Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сказочкина В.Н.,
судей - Сивохина Д.А. и Захарова С.В.,
при секретаре - Елютиной И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г.Самары от 17 июня 2013 года, которым постановлено:
"Заявление Ступиной Н.А. удовлетворить.
Признать незаконным заключение Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, расположенного по адресу: "адрес" площадью "данные изъяты" кв.м.
Обязать Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара утвердить схему расположения земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес" на кадастровом квартале соответствующей территории".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара Крапчетовой Г.А. (по доверенности) просившей решение отменить, возражения представителя Ступиной Н.А. - Кудиновой Т.В. (по доверенности) относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ступина Н.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в утверждении схемы расположения земельного участка.
В заявлении указала, что ДД.ММ.ГГГГ ею в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области было направлено заявление о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м., используемого под садоводство.
Уведомлением N от ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Самарской области отказало в предоставлении земельного участка. При этом ссылалось на заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка в санитарно-защитной зоне аэродрома.
Ссылаясь на недоказанность выводов заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N от ДД.ММ.ГГГГ о нахождении испрашиваемого земельного участка в санитарно-защитной зоне аэродрома заявитель просит признать незаконным отказ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" и обязать Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара устранить допущенное нарушение ее прав путем утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара просит решение суда отменить, полагая его неправильным, незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решения суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением материального права.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель Ступина Н.А. в лице представителя обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м., указав предполагаемой целью использования земельного участка под садоводство (л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Самарской области направило в адрес представителя заявителя Худяковой И.В. уведомление об отказе в предоставлении земельного участка, при этом ссылалось на заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N от ДД.ММ.ГГГГ, в котором тот сообщает, что испрашиваемый земельный участок находится в санитарно-защитной зоне аэродрома, на территории которой не допускается расположение территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания (л.д. 7).
Используемый аэродромом земельный участок расположен в территориальной зоне предприятий и складов II -I классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 500 м) (ПК-3) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 24 июня 2001 N61.
Разрешая дело и удовлетворяя требования Ступиной Н.А., суд первой инстанции, руководствуясь ст. 4 Закона Самарской области от 4 марта 2011 года N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", содержащую перечень оснований для отказа в утверждении схемы, пришел к выводу, что основание для отказа в утверждении схемы, указанное в оспариваемом заключении Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, а именно: нахождение испрашиваемого земельного участка в санитарно-защитной зоне аэродрома, не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
При этом суд исходил из того, что санитарно-защитная зона считается установленной с момента государственной регистрации соответствующего права на нее в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании акта уполномоченного органа согласно проекта организации санитарно-защитной зоны, доказательств чего Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара в нарушение требований ч.1 ст. 249 ГПК РФ не представлено.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции не основаны на законе.
Суд, хотя и сослался на ст. 4 Закона Самарской области от 4 марта 2011 года N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", вместе с тем неправильно ее истолковал и применил, что является основанием к отмене решения суда в силу ст.328 ГПК РФ.
Согласно ст.3 Закона Самарской области от 4 марта 2011 года N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", Утверждение Схемы осуществляется обладающим соответствующим полномочием органом местного самоуправления или в случаях, предусмотренных федеральным законом, - уполномоченным Правительством Самарской области органом исполнительной власти Самарской области (далее - уполномоченный орган).
Схема утверждается путем принятия уполномоченным органом соответствующего правового акта. В правовом акте об утверждении Схемы указываются сведения о разрешенном использовании земельного участка с указанием принадлежности его к территориальной зоне, сведения о красных линиях и иных ограничениях (обременениях) в отношении земельного участка.
Подготовленная Схема утверждается в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Утвержденная Схема является основанием для выполнения в отношении этого земельного участка кадастровых работ.
В силу ст.4 указанного Закона N 16-ГД от 4.03.2011г., Основаниями для отказа в утверждении Схемы являются:
1) несоответствие площади земельного участка предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) пересечение границ испрашиваемого земельного участка с границами муниципальных образований и (или) границами населенных пунктов;
3) несоответствие заявленной цели использования испрашиваемого земельного участка назначению расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости и (или) градостроительным регламентам;
4) наличие ограничений, обременении, не позволяющих использовать земельный участок в соответствии с предполагаемым разрешенным использованием;
5) наличие данных о том, что формирование земельного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам;
6) невозможность образования испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
7) иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.2, ч.4 ст.4 Закона N 16-ГД от 4.03.2011 г., Уведомление об отказе в утверждении Схемы должно содержать причины невозможности ее утверждения со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты.
Отказ в утверждении Схемы может быть обжалован в судебном порядке.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (пункт 1); при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство должны соблюдаться санитарные правила (пункт 2).
В соответствии с ч. 3 ст. 34 ГрК границы зон с особыми условиями использования территорий, к которым согласно ч. 4 ст. 1 ГрК относятся и санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.
Санитарно-защитная зона отражается в документах территориального планирования вне зависимости от наличия, либо отсутствия проекта санитарно-защитной зоны, разработанного эксплуатирующей организацией (п. 3.9 СанПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03, ч. 5 ст. 30 ГрК РФ).
Установление ограничений в использовании земельных участков в соответствии со ст. 11 ЗК РФ отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений. При этом органы местного самоуправления вправе с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разрабатывать и реализовывать местные программы использования и охраны земель. Это подразумевает возможность органов местного самоуправления устанавливать ограничения прав на землю, упомянутые в ст. 56 ЗК РФ, включая установление особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах.
Суд оставил без внимания то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне Ж-1 и располагается на расстоянии 21 метра от границы аэродрома, используемый аэродромом земельный участок расположен в территориальной зоне предприятий и складов II -I классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 500 м) (ПК-3) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 24 июня 2001 N61.
Законность включения спорной территории в санитарно-защитную зону не может являться предметом судебной проверки, поскольку с указанными требованиями заявитель не обращалась.
Таким образом, несмотря на расположение испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне Ж-1, его использование под садоводство возможно лишь при соблюдении требований санитарных норм и правил, в частности СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
В соответствии со СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. N 74 в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В соответствии с п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещение территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции эти требования законодательства во внимание не принял.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Если в судебном разбирательстве орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственный или муниципальный служащий выполнят возложенное на них бремя доказывания и судом будет установлено, что оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствует закону, а также то, что права либо свободы заявителя не были нарушены оспариваемым действием (бездействием), решением, суд отказывает в удовлетворении заявления (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что законные основания для удовлетворения требований ФИО отсутствуют, решение Ленинского районного суда г.Самары от 17 июня 2013 года подлежит отмене, а по делу следует постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявления в связи с необоснованностью заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Самары от 17 июня 2013 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Ступиной Н.А. о признании незаконным отказа Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: "адрес" и возложении на Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обязанности по устранению допущенного нарушения ее прав путем утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.