Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сказочкина В.Н.,
судей - Сивохина Д.А. и Захарова С.В.,
при секретаре - Елютиной И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г.Самары от 7 июня 2013 года, которым постановлено:
"Заявление Тумара А.А. - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента управления имуществом городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Тумару А.А. социальной выплаты на приобретение жилого помещения как участнику Великой Отечественной Войны в соответствии с Указом Президента РФ N714 от 7 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Тумару А.А. социальную выплату на приобретение жилого помещения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Департамента управления имуществом городского округа Самара - Меренковой Е.А., просившей решение отменить, возражения представителя Тумара А.А. - Беружной Н.М. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тумар А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа Департамента управления имуществом городского округа Самара об отказе в предоставлении социальной выплаты, установленной Указом Президента РФ N714 от 7 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг."
В обоснование заявленных требований указал, что является ветераном - участником Великой Отечественной войны. На основании постановления администрации г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ N состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как гражданин, имеющий право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" с составом семьи 4 человека, очередь N, имеет долю (1/4) в праве общей долевой собственности на квартиру N "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ в Департамент управления имуществом городского округа Самара Тумаром А.А. подано заявление о предоставлении социальной выплаты установленной Указом Президента РФ N714 от 7 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.".
ДД.ММ.ГГГГ заявителем получено письмо из Департамента управления имуществом городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N, в котором сообщалось об отсутствии правовых оснований для обеспечения его социальной выплатой установленной Указом Президента РФ N714 от 7 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг." со ссылкой на то, что соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" он имеет право на льготы, предусмотренные статьей 17 указанного ФЗ, а именно на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем только в случае выселения его из занимаемого служебного жилого помещения, что не имеет место в рассматриваемом случае, так как установлено, что жилое помещение, в котором он проживает, служебным помещением не является.
Ссылаясь на то, что он подпадает под категорию граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом "О ветеранах", Указом Президента РФ N714 от 7 мая 2008 года Тумар А.А. просил признать оспариваемый отказ Департамента управления имуществом городского округа Самара незаконным и обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить ему социальную выплату.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, указывает на ошибочность вывода суда о том, что Тумар А.А. имеет право на получение социальной выплаты.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как следует из материалов дела, Тумар А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном Великой Отечественной войны, с момента призыва в Вооруженные Силы в декабре 1944 года военную службу в составе действующей армии не проходил, то есть он относится к категории участников Великой Отечественной войны, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" (военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
Тумар А.А. выдано удостоверение ветерана Великой Отечественной войны серии N, согласно которого Тумар А.А. ветеран - участник Великой Отечественной войны имеет права и льготы, установленные в пп. "з" пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (л.д. 12).
На основании постановления администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N Тумар А.А. состоит в списках нуждающихся в жилых помещениях, как гражданин, имеющий право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В списке ветеранов Великой Отечественной войны Тумар А.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ значился под N.
ДД.ММ.ГГГГ Тумар А.А. обратился в Департамент управления имуществом городского округа Самара с заявлением о предоставлении социальной выплаты, установленной Указом Президента РФ N714 от 7 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг." (л.д. 7).
Сообщением N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5-6) Департамент управления имуществом городского округа Самара уведомил Тумар А.А. об отказе в предоставлении социальной выплаты, установленной Указом Президента РФ N714 от 7 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.", причиной отказа указал отсутствие оснований для обеспечения его жильем за счет средств федерального бюджета.
Удовлетворяя требования Тумар А.А., суд первой инстанции указал, что заявитель в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" имеет право на социальную выплату на основании Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714.
Однако, данный вывод суда являются ошибочными и не соответствуют материалам дела и не свидетельствуют о наличии у заявителя на момент принятия оспариваемого отказа права на предоставление социальной выплаты, установленной Указом Президента РФ N714 от 7 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.".
Суд оставил без внимания то, что Тумар А.А. как следует из записи в военном билете, не проходил службу в действующей армии в годы Великой Отечественной войны (л.д. 11).
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" установлена такая категория ветеранов, как ветераны Великой Отечественной войны.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг." (в редакции Указа Президента РФ от 09 января 2010 г. N 30), постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Статьей 1 Федерального закона "О ветеранах" установлены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
Установление определенных категорий ветеранов осуществляется с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда.
Классификация ветеранов имеет своей целью дальнейшую дифференциацию всего комплекса льгот и гарантий в зависимости от нужд, наиболее присущих каждой из обозначенных категорий лиц.
Возможность приобретения гражданами прав и льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", поставлена в зависимость от того, обладают ли эти лица признаками, необходимыми для их отнесения к соответствующей категории ветеранов. Признаки эти прямо поименованы в статьях 2 - 7 указанного закона применительно к каждой категории ветеранов.
Перечень мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны определен в ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", согласно пп. 3 п. 1 которой участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. "а" - "ж" и "и" п. п. 1 п. 1 ст. 2 настоящего ФЗ предоставляются такие меры социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, положения пп. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" об обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, распространяются только на участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. "а" - "ж" и "и" пп. 1 п. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, к числу которых Тумар А.А. не относится.
Данным нормативным актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также иных лиц, перечисленных в нем.
При этом п. 1, 2 и 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусматривается, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст. 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 6 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" форма предоставления данной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
На территории Самарской области предоставление мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется в соответствии с Законом Самарской области от 28 июня 2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан проживающих на территории Самарской области".
Согласно пункта 4 указанного Закона обеспечение жилыми помещениями граждан имеющими на это право, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области.
С учетом изложенных обстоятельств у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения требований Тумар А.А. о признании незаконным решения Департамента управления имуществом городского округа Самара об отказе в предоставлении ему социальной выплаты, установленной Указом Президента РФ N714 от 7 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.".
Вместе с тем, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителем заявителя представлено справка серия МСЭ-2012 N, выданная ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области", согласно которой Тумар А.А. ДД.ММ.ГГГГ установлена вторая группа инвалидности бессрочно по общему заболеванию.
Таким образом, Тумар А.А. является участником ВОВ и инвалидом 2 группы вследствие общего заболевания.
Перечень мер социальной поддержки участников ВОВ определен в ст. 15 ФЗ "О ветеранах", согласно подп. 3 п. 1 ст. 15 Закона участникам ВОВ из числа лиц, указанных в подп. "а"-"ж" и "и" подп. 1 п. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, предоставляются такие меры социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего ФЗ. Участники ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Пунктом 2 этой же статьи ФЗ установлено, что участникам ВОВ, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.
Из буквального содержания названного пункта следует, что в качестве субъектов, на которых распространяется указанное правило, названы участники ВОВ - без разделения на категории, установленные в подпункте 1 пункта 1 ст. 2 Федерального закона, следовательно, такое правило распространяется и в отношении участников ВОВ из числа военнослужащих, названных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 ст. 2 ФЗ "О ветеранах", к которой относится истец.
В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 14 ФЗ "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего ФЗ. Инвалиды ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Инвалиды ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Как пояснил суду апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица, Департамент управления имуществом городского округа Самара в настоящее время не оспаривает право Тумар А.А. на получение социальной выплаты, установленной Указом Президента РФ N714 от 7 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.", денежные средства для этого перечисленные из федерального бюджета, имеются.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Самары от 7 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.