в пределах проезжей части на пересечении "адрес" в надлежащее состояние в соответствии с п. 3.1.13 ГОСТ Р 50597-93".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя МП г.о. Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" - Савватеевой Т.Ф. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя МП "Благоустройство" - Гункиной Л.Е. (по доверенности) и представителя У МВД России по г. Самара - Сенькина Е.И. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Промышленного района г. Самары обратился в суд с иском к МП г.о. Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" об обязании привести территорию улично-дорожной сети Промышленного района г. Самары в соответствие с требованиями ГОСТа.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проверки исполнения ответчиком законодательства о безопасности дорожного движения при функционировании дорог, расположенных в промышленном районе г. Самары, совместно с ОДИ ОГИБДД УМВД России по г. Самаре выявлены нарушения п. 3.1.13 ГОСТ Р 50597-93 на пересечении "адрес" отклонение верха головки рельса трамвайных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия составляет от 3 до 10 см. по высоте, что нарушает требования безопасности дорожного движения и создает угрозу жизни и здоровья людей.
Ссылаясь на указанные обстоятельства Прокурор Промышленного района г. Самара просил обязать МП г.о. Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" привести территорию улично-дорожной сети Промышленного района г. Самары в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года за N 221, а именно: привести головки рельса трамвайных путей, расположенных в пределах проезжей части на пересечении "адрес" в надлежащее состояние в соответствии с п. 3.1.13 ГОСТ Р 50597-93.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель МП г.о. Самара "Трамвайно-троллейбусное управление", в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного при неправильном применении норм материального права, указав, что вывод суда о том, что МП ТТУ является надлежащим ответчиком является несостоятельным, поскольку договор от 21.12.2004г. "О порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения", заключенный между МП ТТУ и Комитетом по управлению имуществом г.о. Самара, подтверждает передачу именно трамвайных путей, а не дороги и не возлагает на предприятие функций по содержанию и благоустройству автомобильных дорог. На основании Устава основным видом деятельности МП ТТУ является перевозка населения городским электротранспортом. Вина ответчика в нарушении ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы" отсутствует. Спорный участок улиц - это перекресток автомобильных дорог совмещенных с трамвайными путями и используемые для проезда безрельсового транспорта. МП ТТУ выполняет ремонтно-строительные работы по содержанию трамваев и трамвайных путей в технически исправном состоянии, а не по содержанию и ремонту автомобильных дорог.
В заседании судебной коллегии представитель МП г.о. Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" - Савватеева Т.Ф., доводы апелляционной жалобы поддержала и просила решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
Прокурор, представитель МП "Благоустройство" - Гункина Л.Е. (по доверенности) и представитель У МВД России по г. Самара - Сенькин Е.И. в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, считает его законным и обоснованным.
Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в государственный стандарт ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года за N 221.
Указанный государственный стандарт устанавливает требования, обязательные для выполнения как юридическими, так и должностными лицами, включает технические характеристики и параметры проведения работ, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, эксплуатационного состояния дорог.
В соответствии с пунктом 1 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Пункт 3.1.13 ГОСТ Р 50597-93 устанавливает, что отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2,0 см., не допускается. На железнодорожных переездах не допускается возвышение междурельсового настила над верхом рельсов более 3,0 см., а глубина неровностей в покрытии междурельсового просвета не должна быть более 4,0 см.
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 года N 196-ФЗ, безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Статьей 5 указанного выше закона установлены основные направления обеспечения безопасности дорожного движения, которыми являются: разработка и утверждение в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; осуществления деятельности по организации дорожного движения; материальное и финансовое обеспечение мероприятий по безопасности дорожного движения; осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения и т.д.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения", пункт 13 основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, должностные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Часть 2 статьи 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" указывает, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которых находятся дороги.
Кроме того, пунктом 5.1.3 Правил технической эксплуатации трамвая также предусмотрено, что трамвайные пути, расположенные в проезжей части улицы, укладываются выше уровня дорожного покрытия не более чем на 20 мм.
Согласно пункта 4 статьи 6 Федерального закона РФ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 25 Устава городского округа Самара Самарской области, Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законом Самарской области.
Из материалов дела следует, что согласно договору N 000190Х от 21.12.2004г. о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, заключенного между Комитетом по управлению имуществом г.о. Самары и МП г.о. Самара "Трамвайно-троллейбусное управление", предприятие обязано содержать полученное в хозяйственное ведение имущество (в том числе и трамвайные пути) в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации и обеспечить его сохранность, производить капитальный и текущий ремонт основных фондов за счет собственных средств.
Судом установлено, что трамвайные пути, расположенные на пересечении "адрес" являются муниципальной собственностью и закреплены на праве хозяйственного ведения за МП г.о. Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" на основании выше указанного договора.
Также установлено, что на пересечении "адрес" отклонение верха головки рельса трамвайных путей, расположенных в пределах проезжей части относительно дорожного покрытия составляет от 3 до 10 см. по высоте, что является нарушением требований ГОСТа и Правил технической эксплуатации трамвая.
Суд обоснованно не принял во внимание доводы ответчика о том, что в соответствии с вновь принятым 13.06.2013 года Постановлением Администрации г.о. Самара "О внесении изменений в Постановление Главы г.о. Самара от 10.06.2008 года N 404 "Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара" работы по благоустройству и содержанию в порядке определенном настоящими правилами осуществляют на трамвайных путях, совмещенных с проезжей частью дорог, мостов, путепроводов и др. - специализированные организации, осуществляющие содержание и уборку дорог, соответственно обязанность по приведению данного участка дороги в соответствие с ГОСТом надлежит возложить на МП "Благоустройство", поскольку в соответствии с муниципальным контрактом от 22.10.2012 года, заключенным между МП "Благоустройство" и Департаментом благоустройство и экологии Администрации г.о. Самара (на основании Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных Постановлением Главы городского округа Самара от 10.06.2008 года за N 404), предприятие выполняет технический комплекс работ по обеспечению эксплуатационного состояния автомобильных дорог местного значения согласно условиям Контракта, а в соответствии с ведомостью объемов работ в период времени с января по октябрь 2013 года виды работ восстановление сопряжения трамвайных путей с проезжей частью отсутствуют. Новый контракт, в соответствии с внесенными изменениями в Правила благоустройства в настоящее время еще не заключен.
При указанных обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора в части обязания привести головки рельса трамвайных путей, расположенных в пределах проезжей части на пересечении "адрес" в надлежащее состояние в соответствии с п. 3.1.13 ГОСТ Р 50597-93.
Доводы в апелляционной жалобе о том, что МП ТТУ не является надлежащим ответчиком, не могут быть приняты во внимание, поскольку, как установлено судом, трамвайные пути, расположенные на пересечении "адрес", закреплены на праве хозяйственного ведения за ответчиком, который обязан следить за содержанием указанных путей и по необходимости проводить их ремонт. При этом в заседании судебной коллегии представитель МП г.о. Самара "ТТУ" пояснил, что как заказчики они заключают договора с подрядными организациями, предметом которых выступает выполнение работ по восстановлению асфальтобетонного покрытия, что подтверждает, тот факт, что ответчик обязан производить ремонтно-восстановительные работы асфальтобетонного покрытия трамвайных путей.
Кроме того, в силу п. 1.2 Правил дорожного движения РФ проезжая часть - это элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств, тем самым трамвайные пути вне зависимости от их расположения (обособленные или в одном уровне с проезжей частью) не являются проезжей частью.
+
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку являлись предметом судебного разбирательства, им дана надлежащая оценка в мотивировочной части решения суда.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самара от 25 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МП г.о. Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.